Нарушения речи
В этой статье рассмотрим, что подразумевается под заиканием и каковы причины его появления у взрослых. Заикание — это нарушение плавности речи, которое выражается в задержке произношения или повторении звуков, слогов или слов. Проще говоря, заикание — это неконтролируемые мышечные спазмы, затрагивающие мышцы лица, дыхательные и жевательные мышцы. Нарушение темпа речи также является важным аспектом заикания.
Основные причины заикания у взрослых
Заикание у взрослых часто является следствием проблем, начавшихся в детстве. Первые признаки могут проявляться в возрасте от 2 до 4 лет, когда развивается речевая функция.
В детском возрасте заикание может быть временным и проявляться в стрессовых ситуациях. Однако с возрастом, при отсутствии лечения, запинки могут усиливаться, превращаясь в стойкое нарушение.
Факторы, усугубляющие заикание во взрослом возрасте
Стрессовые ситуации играют ключевую роль в развитии заикания у взрослых. Речь может прерываться, возникать «ступор», когда человек не может начать говорить. Взрослые люди часто маскируют заикание, подбирая простые слова вместо сложных, но любая стрессовая ситуация может вызвать обострение симптомов.
Лечение заикания во взрослом возрасте
Хотя заикание у взрослых может казаться неразрешимой проблемой, лечение возможно.
Важно начать коррекцию как можно раньше, чтобы быстрее добиться результата. Схемы лечения у детей и взрослых различаются, но восстановление речи возможно в любом возрасте.
В центре лечения заикания для взрослых используются как логопедические, так и психотерапевтические методы. Программа реабилитации включает упражнения по технике речи и снижению психологического напряжения.
Первый годик жизни малыша – период одновременно и радостный, и волнительный. Мамочки читают журналы, смотрят передачи, общаются на форумах и на прогулке, сравнивая достижения крохи с другими детьми. Вот он уже научился сидеть, стоять, делает первые неуверенные шажки. И следующее ожидание связано с первым словом, которое должен сказать малыш. И снова родители волнуются, ведь по статистике все чаще диагностируются нарушения развития речи у детей. Евгений Комаровский в своих передачах рассказывает об этапах речевого развития, причинах отсутствия речи и учит, как помочь ребенку заговорить.[contents
Речевое развитие от 0 до 12 месяцев
Врач педиатр и детский невропатолог оценивают развитие малыша в соответствии с существующими нормами:
- к 6 месяцам ребенок начинает лепетать и гулить;
- в год умеет произносить несколько простых слов.
Но не всегда развитие ребенка соответствует «стандарту». На то, когда кроха научится говорить, влияет ряд факторов:
- протекание беременности и родов;
- методы воспитания;
- половая принадлежность.
В большинстве случаев девочки начинают разговаривать раньше, чем мальчики. И дефекты речи диагностируются у мальчиков чаще. Также важна генетическая детерминированность: если родственники страдали речевыми нарушениями, то риск их появления у ребенка увеличивается.
Поводом обратиться к логопеду-дефектологу является непонимание малышом 1,5 лет простых слов и полное отсутствие речи в 1,9 лет.
Многие родители гордятся, что малыш в год-полтора говорит длинными предложениями, имеет большой запас слов. Но это слишком большая нагрузка для несформированной нервной системы крохи. Следует больше гулять с ребенком на свежем воздухе, отдыхать, минимизировать информационный поток.
Почему малыш не разговаривает
Задержку речевого развития провоцируют следующие факторы:
- Нарушения внутриутробного развития плода или травмы при родах.
- Болезни ЦНС (центральной нервной системы): мышечный гипотонус, поражения участков головного мозга.
- Дефекты слуха: врожденная тугоухость, глухота, снижение слуха. Такие проблемы появляются вследствие проблемной беременности, отягощенной наследственности, перенесенной в раннем возрасте бактериальной инфекции.
- Общее недоразвитие речи (алалия). Тяжелое речевое расстройство диагностируется у детей, чьи матери курили или употребляли крепкий алкоголь во время беременности, сталкивались с проблемой гестоза (позднего токсикоза) или перенесли инфекционное заболевание.
- Интеллектуальная отсталость разной степени выраженности. Скорректировать нарушение психического развития позволяют медикаментозная терапия и занятия с дефектологом.
- Расстройства аутистического спектра. Замкнутость и отстраненность детей-аутистов – причина отставания в речевом развитии.
