Особенности коррекции фонетико-фонематического недоразвития (ФФНР) у детей
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) возникает из-за нарушения понимания и различения звуков. Проблема появляется у дошкольников с нормальным слухом и сохранным интеллектом. Часто развивается на фоне дизартрии, ринолалии, дислалии. Логопедическая работа с детьми с ФФНР позволяет значительно улучшить уровень развития речи.
После нее происходит различение окончаний слов, приставок, предлогов и слов со сложной слоговой структурой. В дальнейшем дошкольники способны усвоить звуковой анализ и у них не будет проблем с освоением письма и чтения.
Характеристика детей
Прежде чем брать в работу детей дошкольного возраста в работу, логопед проводит диагностику. С ее помощью он определяет группу риска и тех, кому нужна помощь.
У ребенка с ФФНР отмечается не только несовершенство звуковой стороны речи, но и трудности с различением звуков.
Лексика и грамматика развивается с небольшим запозданием.
Сложные по артикуляции звуки заменяются на легкие: вместо «Р» будет «Л’», вместо «Л» — «И». Иногда вместо шипящих и свистящих появляются «Т», «Т’», «Д», «Д’». Ребенок вместо «санки» говорит «танки», «тапка» вместо «шапка» и т. п.
В некоторых случаях отмечается незавершенность процесса дифференциации звуков. Тогда дети произносят нечто усредненное, например, вместо «Ц» — «ТС», вместо «Ч» и «Т» искаженный вариант «Ч».
Нарушаться может как одна группа звуков, так и несколько. Отмечаются сложности с воспроизведением слов со стечением согласных. Затруднено выполнение заданий по типу «какой первый звук в слове», «хлопни в ладошки, когда услышишь звук» и т. п. Ребенок с ФФНР не может найти картинки на заданный звук.
В быту речь таких детей называют «кашей во рту». Артикуляция сжатая, плохая, слова произносятся смазано, словарь беден. Недоразвитие неярко выражено, только в ходе диагностики становятся заметны ошибки в употреблении предлогов, согласовании слов и т. п.
При отсутствии помощи специалиста нарушение скажется на формировании письменной речи. Имея ФФНР сложно будет писать и читать, в дальнейшем у них будет множество ошибок. При необходимости проводят коррекционную работу и в школьный период.
Общие моменты работы
Коррекция ФФНР не ограничивается одной работой с логопедом. Нагрузка должна правильно распределяться, создается особый режим дня. Проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия.
Особенность работы при ФФНР заключается в том, что в процессе участвуют воспитатели, музыкальные руководители, учителя физкультуры. Родители тоже становятся неотъемлемой частью коррекционного процесса. В их задачу входит закрепление пройденного материала и выполнение специальной гимнастики.
Цель коррекции в младшем школьном возрасте – это устранение дефектов речи и успешное усвоение образовательной программы.
В логопедии существуют разные методики работы с тем или иным нарушением. Для каждого случая специалист составляет индивидуальный план. В нем указывается последовательность работы и реализуемые цели.
Виды занятий
Логопед берет в работу детей со старшей и подготовительной группы. Для подгрупповых занятий дошкольников делят на несколько групп по 3-4 человека. В качестве критерия отбора берут развитие грамматического строя речи, лексики. Уровень детей должен быть примерно одинаковым.
На занятии логопед занимается:
- постановкой звуков;
- автоматизацией;
- дифференциацией;
- развитием словаря;
- грамматикой;
- слуховым восприятием.
Воспитатели закрепляют с дошкольниками пройденный материал. Это может касаться как произносительных навыков, так и лексических тем. Родители тоже участвуют в этом процессе, выполняя с детьми специальные задания, которые выдает логопед. На индивидуальных занятиях проводится развитие артикуляционных навыков и слухового восприятия. При усвоении правильного произношения звука подключается выработка навыка выделения его в слове.
Работа со слоговой структурой включается при необходимости. При дизартрии показан логопедический массаж.
Последовательность постановки звуков зависит от индивидуальных особенностей дошкольника. При нарушениях свистящих, шипящих и сонорных работу ведут над каждой группой. Иногда начинают с шипящих и сонорных, так как для этих групп необходима хорошая воздушная струя и верхний подъем кончика языка.
Фронтальные занятия проводятся со всей группой. На них отрабатываются лексические темы, дифференциация звуков. На каждом занятии отрабатывается комплекс артикуляционной гимнастики, уточняется произношение звуков. Задания рассчитаны на коллективное выполнение.
Основные этапы
У детей дошкольного возраста коррекция ФФН занимает около двух лет. Среди направлений работы можно выделить три основных. Первое – это артикуляционное. Посредством специальных упражнений ребенок вырабатывает нужные движения губ, языка. Уточняется произношение сохранных звуков. На их основе проводится развитие слухового восприятия.
Типичное задание: с ребенком разбирают произношение гласных звуков и показывают их артикуляцию. Потом предлагают определить беззвучное воспроизведение.
Производится обучение по выделению звука в слоге, узнавании его в потоке других фонем. Параллельно учат отстукивать ритм, говорить с разной интонацией.
Второй этап – это дифференциация, то есть различение звуков. Детям объясняют разницу в артикуляции, акцентируют на этом внимание. Материалом служат гласные. Именно от них зависит внятность речи.
Далее различение проводится уже не только на слух, но и на произношение. Для этого ребенку дают задания со звуками одной группы. Например, «З» и «С». Ему дают несколько картинок и просят разделить на содержащие «З» и «С».
Третий этап – развитие звукового анализа и синтеза. Он основной и трудоемкий. В ходе него детям дают основные характеристики (глухость, звонкость и т. п.). После чего на основе гласных звуков их учат выделять в слоге. Для начала они должны быть всегда вначале. Пример задания: какой первый звук в слове «аист»? Далее проводится отработка деления на слоги.
При усвоении материала вводятся для анализа обратные слоги. Понемногу вводятся согласные звуки и анализ слов с ними. Как и в случае с гласными, для определения позиции дают слова, которые начинаются с согласного звука.
Развитие фонематического восприятия начинается с неречевых звуков. Для этого проводятся разные игры. Например, перед дошкольником показывают несколько образцов: смятие бумаги, стук карандаша по столу, переливание воды из стакана в стакан и т. п. После просят его отвернуться и на слух определить, что делает логопед. Только после усвоения этого этапа переходят к звукам.
Про ФФНР и особенности коррекционной работы с детьми при данном нарушении написано множество научных трудов. Нельзя выделить какие-то основные методики, так как каждый случай требует индивидуального подхода.