Учимся говорить четко и внятно

Развитие речи человека начинается с возраста младенца. Но формирование правильного произношения звуков приходится на период 2-3 лет, когда активно пополняется словарный запас. Речь обогащается словами-названиями, глаголами. Ребенок учится формулировать предложения и высказывать свои мысли по поводу простых явлений. Это возраст понимания произношения звуков.

Родителям важно уделять внимание проговариванию гласных и простых согласных звуков. Ребенок должен уметь их говорить в разном темпе громкости.

Причины невнятного и нечеткого произношения

Невнятная речь

В возрасте 2-5 лет родители часто жалуются на плохое произношение ребенка. Это связано с физиологическими особенностями, когда имеется недостаточное развитие:

  • языка;
  • мягкого неба;
  • губ;
  • нижней челюсти.

В норме возрастные неправильные звуки исчезают к 5 годам. Если до этого возраста в речи отсутствует четкость и внятность, следует приложить усилия, чтобы сформировать правильное произношение. Этот процесс требует помощи специалиста и специальных упражнений.

Простые правила для родителей дошкольников

Родителям следует быть максимально вовлеченными в процесс выработки четкости речи. В противном случае ребенок так и не научится внятно говорить.

  • Нужно избегать лепета, сюсюканья.
  • Нельзя говорить с ребенком его сокращениями: «бо-бо», «ам-ам», «пи-пи».
  • Нужно учить стихи, но правильно подобранные по возрасту. В стихе не должно быть сложных слов. Если ими перегрузить дошкольника, его артикуляционный аппарат будет быстро уставать, что приведет к закреплению ошибок в словах.
  • Следует следить за речью, просить повторить несколько раз слова до правильного их произношения.
  • Когда малыш смотрит на губы и движение языка взрослого, − это способствует закреплению правильной артикуляции.
  • Нужно использовать соответствующие упражнения, игры со специалистом или самостоятельно дома.

Игры-упражнения для формирования внятной, четкой речи дошкольников

Игры и занятия для развития речи у дошкольников

Играть с малышами можно уже с года, когда приходит время подражания. Для обучения используют разные методы, самые распространенные из них представлены ниже.

Упражнения для раннего детства

С года – двух лет начинается изучение имеющихся в речи звуков:

  • «с-с-сс» – давай повторим за водичкой, как она поет;
  • «ж-ж-жж» – жук жужжит, давай пожужжим вместе с ним;
  • «ш-ш-шш» – скажи, как ветер шумит;
  • «р-р-рр» – так разговаривает папина машинка, поговори как она.

Здесь можно повторять за звуками животных, природы, музыкальных инструментов и предметов, которые издают шум.

Гимнастика для артикуляции

Малыши еще не могут выполнять сложные задания, поэтому для гимнастики используют самые легкие движения:

  • Лопатка. Малыш открывает рот, язычок отдыхает на нижней губе, удержать до 10 с.
  • Часики. Ребенок в улыбке открывает рот, язычком нужно дотронуться до одного уголка, затем до второго.
  • Слоник. Имитация хобота слона: нужно сомкнуть губки в трубочку и вытянуть, держать вытянутыми до 10 с.
  • Усики. Нужно зафиксировать палочку (соломинку, карандаш) между носом и верхней губкой. Удерживать до 10 с.

После проведения упражнений стоит уделить внимание тому, как ребенок выговаривает основные звуки.

Тренировка дикции в старшем дошкольном возрасте

Развитие речи в старшем дошкольном возрасте

Этот период характеризуется тем, что дошкольник быстро усваивает новый материал, активно пополняет словарный запас, перестает шепелявить и начинает правильно проговаривать звуки. Чтобы не было «каши во рту», нужно постоянно разговаривать с ребенком и тренировать дикцию.

Нарушение дикции происходит из-за того, что нужно быстро изменять положение языка. А если его мускулатура слабая, это будет выражаться «кашей во рту» во время разговора.

  • Разминка губ. При широко раскрытом рте произнести звук «А», при вытянутых губах «У». При максимально растянутых губах сказать «О».
  • Разминка языка. Поцокать: дотянуться языком до верхнего неба, резко опустить язык. При закрытом рте упереться языком в щеки поочередно. Дотянуться язычком до верхнего неба, уздечка должна быть натянута.
  • Тренировка тембра. Нужно глубоко вдохнуть, на выдохе медленно произносить «бом», «бим», «бон». Слоги тянуть на последнюю согласную.
  • Тренировка мышц лица. Игра с родителями в пантомиму: ребенок должен в игровой форме при помощи мимики показать разные эмоции.

