Дислалия механического происхождения

 

На речь ребенка оказывают влияние внешние факторы: взрослое окружение, общение со сверстниками. Имеет большое значение и строение губ, нёба, зубов, дислалия может возникать при нарушении прикуса. В логопедии различают механическую и функциональную формы патологии. Разница между ними в наличии или отсутствии органических отклонений.

Механическая дислалия − это неправильное произношение звуков, вызванное органическими нарушениями речевого аппарата. Подобное отклонение причиняет дискомфорт, его устранением занимается врач-стоматолог, ортодонт.

Почему возникает дефект

Короткая уздечка языка как причина механической дислалии

Причины возникновения дислалии могут закладываться еще в утробе матери во время беременности или носить приобретенный характер. На качество речи оказывает влияние темп, артикуляция, интонация. Ухудшение ее характеристик может быть вызвано недостаточностью подвижности языка, дефектами строения челюсти и зубного ряда.

Такая разновидность дислалии, как механическая, связана с неправильным анатомическим строением органов речи:

  • короткая уздечка языка – деформация звуков происходит из-за затруднения движений языком (особенно заметно в верхнем регистре);
  • слишком большой или узкий и маленький язык также нарушает артикуляцию;
  • большая высота до верхнего нёба;
  • нарушение роста зубов;
  • неправильный прикус.

На возникновение патологии оказывают влияние травмы и ушибы в ходе родовой деятельности, рахит, искусственное вскармливание.

Причины возникновения механической дислалии подразделяются на анатомические и нейрогенные. Они могут носить необратимый характер, быть врожденными или приобретенными. На втором месте по распространенности этиологии дефекта находится генетическая предрасположенность, воздействие внешних факторов.

Устранением отклонений механического, анатомического характера занимается врач-стоматолог. Наилучшего эффекта удается достичь при раннем обращении, когда постоянный прикус еще не сформировался, а костная ткань достаточно пластична.

Часто этиопатогенез нарушения связан с эмбриональным развитием и периодом новорожденности.

Признаки патологического отклонения

Дефекты прикуса

1) прогнатия; 2) прогения; 3) передний открытый прикус

Основными симптомами заболевания являются нечеткое произношение звуков, замещение рядов фонем (особенно похожих по артикуляции). Отдельно оценивают выделение голосом свистящих и шипящих, проговаривание «р-р-р».

Классификация дефектов по прикусу:

  • Прогнатия — нарушение, при котором верхняя челюсть сильно выдвинута вперед. Как результат, зубы не смыкаются.
  • Прогения — характеризуется обратной картиной, когда нижняя челюсть выступает.
  • Открытый прикус, дефект, при котором в закрытом состоянии между верхними и нижними резцами образуется щель. Он может быть передним и боковым, в зависимости от локализации образующегося пространства. Щель между отдельными зубами также может привести к дислалии. Язык при разговоре будет попадать в нее и искажать речь. Слишком полные губы или короткая нижняя искажают губные звуки («заячья губа»).

У пациента отмечаются трудности с произношением гласных, его речь бессвязна. Сложно воспроизводить смешанные звуки, которые задействуют весь речевой аппарат. При визуальном осмотре могут быть заметны нарушения в строении челюстного отдела: дистальный или мезиальный прикус. В норме при сомкнутых челюстях верхний зубной ряд прикрывает нижний приблизительно на треть.

При отклонениях от нормы фонематического восприятия ребенок не способен на слух различать аналогичные по звуку или артикуляции части слова. Как следствие, в его словаре нет фраз с трудноразличимыми буквами. Это приводит к отставанию от сверстников. По этой же причине происходит нарушение письма: часть предлогов, безударных окончаний слов не учитывается.

Диагностика патологии

Во время первого осмотра обращают внимание на вдох ртом, а не носом. Это приводит к деформации челюсти. Из-за неправильного прикуса у ребенка недостаточно развиты носовые ходы. Искажается тембр голоса, хрящевая перегородка органа обоняния деформируется. Внешние признаки, которые могут указывать на данный дефект речи:

  • полуоткрытый рот;
  • узкие плечи;
  • впалая грудная клетка;
  • бледная кожа;
  • из-за пересыхания слизистой ребенок облизывает губы;
  • попадание языка во время разговора в щель между зубами.

Диагностику нарушения осуществляют врач-ортодонт, стоматолог. В процессе логопедического осмотра проверяют степень подвижности органов артикуляции, например, просят дотянуться языком до носа или подбородка, сложить губы трубочкой и др. Оценивают не только воспроизведение упражнений, но и скорость перехода от одного к другому.

Знаете ли, вы! У умственно отсталых детей в более чем 50% случаев отмечается неправильная постановка звуков.

Патология может проявляться как отсутствием звуков, так и некоторые могут заменяться другими или быть искаженными («ыба» вместо «рыба», «дудок», а не «гудок» и т. д.). Дислалия бывает простой и сложной, что отмечается наличием в словах менее или более 4-х дефектных звуков, соответственно.

Коррекция дислалии

Терапия патологии может отличаться в зависимости от стадии и клинических проявлений нарушения. При умеренных изменениях рекомендованы занятия с логопедом, в некоторых случаях может понадобиться хирургическое вмешательство (подрезание уздечки).

Лазерное подрезание уздечки языка

Наиболее положительных результатов удается добиться при раннем обращении в 5-6 лет. Важная роль отводится не только устранению внешних проявлений, ребенок должен научиться владеть тембром голоса, выделять звуки с помощью интонации.

Терапия и профилактика

Терапия механической дислалии начинается с подготовительного этапа и требует коррекции сформированных приемов коммуникации. Если отклонение вызвано врожденными дефектами, до начала лечения у логопеда их устраняют хирургическим путем. Кроме обучения правильному положению языка во рту при воспроизведении фонем, работа специалиста заключается в постановке у пациента правильного дыхания. Для облегчения восприятия занятия проводят в игровой форме. Педагог просит повторять за ним стихотворения, речевки.

Если не удается выработать правильное звукопроизношение, отрабатывают наиболее близкий к нормальному звук. В качестве оборудования используют логопедические зонды и другие средства для постановки звуков. Для активизации движений языка, губ, мягкого неба делают специальную артикуляционную гимнастику. Чтобы восстановить общение со взрослыми, потребуется пройти курс психологической реабилитации. Полный курс лечения занимает до 6 месяцев.

Использование логопедического зонда

К профилактическим мероприятиям относится своевременное посещение логопеда в возрасте 2-3 лет, ортопеда при дефектах речевого аппарата. Профилактика дислалии начинается с дошкольного возраста, в это время речь наиболее податлива.

Почему патологию необходимо устранять? Сложные формы нарушения устной речи могут привести и к дефектам письменной. По мере развития ребенка он будет испытывать все больший дискомфорт при общении с другими людьми. В тяжелых случаях ему потребуется длительная психологическая адаптация, без которой он может замкнуться от социума.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Прочитали! Пожалуйста, оцените статью!
(Пока оценок нет)
Оставьте свой комментарий
Поделитесь своим мнением о статье. Что показалось вам особенно полезным, как данная информация помогла в решении проблемы?




ВНИМАНИЕ! Информация, опубликованная на сайте, носит информационный характер, не является рекомендацией к применению и представлена исключительно в ознакомительных целях. Любое практическое использование возможно только после консультации с логопедом!
Наверх