Причины, симптомы и коррекция акустико-мнестической афазии

 

В логопедии выделяют ряд заболеваний, характеризующихся нарушением речи. Акустико-мнестическая афазия − это речевая патология, связанная с нарушением слухоречевой памяти. Пациенты не могут безошибочно повторить словесную цепочку и плохо подбирают слова во время общения. В диагностике причин данного состояния главную роль играет логопедическое обследование, а также использование дополнительных клинических методов: МРТ головного мозга, ЭЭГ и др. Для успешной терапии необходимо устранить непосредственную причину развития патологии, а также пройти курс логопедических занятий.

Основные причины

Зона поражения при акустико-мнестической афазии

Акустико-мнестическая афазия возникает при изолированном поражении средне-заднего отдела височной извилины в ведущем полушарии головного мозга. Нарушение структуры мозговой ткани данной локализации может быть связано с большим количеством причин:

  • Ишемический или геморрагический инсульт. Подобная форма афазии возникает у 50-70% пациентов после острого нарушения мозгового кровообращения. Ишемический инсульт характеризуется гибелью части нервной ткани из-за прекращения доставки до нее кислорода и питательных веществ. Геморрагическая форма патологии обусловлена кровоизлиянием в большие полушария.
  • Механическое повреждение нервной ткани может развиваться при черепно-мозговых травмах. ЧМТ приводят к сдавлению, размозжению или образованию внутримозговых гематом. Отек и воспаление, формирующиеся после травмы, обуславливают дополнительное повреждение мозга.
  • Первичная опухоль или метастатическое повреждение височного отдела больших полушарий приводит к развитию мнестической афазии. При росте новообразования раковые клетки повреждают нервную ткань, сдавливают ее и нарушают кровообращение в структурах ЦНС.
  • Энцефалит, менингоэнцефалит и абсцессы головного мозга, развивающиеся на фоне бактериальных или вирусных инфекций в средней височной извилине, обуславливают возникновение афазии.
  • Дегенеративные болезни головного мозга (болезнь Альцгеймера, Пика и др.) характеризуются гибелью нейронов и повреждением нервных волокон, имеющим диффузный характер в центральной нервной системе.

Выявление конкретной причины необходимо для подбора терапии, так как в противном случае основная патология будет прогрессировать, приводя к усилению симптомов речевого расстройства.

Клинические проявления

Акустико-мнестическая афазия − это патология, характеризующаяся диссоциацией способности человека повторять сложные фразы и отдельные слова. Нарушения слухоречевой памяти приводит к тому, что из всего сказанного ему предложения, больной может повторить только единичные слова. Первично, пациент связывает это с тем, что не расслышал всю фразу или не смог ее запомнить. При повторении сказанного, ситуация не меняется − человек повторяет только одно слово.

Наиболее ярко данный симптом выражен при разговоре с несколькими собеседниками и использовании ими сложных предложений. Механизм расстройства связан с невозможностью человека воспроизвести услышанную информация из-за повреждения средней височной извилины.

Афазию невозможно выявить при обычном разговоре с человеком. Для этого необходимо провести всестороннее изучение его речевых функций.

При самостоятельной речи, пациент испытывает трудность с подбором слов. Больные начинают заменять «сложные» слова на аналоги, которые не всегда подходят по смыслу. Данное проявление вербальных парафазий сопровождаются снижением грамотности речи − человек неправильно использует предлоги, склоняет существительные и глаголы. При выполнении заданий по составлению рассказа или повторению услышанного, нарушения становятся сильнее.

Вербальная парафазия

Расстройство сопровождается нарушениями письма. При записях под диктовку отмечается низкая грамотность и скудность предложений. Во время письма человек просит повторять сказанное и упрощает услышанное до отдельных слов и их комбинаций. Если пациента попросить прочитать текст, то сложности возникают при чтении длинных предложений. Кроме указанных симптомов отмечаются нарушения счета и других когнитивных функций.

Последствия расстройства

Основное следствие акустико-мнестической афазии − снижение социальной адаптации человека и сужение круга его общения. Это приводит к существенному уменьшению уровня качества жизни больного. Он ощущает себя неполноценным, что ведет к раздражительности, апатии и развитию депрессии. Подобное состояние может стать основой для развития неврозов и акцентуации характера.

