Тахилалия в практической логопедии
Тахилалия – это патологически ускоренный темп речи, который необходимо корректировать с помощью сочетания методов психологии, логопедии, неврологии. Задача специалистов заключается в том, чтобы замедлять скорость произношения и улучшать ее остальные характеристики.
Основной курс лечения проводится под наблюдением врачей и педагогов, в дальнейшем его результаты закрепляют самостоятельно. Дефект встречается как в детском возрасте, так и у взрослых.
Этиология возникновения дисфункции
Человеческая речь развивается в соответствии с условными рефлексами. Ее показатели определяет состояние головного мозга, обеспечивающего связи с артикуляционным аппаратом. По нервным импульсам передается сигнал о необходимости движений органами речи. Таким образом, чтобы ее характеристики совпадали с нормой, у ребенка должны быть в порядке функции центральной нервной системы, органов речевого аппарата и отсутствие патологий со стороны слуха. Задача логопедии и психологии заключается в оценке показателей речи и работе над ее отклонениями.
Одним из условий ее развития является общение ребенка со взрослыми и сверстниками. По этиологии нарушения речи подразделяют на функциональные (нейрогенные логоневрозы и социального типа), органические (при наличии соматических патологий). Дисфункции могут быть следствием травмы в родах, длительных инфекционных заболеваний, перенесенных в раннем возрасте. К внешним факторам относят неблагоприятную обстановку в семье, связанную с дефицитом или избытком внимания родителей.
По одной из версий, тахилалия проявляется у детей, чьи родители быстро говорят, то есть отмечается роль генетического фактора. По мнению Куршева В. А., быстрая скорость речи связана с темпом мышления, а нарушение относится к мыслительно-речевым отклонениям. О связи патологии с заиканием говорил D. Weiss (1950). М. Е. Хватцев (1959) считал, что причина во врожденной речедвигательной недостаточности аппарата заключается в отсутствии примера со стороны взрослых. В. М. Бехтерев (1926) утверждал, что ее причина лежит в преобладании процессов возбуждения. М. Надолечны характеризовал лиц с баттаризмом, как людей поспешных и беспокойных со слабой памятью и расстройством внимания.
Для коррекции недоразвития речи применяют методы психологической стимуляции, вазоактивную терапию, логопедическую работу. Тахилалия может быть чистой и функциональной, сопровождающейся заиканием. К ее клинической картине часто присоединяются нарушения лексики и грамматики, фонетики. Ее отдельными подвидами являются баттаризм, парафразия.
Из этиологических факторов выделяют соматические заболевания, психогенную обстановку и привычку. По результатам неврологических исследований еще в пренатальном периоде у плода происходят соответствующие физиологические и анатомические изменения головного мозга.
Профилактика возникновения
Родители могут оградить ребенка от воздействия внешних отрицательных факторов – не допускать травм, наблюдать за его развитием и принимать в этом процессе активное участие. Их задача состоит в том, чтобы защитить малыша от стрессовых ситуаций, испуга, страха, постороннего шума. Обстановка должна быть размеренной, а требования родителей к ребенку разумными. Но не стоит во всем потакать ему, избегайте излишнего баловства. Здоровая и крепкая нервная система не только предотвратит развитие тахилалии, но и положительно повлияет на общее состояние организма.
Также учитывайте тот факт, что дети во многом подражают родителям, особенно в таком возрасте. Культура вашей речи и темп, артикуляция должны быть примером для него. Следите за тем, чтобы он не говорил на вдохе и не повторял звуки, слоги.
Дифференциальное отличие тиков при заикании от хаотичных движений при тахилалии заключается в том, что в первом случае они возникают при разговоре. А во втором не связаны с речью.
Симптоматика и диагностика
Человек не может самостоятельно справиться с патологическим отклонением, необходима медицинская и педагогическая помощь. Тахилалия приводит к нарушению темпа и ритма речи. При общении человек с таким диагнозом искажает слова, повторяет отдельные слоги или заменяет их другими.
Виды расстройства:
- простая форма;
- баттаризм – нарушения в грамматике, неверные структуры речи;
- полтерн – в процессе разговора человек делает паузы, отмечаются запинки.
Отклонение может выступать самостоятельной патологией или быть вторичным на фоне психических и неврологических заболеваний.
Полтерн (спотыкание) характеризуется прерывистым темпом несудорожного характера. Его клиническая картина дополняется нарушениями общей и речевой моторики. При баттаризме отмечается неправильное формирование фраз. Дефекты могут быть речевыми и неречевыми, человек не умеет составлять сложные предложения. Во время запинок звук появляется не сразу, губы могут двигаться без подачи голоса. В связи с перенапряжением речь монотонна, нарушение процессов дыхания приводит к проблемам с дикцией. Больным при этом совсем не присуща критичность, они не считают высокую скорость проговаривания дефектом, поэтому не обращаются за помощью.
