Методика артикуляционной гимнастики: «Сказка о Веселом язычке»
Одна из важных составляющих правильного звукопроизношения – это нормальная работа органов артикуляционного аппарата. Но при речевых нарушениях моторная сфера оказывается нарушенной, что сказывается на произношении ребенка. Для ее нормализации выполняют специальные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса и формирование правильного положения губ и языка при произношении определенного звука.
Артикуляционную гимнастику применяют на всех этапах коррекционной работы, но особый упор делают на подготовительный. Заниматься ею можно с малышом начиная с раннего возраста. С детьми-дошкольниками лучше всего проводить ее в игровой форме, сопровождая каждое упражнение интересным рассказом. Так, детям легче запомнить и само занятие будет им интереснее. Одна из популярных методик – «Сказка о веселом язычке».
Основные цели
Любая артикуляционная гимнастика направлена на нормализацию моторной сферы и мышечного тонуса. Выполняя специальные упражнения, происходят заметные улучшения в этой области.
- Ребенок учится удерживать нужное положение органов артикуляции.
- Улучшается качество выполняемых движений.
- Малыша учат ощущать положение губ, языка.
- Ребенок с легкостью переключается с одного артикуляционного уклада на другой.
- Благодаря сопровождению рассказом или стихотворением, ведется работа по коррекции темпо-ритмической стороны речи и звукопроизношению.
Но чтобы достичь вышеперечисленных результатов, необходимо соблюдать определенные рекомендации по выполнению зарядки. Тогда у малыша появятся улучшения в артикуляционной моторике.
Рекомендации по проведению
Зарядку для язычка нужно проводить каждый день, лучше всего 2 раза по 5-10 минут. Взрослый сначала сам показывает, как правильно выполнять упражнения, а потом предлагает малышу повторить за ним. Всю сказку рассказывают с выражением, чтобы ребенку было интересно.
Работа построена на основе принципа «от простого к сложному». Не стоит демонстрировать малышу, что вы огорчились, если у него не получилось повторить сразу правильно. Хвалите его за любые достижения – это будет дополнительным стимулом к дальнейшим занятиям.
Не нужно сразу пытаться повторить упражнение большое количество раз – это вызовет переутомление, и занятие будет не таким эффективным. Заниматься лучше перед зеркалом – малыш будет наглядно видеть, как он сам выполняет данный комплекс. Делают гимнастику в медленном размеренном темпе, чтобы дети успевали повторять действия за взрослым.
Краткое описание методики
В комплекс «Сказка о веселом язычке» входят базовые упражнения для органов артикуляции. Предлагаются следующие задания для губ:
- «Улыбка»;
- «Трубочка».
Для тренировки нижней челюсти необходимо широко открывать−закрывать рот. Для языка подобраны упражнения как на формирование нижнего положения, так и его подъема:
- «Блинчик»;
- «Качели»;
- «Часики»;
- «Чашечка»;
- «Вкусное варенье»;
- «Чистим зубы»;
- «Лошадка»;
- «Грибок».
Дополняют комплекс заданием на отработку изолированного произношения звука, который находится на этапе постановки или автоматизации. В этой гимнастике уделяется внимание и статике, то есть удержанию позы, и улучшению динамической составляющей артикуляции. Каждое упражнение повторяют несколько раз (до 5-10), чтобы дети запомнили правильное положение губ и языка.
Взрослый может проиллюстрировать «Сказку о Веселом язычке», чтобы заниматься было интереснее. Эффект от занятий зависит от того, насколько часто проводится зарядка и как правильно выполняются все рекомендации.