Комплекс артикуляционных упражнений для звука С

 

Свистящие обычно появляются в детской речи к 3 годам, и их постановка не вызывает трудностей. Но из-за речевых нарушений моторная сфера недостаточно развита, из-за чего произношение искажается. Тогда родителям стоит обратиться за консультацией к логопеду и выполнять с ребенком специальный комплекс заданий для тренировки артикуляционной моторики.

Такая гимнастика является одним из основных направлений работы на подготовительном этапе коррекционных занятий. При помощи ее происходит подготовка органов артикуляции к формированию уклада для произношения определенного звука.

Комплекс артикуляционных упражнений для свистящих звуков

Рекомендации по проведению

Артикуляционную гимнастику применяют не только на логопедических занятиях, но и дома. Чтобы она была эффективной, родителям нужно соблюдать следующие рекомендации:

  • заниматься необходимо каждый день 2 раза по 5-10 минут;
  • в основе занятий лежит принцип «от простого к сложному»;
  • гимнастику делают перед зеркалом, сначала показывает взрослый – малыш повторяет;
  • все упражнения выполняют в медленном спокойном темпе;
  • нужно следить за состоянием ребенка, чтобы он не переутомился;
  • не показывайте раздражение, если у малыша не получилось сразу повторить упражнение правильно;
  • обязательно хвалите ребенка за успехи.

Если гимнастику делать каждый день, то органы артикуляции запоминают правильное положение. В результате в речи появляется звук С.

Комплекс упражнений

Все задания нужно выполнять в определенном порядке – это одно из важных условий для достижения результата. Особое внимание стоит уделить основным упражнениям, иначе гимнастика будет не такой эффективной.

Задания для губ

  1. «Улыбка» − является базовым, с которого начинают гимнастику. Необходимо улыбаться так, чтобы сомкнутые зубы были видны. Положение губ удерживают под счет до 3, увеличив до 5.
  2. «Трубочка» − тоже относится к базовым упражнениям. Губы вытягивают вперед и удерживают «трубочкой» под такой же счет.

«Улыбку» и «Трубочку» чередуют, постепенно ускоряя темп, чтобы развивать не только статическую составляющую, но и динамическую.

Задания для языка

Цель этого комплекса – умение произвольно расслаблять мышцы языка, убирать его за нижние зубы и удерживать в таком положении. Это является основой для произношения свистящих.

  • Рот открыт, широкий язык помещен на нижнюю губу. Зафиксировать такое положение в течение нескольких секунд.
  • Это задание обязательно стоит выполнять, если язык напряжен и не получается сделать его широким. Органы артикуляции занимают аналогичное положение, как при выполнении предыдущего упражнения. По языку делают похлопывающие движения, проговаривая «ПЯ-ПЯ-ПЯ».

Упражнение "Блинчик"

  • Выполняя улыбку, рот держат открытым, зубы не сомкнуты. Кончиком языка имитируют движения зубной щетки в одну и другую стороны.

Упражнение "Чистим зубы"

  • Исходное положение такое же, как в предыдущем задании. Язык находится внизу, а его кончик упирается за нижние зубы, спинка и средняя часть должны быть подняты так, чтобы по форме получилась горка. «Горку» удерживают под счет до 3, потом до 5.

Упражнение "Качели"

Если возникают трудности с расслаблением мышц, назначают сеанс логопедического массажа. Чаще всего его делают зондами, но для этого нужно получить специальное образование. Можно выполнять самомассаж с помощью зубной щетки с мягкой щетиной.

Упражнения на формирование сильного выдоха

К вышеперечисленному комплексу добавляют дыхательную гимнастику. Сильный плавный выдох является составляющей артикуляционного уклада свистящих звуков. Воздушная струя должна быть холодная и проходить посередине языка.

  • «Кто забьет быстрее гол?». Для его выполнения понадобятся два небольших кусочка ватки и предметы, которые можно использовать в качестве футбольных ворот. Ребенок улыбается, на нижнюю губу помещает широкий язык. Произнося таким образом звук Ф, ему нужно задуть ватку в ворота.
  • Все сделать так же как и в предыдущем упражнении. Только не нужно говорить Ф, а просто вытягивать губы трубочкой.

Упражнение на формирование длительного выдоха

Для тренировки силы и длительности выдоха можно использовать мыльные пузыри. Вдох нужно делать носом, а выдох – ртом, тогда это задание будет выполнено правильно, и выдох получится плавным и длительным. Можно предложить малышу дуть на капельки краски через трубочку – это не только эффективное, но и интересное занятие.