- Нехватка внимания со стороны родителей. Если родители не комментируют свои действия, не обращаются к ребенку, его речевые навыки формируются с задержкой.
Евгений Комаровский шутя критикует мамочек, которые слишком рано тревожатся об отсутствии речи у малыша. Многие родители приходят к нему с подобной проблемой, когда крохе нет еще года.
Главной проблемой речевого недоразвития современных малышей доктор считает гаджеты. Поскольку современные дети чаще взаимодействуют с планшетами и смартфонами, нежели со своими родителями.
Евгений Олегович подчеркивает важную роль общения крохи с мамой и папой. Он понимает родителей, находящихся в постоянном стрессе. Однако рекомендует им выделять время для игр и занятий с малышом. Такое времяпрепровождение эффективней, чем медикаментозная терапия и работа логопеда.
Комаровский призывает родителей занимать кроху простыми игрушками, а не гаджетами. Играя с мячом, мишкой, машинкой или куклой, ребенку требуется участие взрослого. Родитель показывает, как играть, рассказывает о назначении предмета, выражает эмоции от процесса. Все это стимулирует развитие речи у малыша.
Как разговорить кроху
Чтобы ускорить речевое развитие ребенка, доктор Комаровский рекомендует родителям постоянно разговаривать с ним, начиная с младенческого возраста. Разговорные навыки можно сравнить с велосипедной ездой. Пока ребенок не сядет на велосипед, он не научится ездить. Аналогично и с разговорной речью. Малыш не заговорит, если взрослые не будут к нему обращаться.
В идеале начинать общаться с крохой стоит еще во время беременности и продолжать после его появления на свет.
Малыш смотрит на губы родителей, отмечает их движение во время речи. Чтобы удержать внимание ребенка, необходимо говорить с разной интонацией, скоростью и громкостью. Подобная тактика преследует одновременно две цели:
- концентрирует внимание крохи на говорящем;
- знакомит его с эмоциональной окраской речи.
Важно связывать образ с произносимыми словами. Для этого нужно смотреть в глаза малыша, когда к нему обращаешься. Это позволит также отследить реакцию ребенка. Показывайте на предмет, озвучивая его, что поможет связать образ и название предмета, и малышу легче будет его назвать.
Чтобы ребенок запомнил новые названия, не ленитесь повторять их снова и снова. Старайтесь, чтобы малыш научился правильно произносить. Дайте ему возможность потренироваться. Пусть попробует произнести слово или слог столько раз, сколько хочет.
Задавайте крохе вопросы, даже если он пока не сможет ответить. Можно попросить показать предмет, помахать до свидания или сделать воздушный поцелуй. После того как малыш научится говорить, продолжайте задавать ему вопросы. Это активизирует мозговую деятельность, развивает интеллект.
Побольше читайте. Сказки познакомят кроху с новыми словами, разовьют его воображение и образное мышление. Можно рассматривать картинки, просить малыша называть, что на них изображено.
Мамины колыбельные – еще один способ общения. Мелодичные звуки ласкают слух, а их повторение ускоряет речевое развитие и способствует запоминанию слов.
То, что малыш к году не говорит – это вариант нормы. По словам Евгения Комаровского, паниковать не стоит. Важно создать благоприятную атмосферу, уделить больше внимания. И очень скоро он произнесет свое первое слово. Не стоит повторять за малышом неправильно сказанные слова. Это замедляет развитие дикции и артикуляции. Сюсюканье уместно только, если ребёнок младше 6 месяцев.
У детей, имеющих речевые расстройства, часто сохранны физический слух и интеллектуальное развитие. Эти нарушения могут проявляться как в искажении произношения, так и в трудностях c коммуникацией.
Нормальное речевое развитие является одной из важных составляющих гармоничного развития детской личности и успешного обучения.
Дизартрия – это патологическое нарушение речевой функции, спровоцированное ослаблением аппарата артикуляции из-за нарушения иннервации.
Популярный педиатр Комаровский Евгений Олегович акцентирует внимание родителей на том, что, кроме приема таблеток, нужно заботиться о здоровом образе жизни, создании благоприятных условий для роста детского организма.
Дизартрия у детей является относительно распространенной патологией произносительной способности речи, которая нарушена по причине плохой иннервации мускулатуры артикуляционного аппарата.
Речевая функция у детей начинает своё развитие еще с 1-го года жизни. Сначала ребёнок гулит, потом произносит слоги, а затем слова.