Правильная речь школьников

Формирование четкого произношения звуков имеет свой срок. Первые 5-6 лет жизни этот процесс происходит легко (если нет логопедических и неврологических проблем). После 6 лет поставить звуки гораздо сложнее.

Внятное произношение правильных звуков тренируется и гораздо позже − в 6 лет. Школьникам иногда сложно высказывать свои мысли, отвечать перед всеми, громко произносить речь, так как нет навыков риторики и не сформирована дикция. Как можно помочь ребенку?

Тренировка дикции скороговорками

В младшем и среднем школьном возрасте дети хорошо запоминают стишки и скороговорки. Это нужно использовать для работы. Правила занятий со скороговорками:

  • Учить их нужно не более трех, чтобы они были направлены на отработку определенных звуков.
  • Текст произносится четко и медленно, разъясняются непонятные слова.
  • Ребенку лучше заниматься, видя себя в зеркале – он лучше понимает, как работает его артикуляция.
  • Следует стимулировать ребенка проговаривать скороговорку нараспев, с эмоциями. Особенно это эффективно для школьников с заиканием.

После таких занятий с правильно подобранными скороговорками дети общаются ясно, их можно понять.

Факторы, мешающие красиво говорить

Дети сегодня часто допускают стилистические и другие ошибки в общении. Это косвенно сказывается и на их успеваемости.

Врагами красивой детско-юношеской речи являются:

  • Слова-паразиты – это речевой мусор, засоряющий общение. При этом сложно слушать и воспринимать информацию. Причиной слов-паразитов является неумение формировать мысли, маленький словарный запас. Для решения проблемы требуется максимум общения на разные темы, акцентирование внимания на исключении таких слов из речи, чтобы грамотно изъясняться.
  • Нецензурные слова – школьники особенно часто их используют. Причина: копирование родителей, значимых взрослых и одногодок. Профилактика: следует исключить подобные слова из семейного общения, при использовании важно объяснить ребенку их ненужность в разговоре воспитанных людей.
  • Сленг – слова, не несущие для школьников пользы. В этом возрасте от них сложно избавиться, так как они подчеркивают статус подростка. Но здесь также необходимо доверительное общение с родителями для их полного искоренения.

Дикция у взрослых

Плохая дикция убивает желание общаться

Как взрослым научиться говорить четко и внятно? Во взрослом возрасте тренировка дикции также эффективна. Есть профессии, где без грамотной и четкой речи не обойтись: радиоведущий, диктор, политик, учитель, менеджер и другие. Учиться красиво говорить никогда не поздно.

Укрепление мышц и речевое дыхание

Полезны следующие упражнения:

  • Посчитать на выдохе до 5, 10.
  • Читать скороговорки на одном дыхании.
  • Быстро вдохнуть через нос, задержать дыхание на 5 с, долго выдохнуть через рот.
  • На звуке «р» нужно менять интонацию, громкость.

Разработка артикуляции

Все занятия лучше проводить перед зеркалом. Некоторые из них будут забавными, но они эффективны в выработке дикции.

  • Перед зеркалом высовывать язык как можно ниже, затем прятать и смыкать губы.
  • При сомкнутых губах почистить зубы языком по часовой стрелке и против нее. Повторить «чистку» 15 раз в одну сторону, затем столько же в другую.
  • Накачать мышцы лица поможет надувание щек. Затем нужно погонять воздух по ротовой полости, можно использовать воду.

Основные скороговорки

Скороговорки для взрослых

Уверенно выступать на публике помогут вышеописанные упражнения, но также важно научиться не «глотать» окончания. Достичь этого можно, отрабатывая быстрый темп произношения скороговорок:

  • Я – вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, а могу вывертикультяпнуться.
  • Во дворе – трава, на траве – дрова.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Выдра в ведро от выдры нырнула, выдра в ведре с водой утонула.
  • Чешуя у щучки, а щетинка у чушки.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Тренировка дикции важна для грамотного и понятного выражения мыслей. Четкая речь – это труд родителей с самого детства. Если есть проблемы с речью, их лучше решать до 6 лет, в этом возрасте они относительно легко корректируются.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Прочитали! Пожалуйста, оцените статью!
(Пока оценок нет)
Оставьте свой комментарий
Поделитесь своим мнением о статье. Что показалось вам особенно полезным, как данная информация помогла в решении проблемы?




ВНИМАНИЕ! Информация, опубликованная на сайте, носит информационный характер, не является рекомендацией к применению и представлена исключительно в ознакомительных целях. Любое практическое использование возможно только после консультации с логопедом!
Наверх