Тахилалия в практической логопедии

Тахилалия – это патологически ускоренный темп речи, который необходимо корректировать с помощью сочетания методов психологии, логопедии, неврологии. Задача специалистов заключается в том, чтобы замедлять скорость произношения и улучшать ее остальные характеристики.

Основной курс лечения проводится под наблюдением врачей и педагогов, в дальнейшем его результаты закрепляют самостоятельно. Дефект встречается как в детском возрасте, так и у взрослых.

Этиология возникновения дисфункции

Человеческая речь развивается в соответствии с условными рефлексами. Ее показатели определяет состояние головного мозга, обеспечивающего связи с артикуляционным аппаратом. По нервным импульсам передается сигнал о необходимости движений органами речи. Таким образом, чтобы ее характеристики совпадали с нормой, у ребенка должны быть в порядке функции центральной нервной системы, органов речевого аппарата и отсутствие патологий со стороны слуха. Задача логопедии и психологии заключается в оценке показателей речи и работе над ее отклонениями.

Одним из условий ее развития является общение ребенка со взрослыми и сверстниками. По этиологии нарушения речи подразделяют на функциональные (нейрогенные логоневрозы и социального типа), органические (при наличии соматических патологий). Дисфункции могут быть следствием травмы в родах, длительных инфекционных заболеваний, перенесенных в раннем возрасте. К внешним факторам относят неблагоприятную обстановку в семье, связанную с дефицитом или избытком внимания родителей.

Этиология возникновения дисфункции.

По одной из версий, тахилалия проявляется у детей, чьи родители быстро говорят, то есть отмечается роль генетического фактора. По мнению Куршева В. А., быстрая скорость речи связана с темпом мышления, а нарушение относится к мыслительно-речевым отклонениям. О связи патологии с заиканием говорил D. Weiss (1950). М. Е. Хватцев (1959) считал, что причина во врожденной речедвигательной недостаточности аппарата заключается в отсутствии примера со стороны взрослых. В. М. Бехтерев (1926) утверждал, что ее причина лежит в преобладании процессов возбуждения. М. Надолечны характеризовал лиц с баттаризмом, как людей поспешных и беспокойных со слабой памятью и расстройством внимания.

Для коррекции недоразвития речи применяют методы психологической стимуляции, вазоактивную терапию, логопедическую работу. Тахилалия может быть чистой и функциональной, сопровождающейся заиканием. К ее клинической картине часто присоединяются нарушения лексики и грамматики, фонетики. Ее отдельными подвидами являются баттаризм, парафразия.

Из этиологических факторов выделяют соматические заболевания, психогенную обстановку и привычку. По результатам неврологических исследований еще в пренатальном периоде у плода происходят соответствующие физиологические и анатомические изменения головного мозга.

Профилактика возникновения

Родители могут оградить ребенка от воздействия внешних отрицательных факторов – не допускать травм, наблюдать за его развитием и принимать в этом процессе активное участие. Их задача состоит в том, чтобы защитить малыша от стрессовых ситуаций, испуга, страха, постороннего шума. Обстановка должна быть размеренной, а требования родителей к ребенку разумными. Но не стоит во всем потакать ему, избегайте излишнего баловства. Здоровая и крепкая нервная система не только предотвратит развитие тахилалии, но и положительно повлияет на общее состояние организма.

Профилактика возникновения.

Также учитывайте тот факт, что дети во многом подражают родителям, особенно в таком возрасте. Культура вашей речи и темп, артикуляция должны быть примером для него. Следите за тем, чтобы он не говорил на вдохе и не повторял звуки, слоги.

Дифференциальное отличие тиков при заикании от хаотичных движений при тахилалии заключается в том, что в первом случае они возникают при разговоре. А во втором не связаны с речью.

Симптоматика и диагностика

Человек не может самостоятельно справиться с патологическим отклонением, необходима медицинская и педагогическая помощь. Тахилалия приводит к нарушению темпа и ритма речи. При общении человек с таким диагнозом искажает слова, повторяет отдельные слоги или заменяет их другими.

Виды расстройства:

  • простая форма;
  • баттаризм – нарушения в грамматике, неверные структуры речи;
  • полтерн – в процессе разговора человек делает паузы, отмечаются запинки.

Отклонение может выступать самостоятельной патологией или быть вторичным на фоне психических и неврологических заболеваний.

Полтерн (спотыкание) характеризуется прерывистым темпом несудорожного характера. Его клиническая картина дополняется нарушениями общей и речевой моторики. При баттаризме отмечается неправильное формирование фраз. Дефекты могут быть речевыми и неречевыми, человек не умеет составлять сложные предложения. Во время запинок звук появляется не сразу, губы могут двигаться без подачи голоса. В связи с перенапряжением речь монотонна, нарушение процессов дыхания приводит к проблемам с дикцией. Больным при этом совсем не присуща критичность, они не считают высокую скорость проговаривания дефектом, поэтому не обращаются за помощью.

Симптоматика и диагностика.