Произношение слов при тахилалии настолько стремительно, что ее не разобрать даже при отсутствии дефектов в предложении. В секунду человек произносит около 20-30 звуков (норма 9-14). Из-за высокой скорости слоги могут повторяться или выпадать, искажаться. При этом тот, кто говорит, этого не замечает. Речь может произноситься на одном вдохе и сопровождаться выраженной жестикуляцией.
Клинические признаки разделяют на речевые и неречевые. На первый план выступает скорость произношения слов.
Также тахилалия характеризуется такими симптомами:
- искажением слов;
- неразборчивостью речи;
- ошибками грамматики при письме;
- нарушением моторики;
- повышенной возбудимостью.
У пациентов может отмечаться учащенное сердцебиение, повышенное потоотделение. Дети из-за невнимательности часто не доводят игры до конца, могут останавливаться во время диалога и перескакивать на что-нибудь другое. При таком отклонении все движения ускорены, отмечаются тик и гиперактивность. Даже во сне человек испытывает моторное беспокойство.
Диагностику осуществляют с помощью МРТ головного мозга, эхоэнцефалографии, ЭКГ. Для исключения соматических заболеваний (шизофрении, эпилепсии) могут быть назначены дополнительные исследования. Обязательно проводят дифференциацию с дизартрией и заиканием.
Логопед оценивает темповые характеристики речи, паузы, правильность составления фраз, интонации, процессы дыхания и тембр голоса. Также проверяют письменную грамматику.
Как нормализовать состояние речи
Лечение тахилалии заключается в применении комплексного подхода.
Схема коррекционной терапии включает:
- назначение медикаментов (ноотропы, седативные);
- физиотерапевтическое воздействие (гальванический воротник, электросон);
- лечебную физкультуру;
- упражнения на ритмику (нормализация моторики);
- логопедические занятия (разработка логики, внимания, вырабатывание ритма и замедление темпа речи).
Курс лечения составляет 9-10 месяцев. Медикаментозную терапию назначают в соответствии с наличием или отсутствием сопутствующих заболеваний. Часто тахилалия носит смешанный характер и сопровождается дизартрией. Также она может сочетаться с неврологическими патологиями.
Эффективность лечебной физкультуры заключается в тренировке тормозных реакций, выдержки, внимания и концентрации. Во время упражнений включают мелодичную и спокойную музыку.
Для повышения эффективности тренировки проводят небольшими группами. Это дисциплинирует детей и снижает психомоторную возбудимость. В первое время им непросто адаптироваться к новым условиям, логопед задает темп с помощью хлопков в ладоши, постукивания по предмету. Дети учатся произносить речь под удары мяча и прыжки. Такие игровые приемы облегчают нагрузку на нервную систему. Музыкальная ритмика развивается с помощью озвучивания текста под аккомпанемент. В начале курса дошкольники обучаются замедленному темпу речи, после его усвоения их переводят на нормальный ритм.
Чтобы отработать последовательность мышления, педагоги работают с детьми по составленному плану. Составление пересказа способствует развитию мышления. Также практикуют проговаривание начала фразы, а дети ее заканчивают.
Обратите внимание! Тахилалия является стойкой деформацией речи, поэтому в течение года после окончания терапии необходимо наблюдать за ребенком. Это предотвратит повторное ускорение и поможет сохранить приобретенные навыки.
Цель логопедических упражнений состоит в контроле скорости и синхронности действий. Для этого пациент должен выполнять комплекс упражнений, рассчитанных на тренировку дыхания, силы голоса, отработку ритма, внимания, координации движений. Курс рассчитан на 2-3 месяца, после перерыва его можно возобновить.
Если тахилалия протекает на фоне неврологических и психических заболеваний, прогноз динамики состояния пациента трудно предугадать. В любом случае, многое зависит от родителей и близких, им необходимо оказывать психологическую поддержку больному.
Этапы логопедической работы:
- режим молчания (максимальное ограничение контактов с окружающими);
- чтение в медленном темпе;
- редактирование высказываемого;
- составление коллективного рассказа;
- подготовка к публичному выступлению.
Если для устранения проблемы недостаточно 2-3 месяцев, делают перерыв и продолжают терапию. В дальнейшем, в течение года закрепляют навыки правильной речи самостоятельно в домашних условиях. Прогноз для здоровья при тахилалии зависит от ее структуры: представлена она в чистом виде или является вторичным проявлением более сложного заболевания. В таком случае динамика состояния пациента зависит от его умственного развития и поведения в социуме. Лечить ее нужно в обязательном порядке, самостоятельно она не пройдет.