Диагностические мероприятия

Выявить наличие данного типа афазии при первичном осмотре пациента трудно. Для его диагностики требуется провести комплексное обследование, включающее исследования речевой функции. Важно отметить, что для подбора эффективной терапии следует установить причину развития патологии. Для этого используют различные методы:

  • Оценка неврологического статуса, основанная на исследовании неврологической сферы человека. Врач может обнаружить неврологический дефицит, парезы, параличи и нарушения чувствительности. Дополнительно с пациентом беседует врач-психиатр.
  • Всем больным проводится диагностическое обследование речи. Подобное исследование проводится совместно логопедом и афазиологом. При обследовании выявляются дислексия, аграмматизм, нарушения слухоречевой памяти и вербальная парафразия. Признаки оптико-гностической дисфункции устанавливают по рисункам пациента − у животных отсутствуют части морды, у чашек − ручки и др.
  • Для выявления органического повреждения головного мозга проводят магнитно-резонансную томографию (МРТ). Данное исследование позволяет выявить очаг ишемического повреждения, воспалительные изменения, рост опухоли и дегенеративные процессы.
  • Оценку состояния сосудов осуществляют с помощью ультразвукового исследования с допплерографией, дуплексного сканирования и ангиографии.
  • При подозрениях на нейроинфекцию необходима люмбальная пункция с последующим микроскопическим исследованием цереброспинальной жидкости.

Важным диагностическим критерием акустико-мнестической афазии является сохранение экспрессивной речи. Это позволяет отличить ее от моторной афазии и других вариантов патологии.

Подходы к терапии

Лечение афазии проводят исходя из ее этиологии

Лечение должно быть направлено на устранение причины речевого расстройства и его коррекцию. При выявлении у пациента ишемического инсульта проводят тромболитическую терапию Актилизе и другими аналогичными препаратами. Если инсульт имел геморрагический характер, то необходимо гемостатическое лечение. Новообразования и гематомы подлежат нейрохирургическому удалению или радиотерапии. При выявлении бактериальной инфекции назначают антибиотики (Амоксиклав и др.).

Устранение речевых нарушений проводится с помощью следующих методов:

  • Логопедические упражнения на регулярной основе. Задача логопеда − расширить оперативную слухоречевую память для устранения клинических проявлений. Подобные занятия необходимо проводить с первых дней реабилитации пациентов с органическими поражениями головного мозга. Изначально упражнения носят легкий характер, однако их сложность постепенно увеличивается. С больным проводят диктанты, заучивания песен, стихотворений и др. Если пациенту тяжело подобрать слова для высказывания мыслей, то логопед помогает ему уточнением их смысла и систематизаций.
  • Из лекарственных препаратов предпочтение отдают медикаментам, улучшающим мозговое кровообращение (Винпоцетин, Актовегин), ноотропам (Фенотропил, Пирацетам) и нейрометаболическим средствам (Гамма-аминомасляная кислота).

Ноотропные и нейрометаболические препараты

Помимо указанных методов, рекомендуются психотерапия, лечебный массаж, физиотерапевтические процедуры (электросон, магнитотерапия) и другие способы реабилитации.

Для подбора правильного лечения необходимо обратиться к врачу, так как все методы терапии имеют показания и противопоказания.

При раннем начале логопедического лечения и устранения причин развития акустико-мнестической афазии прогноз благоприятный. Речевые навыки человека постепенно восстанавливаются, вплоть до прежнего уровня. Если пациент длительное время занимался самолечением, и основная патология существенно прогрессировала, то эффективность терапии ограничена.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Прочитали! Пожалуйста, оцените статью!
(Пока оценок нет)
Оставьте свой комментарий
Поделитесь своим мнением о статье. Что показалось вам особенно полезным, как данная информация помогла в решении проблемы?




ВНИМАНИЕ! Информация, опубликованная на сайте, носит информационный характер, не является рекомендацией к применению и представлена исключительно в ознакомительных целях. Любое практическое использование возможно только после консультации с логопедом!
Наверх