Эффективные упражнения для развития речи
Во взрослом возрасте люди, не задумываясь, произносят предложения, выступают перед аудиторией. А ведь речевой поток – это сложный двигательный процесс, в котором задействованы разнообразные артикуляционно-мимические движения губ, языка, челюсти. С самого рождения начинается речевое развитие. Если оно по каким-либо причинам задерживается или продвигается неправильно, обязательно применяются упражнения для развития речи. В этой статье рассмотрим занятия, с помощью которых развивают речь, начиная с первого года жизни.
Для чего нужно развивать речь?
Дети рождаются как чистый лист бумаги, не наполненный никакими знаниями. Освоение родной речи – важнейший навык, помогающий ребенку успешно проходить процесс социализации, усваивать новые знания, обмениваться информацией с другими людьми.
Освоение речи ребенком является определяющим фактором для оценки развития мозговых структур, успешного обучения и получения профессии. Что включает в себя понятие «правильная речь»?
- Правильное произношение всех звуков.
- Правильное употребление слов в предложении по смыслу.
- Правильное изменение частей слов, согласно грамматическим правилам родного языка.
Для взрослого человека развитие устной речи включает в себя богатство словарного запаса, четкость и выразительность текста.
Развитие речи в первый год
За первый год жизни здоровый ребенок делает большущий шаг в развитии физическом, психическом и речевом. У него появляются важные навыки общения, которые начинаются уже с первых дней. Рассмотрим, какие важные этапы общения должны быть у детей первого года:
- Первые три недели. По мнению взрослых, ребенок еще ничего не понимает. Действительно, инициативы в общении у новорожденного нет, но взрослые должны обеспечивать зрительный контакт и эмоциональное общение с ним. Это определяющий момент для развития речи в дальнейшем.
- Конец первого месяца – начало второго. Младенец постепенно начинает проявлять инициативу в общении. Появляется «комплекс оживления»: он гулит, улыбается и радостно дергает ручками, ножками при виде взрослого. Родителям важно реагировать на такое оживление – это и является основным «занятием по развитию речи» в данный период. Маме важно организовывать зрительный контакт и эмоциональное положительное общение – приветливый разговор, улыбка на лице дают младенцу ощущение безопасности. Когда он плачет – это не всегда плохо, таким образом новорожденный может просить об общении с ним.
- 2-4 месяца. Малыш активно гулит, произносит слоги: «агы», «бу», «гы», «ага» и другие. Эти задненебные звуки – предпосылки правильной речи. Для поощрения развития речи младенца родителям нужно повторять эти звуки, давать «выговориться», улыбаться и восхищаться разговором ребенка.
- 6-12 месяцев. Наступает период освоения родного языка. Этот этап носит название лепет, или послоговая речь. Малыш учится понимать обращение к нему, приучается к тому, что каждое слово имеет свое значение. Приблизительно в 8 месяцев малыш начинает повторять легкие слова взрослых, сокращая их: собака – «ав-ав», кошка – «мяу» и другие.
Второе полугодие – период развития слухового внимания. Ему нужно уделить особое внимание, так как от этого зависит произношение и понимание слов в дальнейшем. Малыша можно стимулировать: под музыку приплясывать с ним, петь песенки, издавать звук в разных направлениях, чтобы он поворачивался и искал источник звука. В этот период можно покупать игрушечные музыкальные инструменты и повторять за звуком какую-либо букву: «ш-ш-ш», «з-з-з», «а-а-а» и другие.
После первого полугодия уже можно начинать развивать речь с артикуляционных упражнений: щелкать языком, улыбаться (активизируются губные мышцы).
Для годовалых детей важны: пальчиковая гимнастика: «сорока-белобока», массаж кистей – разминается фаланга каждого пальчика, катание мячиков, складывание пирамидки, игры в кубики, ощупывание неровных предметов.
