Методика артикуляционной гимнастики: «Сказка о Веселом язычке»

Одна из важных составляющих правильного звукопроизношения – это нормальная работа органов артикуляционного аппарата. Но при речевых нарушениях моторная сфера оказывается нарушенной, что сказывается на произношении ребенка. Для ее нормализации выполняют специальные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса и формирование правильного положения губ и языка при произношении определенного звука.

Артикуляционную гимнастику применяют на всех этапах коррекционной работы, но особый упор делают на подготовительный. Заниматься ею можно с малышом начиная с раннего возраста. С детьми-дошкольниками лучше всего проводить ее в игровой форме, сопровождая каждое упражнение интересным рассказом. Так, детям легче запомнить и само занятие будет им интереснее. Одна из популярных методик – «Сказка о веселом язычке».

Герой сказки "Веселый язычок"

Основные цели

Любая артикуляционная гимнастика направлена на нормализацию моторной сферы и мышечного тонуса. Выполняя специальные упражнения, происходят заметные улучшения в этой области.

  • Ребенок учится удерживать нужное положение органов артикуляции.
  • Улучшается качество выполняемых движений.
  • Малыша учат ощущать положение губ, языка.
  • Ребенок с легкостью переключается с одного артикуляционного уклада на другой.
  • Благодаря сопровождению рассказом или стихотворением, ведется работа по коррекции темпо-ритмической стороны речи и звукопроизношению.

Но чтобы достичь вышеперечисленных результатов, необходимо соблюдать определенные рекомендации по выполнению зарядки. Тогда у малыша появятся улучшения в артикуляционной моторике.

Рекомендации по проведению

Зарядку для язычка нужно проводить каждый день, лучше всего 2 раза по 5-10 минут. Взрослый сначала сам показывает, как правильно выполнять упражнения, а потом предлагает малышу повторить за ним. Всю сказку рассказывают с выражением, чтобы ребенку было интересно.

Работа построена на основе принципа «от простого к сложному». Не стоит демонстрировать малышу, что вы огорчились, если у него не получилось повторить сразу правильно. Хвалите его за любые достижения – это будет дополнительным стимулом к дальнейшим занятиям.

Не нужно сразу пытаться повторить упражнение большое количество раз – это вызовет переутомление, и занятие будет не таким эффективным. Заниматься лучше перед зеркалом – малыш будет наглядно видеть, как он сам выполняет данный комплекс. Делают гимнастику в медленном размеренном темпе, чтобы дети успевали повторять действия за взрослым.

Краткое описание методики

Текст "Сказки о веселом язычке"

В комплекс «Сказка о веселом язычке» входят базовые упражнения для органов артикуляции. Предлагаются следующие задания для губ:

  • «Улыбка»;
  • «Трубочка».

Для тренировки нижней челюсти необходимо широко открывать−закрывать рот. Для языка подобраны упражнения как на формирование нижнего положения, так и его подъема:

  • «Блинчик»;
  • «Качели»;
  • «Часики»;
  • «Чашечка»;
  • «Вкусное варенье»;
  • «Чистим зубы»;
  • «Лошадка»;
  • «Грибок».

Дополняют комплекс заданием на отработку изолированного произношения звука, который находится на этапе постановки или автоматизации. В этой гимнастике уделяется внимание и статике, то есть удержанию позы, и улучшению динамической составляющей артикуляции. Каждое упражнение повторяют несколько раз (до 5-10), чтобы дети запомнили правильное положение губ и языка.

Взрослый может проиллюстрировать «Сказку о Веселом язычке», чтобы заниматься было интереснее. Эффект от занятий зависит от того, насколько часто проводится зарядка и как правильно выполняются все рекомендации.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Прочитали! Пожалуйста, оцените статью!
(Пока оценок нет)
Оставьте свой комментарий
Поделитесь своим мнением о статье. Что показалось вам особенно полезным, как данная информация помогла в решении проблемы?




ВНИМАНИЕ! Информация, опубликованная на сайте, носит информационный характер, не является рекомендацией к применению и представлена исключительно в ознакомительных целях. Любое практическое использование возможно только после консультации с логопедом!
Наверх