Произношение слов при тахилалии настолько стремительно, что ее не разобрать даже при отсутствии дефектов в предложении. В секунду человек произносит около 20-30 звуков (норма 9-14). Из-за высокой скорости слоги могут повторяться или выпадать, искажаться. При этом тот, кто говорит, этого не замечает. Речь может произноситься на одном вдохе и сопровождаться выраженной жестикуляцией.

Клинические признаки разделяют на речевые и неречевые. На первый план выступает скорость произношения слов.

Также тахилалия характеризуется такими симптомами:

  • искажением слов;
  • неразборчивостью речи;
  • ошибками грамматики при письме;
  • нарушением моторики;
  • повышенной возбудимостью.

У пациентов может отмечаться учащенное сердцебиение, повышенное потоотделение. Дети из-за невнимательности часто не доводят игры до конца, могут останавливаться во время диалога и перескакивать на что-нибудь другое. При таком отклонении все движения ускорены, отмечаются тик и гиперактивность. Даже во сне человек испытывает моторное беспокойство.

Диагностику осуществляют с помощью МРТ головного мозга, эхоэнцефалографии, ЭКГ. Для исключения соматических заболеваний (шизофрении, эпилепсии) могут быть назначены дополнительные исследования. Обязательно проводят дифференциацию с дизартрией и заиканием.

Проводят дифференциацию с дизартрией и заиканием

Логопед оценивает темповые характеристики речи, паузы, правильность составления фраз, интонации, процессы дыхания и тембр голоса. Также проверяют письменную грамматику.

Как нормализовать состояние речи

Лечение тахилалии заключается в применении комплексного подхода.

Схема коррекционной терапии включает:

  • назначение медикаментов (ноотропы, седативные);
  • физиотерапевтическое воздействие (гальванический воротник, электросон);
  • лечебную физкультуру;
  • упражнения на ритмику (нормализация моторики);
  • логопедические занятия (разработка логики, внимания, вырабатывание ритма и замедление темпа речи).

Курс лечения составляет 9-10 месяцев. Медикаментозную терапию назначают в соответствии с наличием или отсутствием сопутствующих заболеваний. Часто тахилалия носит смешанный характер и сопровождается дизартрией. Также она может сочетаться с неврологическими патологиями.

Эффективность лечебной физкультуры заключается в тренировке тормозных реакций, выдержки, внимания и концентрации. Во время упражнений включают мелодичную и спокойную музыку.

Дети слушают музыку.

Для повышения эффективности тренировки проводят небольшими группами. Это дисциплинирует детей и снижает психомоторную возбудимость. В первое время им непросто адаптироваться к новым условиям, логопед задает темп с помощью хлопков в ладоши, постукивания по предмету. Дети учатся произносить речь под удары мяча и прыжки. Такие игровые приемы облегчают нагрузку на нервную систему. Музыкальная ритмика развивается с помощью озвучивания текста под аккомпанемент. В начале курса дошкольники обучаются замедленному темпу речи, после его усвоения их переводят на нормальный ритм.

Чтобы отработать последовательность мышления, педагоги работают с детьми по составленному плану. Составление пересказа способствует развитию мышления. Также практикуют проговаривание начала фразы, а дети ее заканчивают.

Обратите внимание! Тахилалия является стойкой деформацией речи, поэтому в течение года после окончания терапии необходимо наблюдать за ребенком. Это предотвратит повторное ускорение и поможет сохранить приобретенные навыки.

Цель логопедических упражнений состоит в контроле скорости и синхронности действий. Для этого пациент должен выполнять комплекс упражнений, рассчитанных на тренировку дыхания, силы голоса, отработку ритма, внимания, координации движений. Курс рассчитан на 2-3 месяца, после перерыва его можно возобновить.

Если тахилалия протекает на фоне неврологических и психических заболеваний, прогноз динамики состояния пациента трудно предугадать. В любом случае, многое зависит от родителей и близких, им необходимо оказывать психологическую поддержку больному.

Этапы логопедической работы:

  • режим молчания (максимальное ограничение контактов с окружающими);
  • чтение в медленном темпе;
  • редактирование высказываемого;
  • составление коллективного рассказа;
  • подготовка к публичному выступлению.

Если для устранения проблемы недостаточно 2-3 месяцев, делают перерыв и продолжают терапию. В дальнейшем, в течение года закрепляют навыки правильной речи самостоятельно в домашних условиях. Прогноз для здоровья при тахилалии зависит от ее структуры: представлена она в чистом виде или является вторичным проявлением более сложного заболевания. В таком случае динамика состояния пациента зависит от его умственного развития и поведения в социуме. Лечить ее нужно в обязательном порядке, самостоятельно она не пройдет.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Прочитали! Пожалуйста, оцените статью!
(Пока оценок нет)
Оставьте свой комментарий
Поделитесь своим мнением о статье. Что показалось вам особенно полезным, как данная информация помогла в решении проблемы?




ВНИМАНИЕ! Информация, опубликованная на сайте, носит информационный характер, не является рекомендацией к применению и представлена исключительно в ознакомительных целях. Любое практическое использование возможно только после консультации с логопедом!
Наверх