Речь на втором году
В этот период можно использовать основные упражнения по развитию речи. Годовалый малыш уже понимает названия основных предметов и некоторые повелительные глаголы. В течение всего года происходит накопление активного словарного запаса, постепенно приходит понимание значения слов.
Важной деятельностью для формирования личности и психических процессов является наглядно-действенное общение: в практической деятельности, совместной игре ребенок учится разговаривать, ухаживать за собой и изучает окружающий мир. Взрослый в ходе игры обучает малыша, называет все задействованные предметы, их форму, цвет.
Для формирования понятийного аспекта предмета родителям важно стимулировать малыша к активным действиям. Когда ребенок изучает предмет «расческа», это для него просто новое слово. Но если родитель говорит взять, положить ее, расчесать ею, провести по пальчикам и выполнить другие действия, малыш уже понимает значение расчески для себя, взрослого. Через время уже не нужно будет говорить девочке: «возьми расческу, дотянись до волос, проведи расческой сверху вниз». Достаточно будет просто сказать: «расчешись».
Важной составляющей речевого развития является способность ребенка объединять предметы в группы.
Этот навык формируется на втором году жизни. В этот период появляются группы звуков: некоторые свистящие и шипящие, губные.
Занятия для развития речи в этом возрасте ограничиваются мотивированием малыша к общению, игрой на слуховое внимание, элементами артикуляционной гимнастики. Эффективно упражнение «Лошадка» − ребенок поднимает язык к небу, затем резко, щелкая, опускает его.
Третий год речевого развития
Третий год богат процессами интеллектуального развития детей. Младший дошкольник начинает изъясняться в правильных грамматических формах, появляются падежи. Активный словарный запас в среднем составляет уже 1200 слов. В лексике преобладают глаголы и существительные. Прилагательные ему даются сложнее. Может наблюдаться изменение мест слогов в слове.
- В этом возрасте формируются важные навыки грамматической речи, пространственного восприятия. Важно работать над связной речью, соединением слов в предложение. Опишем несколько упражнений для развития общения:
- Формирование пространственного восприятия. Необходимо дома взять предмет и с соответствующими предлогами производить с ним действия: кукла НА столе, кукла ПОД столом, кукла ЗА столом, кукла ПЕРЕД столом. Можно использовать другие предлоги.
- Развитие артикуляции. Для этого важно проводить занятия с использованием язычка: язычок поселился в домике – малыш показывает его, язычок выбегает из домика – «бегает» по губкам, язычок чистит зубки – нужно провести им по внутренней и наружной стороне зубов, язычок пошел в гости к щечкам – направить в одну сторону, затем в другую, спрятать за щеками.
- Развитие мелкой моторики. Для развития интеллекта в целом, а также речи, важны задания для пальчиков. Это могут быть потешки с их участием:
«Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул,
Встали пальчики – «Ура!»,
В детский сад идти пора».
Также важно использовать подручные средства: катать шарики, собирать мозаику, лепить из пластилина, делать поделки.
Если у ребенка появляются проблемы с общением, речью, он не хочет говорить, важно вовремя обратиться за логопедической помощью.
Общение ребенка в четыре года
В этот период важно работать над четкостью и внятностью произношения – дикцией. Важно, чтобы родители подавали пример правильной речи. Кроме этого, определяющее значение имеет подготовленность речевого аппарата к четкому звукопроизношению: голосовых связок, глотки, носа, носоглотки и рта. Если ребенок не может выговаривать звуки, стоит обратиться к логопеду, чтобы узнать причину.
Для формирования правильной речи в возрасте 4 лет нужна тренировка дома.
- Усвоение правильной речи происходит в общении взрослого и дошкольника. Нужно совместно читать сказки, объяснять и отвечать на вопросы.
- На каждый неправильный звук есть блок упражнений, развивающий мышцы артикуляционного аппарата. Артикуляционную гимнастику родители должны проводить и дома с детьми.