Ошибки при выполнении гимнастики

Во время зарядки для языка нужно следить за правильностью ее выполнения. Тогда получится сформировать нужный уклад для произношения С. Но у детей с речевыми расстройствами недостаточно развита артикуляционная моторика, поэтому некоторые задания могут вызвать затруднения.

  • При выполнении базового упражнения «Улыбка» зубы не видны. Чтобы ребенку было проще его освоить, можно потренировать произношение гласного И, постепенно смыкая зубы.
  • Ребенок слишком далеко высовывает язык. Или он не занимает широкое положение, наблюдается тремор. Тогда нужно пройти курс логопедического массажа или научить делать самомассаж.
  • Неправильное положение губ при выполнении заданий может быть вызвано тем, что не освоено базовое положение − «Улыбка».
  • Также распространенная ошибка – это выполнение движений не только языком, но и нижней челюстью. Или человек помогает себе губами. Тогда во время гимнастики придерживают нижнюю челюсть.
  • При выполнении «Горки» частая ошибка – кончик языка выходит за нижние зубы. Взрослый может помочь малышу при помощи ватной палочки, зафиксировав его в нужном положении. Еще вариант – ребенок произносит про себя И.
  • Выполняя дыхательную гимнастику, надувают щеки, в результате выдох получается несильным и ненаправленным.
  • Еще одна ошибка при выполнении дыхательных упражнений – осуществление вдоха и выдоха ртом. Если у человека наблюдается данная особенность дыхания, несколько занятий занимает постановка правильного дыхания: вдох носом, выдох ртом.

Правильное осуществление вдоха и выдоха

Это самые распространенные ошибки, которые делают не только дети, но и взрослые. Если упражнение выполняется неправильно, его необходимо приостановить и дать более простое задание. Вначале объясняют, как звук произносится в норме, чтобы ребенок мог контролировать работу органов артикуляции. Только когда гимнастика будет выполняться без ошибок, можно переходить к этапу постановки.

Отличия занятий у детей и взрослых

На занятиях с детьми используют наглядный материал, чтобы им было проще освоить нужный артикуляционный уклад. Взрослый обязательно проговаривает, как правильно произносить звук; учит тактильному контролю за воздушной струей и работой голосовых связок.

При работе с детьми не стремитесь сразу выполнять весь комплекс. Занятия не должны быть больше 10 минут, чтобы ребенок не переутомился и не потерял интерес к гимнастике. Сначала малыш выполняет упражнения после показа взрослым, а потом следуя словесной инструкции.

Взрослые люди также делают гимнастику перед зеркалом, чтобы следить за качеством выполняемых упражнений. Работа строится от простого к сложному. У взрослых занятия могут длиться дольше и нет необходимости использовать картинки. Но формирование нужного артикуляционного уклада может занять больше времени, потому что неправильное произношение закреплялось дольше, чем у ребенка.

Артикуляционная гимнастика является важным направлением в логопедической работе. Она является основой подготовительного этапа к постановке звука. Также с ее помощью есть возможность нормализовать мышечный тонус языка, что важно для правильного звукопроизношения.

Варианты постановки фонемы С

Варианты постановки звука с

Есть способы постановки, основанные на артикуляционных заданиях.

  • Человек улыбается, зубы сомкнуты. Он делает выдох так, чтобы воздушная струя проходила по центральной части языка. В результате получится свистящий звук.
  • В основе находится широкий язык. На его кончик помещают ватную палочку. Нужно аккуратно прикусить ватную палочку (язык находится за зубами) и сделать выдох. Получается звук С.

На этапе закрепления фонемы артикуляционную гимнастику также включают в занятия. Благодаря этому правильное положение быстрее закрепляется в речи. Все вышеперечисленные упражнения выполняют перед отработкой звукопроизношения. В начале этапа автоматизации логопед проговаривает артикуляцию, чтобы ребенок быстрее освоил нужный уклад.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Прочитали! Пожалуйста, оцените статью!
(Пока оценок нет)
Оставьте свой комментарий
Поделитесь своим мнением о статье. Что показалось вам особенно полезным, как данная информация помогла в решении проблемы?




ВНИМАНИЕ! Информация, опубликованная на сайте, носит информационный характер, не является рекомендацией к применению и представлена исключительно в ознакомительных целях. Любое практическое использование возможно только после консультации с логопедом!
Наверх