- В этом возрасте обращается внимание на дыхание во время произношения слов, чтобы ребенок не заикался. При этом восстанавливается ритм и происходит увеличение объема вдоха. Дыхание определяет выразительность и легкость речи и чтения. Проводятся лишь элементы дыхательной гимнастики.
Если произношение большинства букв неправильное, твердые согласные сложные для малыша, произносятся мягко, нужно обратиться к логопеду или педагогу дефектологу.
Пятый год общения
Этот возраст постепенно стирает такие недостатки произношения, как мягкость твердых согласных, изменение мест слогов, пропуск звуков в слове. Трудно еще выговаривать слова с большим количеством твердых согласных. В этот период можно развивать речь с помощью следующих упражнений на развитие речи:
- Игра: скажи слово на букву «П», «А» и другие. Это способствует улучшению восприятия звуков на слух. Развитие речевого слуха – залог успешного овладения чтением, возможности различать интонации, темп и громкость звуков.
- Заучивание стихов. С помощью коротеньких четверостиший развивается не только память, но и грамматически правильная речь, пополняется активный словарный запас. Чтобы развивать понятие слоговой структуры слова, нужно давать возможность ребенку заканчивать стишок:
«Идет бычок …,
Вздыхает на …,
Вот доска …,
Сейчас я …» и другие.
- Разучивание чистоговорок – стишков, направленных на проговаривание конкретного звука:
«Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас».
«Са, са, са – укусила в нос оса,
Со, со, со – стал мой нос как колесо».
Если до конца пятого года у ребенка много звуков отсутствует, нужно срочно обращаться к логопеду. Дошкольник впитывает звуковое оформление разговорной речи. Важно развивать фонематический слух – способность слышать и узнавать звуки. Это влияет на понимание речи, управление звуками. Если он не развит, в школьном возрасте будут проблемы с грамотным написанием слов. Ребенок по слуху должен различать разницу в словах «мишка» − «мышка», «ветка» − «сетка» и другие.
Речевое развитие дошкольника в 6 лет
В этом возрасте присутствуют почти все звуки, ребенок может формулировать сложные предложения. Он может выстраивать правильные грамматические конструкции из слов, присутствуют сложносочиненные, сложноподчиненные предложения. Словарный запас составляет до 3500 слов, это свидетельствует о развитии мышления. Что помогает развивать речь?
- Беседы о прочитанной книге, просмотренном мультфильме, действиях в течение дня. Нужно следить, чтобы шестилетний ребенок описывал действия не одним словом, а давал развернутые ответы на вопросы.
- Совместное чтение художественной литературы. Важно, чтобы ребенок понимал смысл прочитанного. Родитель должен следить за выразительностью собственной речи, изменять интонацию, замедлять темп, повышать и понижать голос.
- Плохое запоминание прочитанного можно дублировать рисунками-схемами. Рисовать рисунки можно к каждому предложению. Стоит просить пересказывать то, что прочитали.
- Продолжаем развивать фонематический слух, делать артикуляционную гимнастику, учить стишки, скороговорки и чистоговорки.
Шестой год развития – это подготовительный период к школе. У будущего школьника уже должны быть сформированы основные навыки произношения звуков и их отличия в устной речи. В этот момент важно определить уровень готовности ребенка к школе, чтобы за оставшееся время подготовить его. Но в подготовке даже важно не чтение, письмо и счет – этому он научится в школе. Основное значение имеет психологическая готовность – понимание ребенком своей позиции в обучении, навыки общения с окружающими, способность контролировать свои эмоции. Важна физиологическая и интеллектуальная готовность.
Подростки и речь
В школьном возрасте определяющее значение имеет четкость общения, способность формулировать и выражать мысли. Развивать дикцию у подростков помогут скороговорки, разучивание большого количества стихов.
Для формулирования мыслей и выражения их подростку нужно давать возможность общаться в семье, выступать перед аудиторией, советоваться и прислушиваться к мнению подрастающего человека. Конечно, неоценимое влияние на развитие речи имеет чтение книг в любом возрасте.