Ребенок не говорит в 2 года: причины, поводы обращения к специалисту и методы коррекции

 

Каждый родитель обеспокоен развитием своего малыша. Все знают, что в 2 месяца он уже держит сам голову, в 6 – сидит, в годик начинает ходить. Но с развитием речи все намного индивидуальней. Некоторые дети говорят вовсю уже в 1-2 года. Поэтому родители переживают, если в два года ребенок не говорит.

В этом возрасте малышей отдают в детский сад, а потому способность к элементарной коммуникации очень важна. В этой статье будет подробно написано, в каких случаях необходима консультация логопеда, а когда нет причин для беспокойства. Родители смогут узнать о способах научить ребенка разговаривать в 2 года.

Факторы, влияющие на развитие речи у ребенка

То, как активно, правильно и во сколько лет малыш начинает говорить, зависит от определенных факторов:

  • степени миелинизации нервных волокон, то есть покрытия нервов особой оболочкой – миелином;
  • особенностей развития органов чувств;
  • активности речевого окружения;
  • состояния психического здоровья малыша;
  • уровня потребности пользоваться речью.

Как видно из списка выше, в развитии речи играют роль генетические факторы и социальные. Они взаимно дополняют друг друга. Даже при невысокой скорости миелинизации нервов и низком развитии коры, благоприятный социум и правильные упражнения помогут разговорить малыша.

2-х летний ребенок с разведенными в сторону руками не говорит

Хочется обратить особое внимание на пункт об активности речевого окружения. Если мама хочет, чтобы ее ребенок начал разговаривать как можно раньше, необходимо постоянно говорить с ним. Не нужно давать гаджет и включать бессмысленные видео на нем. Следует уделять детям максимум своего времени.

Этапность становления речи

Логопеды предпочитают отображать становление речи в линейном порядке. Она развивается согласно следующим этапам:

  • Крик.
  • Гуление.
  • Лепет.
  • Способность говорить сочетания нескольких слов.
  • Произношение целых предложений, связанная речь.

Активно старается разговориться малыш в среднем в 5 месяцев. Тогда начинается период лепета. Он продолжается до 10 месяцев – 1 года. Лепет представляет собой повторение отдельных звуков и слогов за окружающими. В полгода – 7 месяцев малыш начинает лопотать более осознанно. Его речь становится социализированной. Например, когда он тянется к еде, то произносит «дя-дя-дя», обращая внимание взрослого на то, что хочет кушать.

2-х летний ребенок просит кушать

Примерно в 9 месяцев появляется лепетное декламирование. Это благоприятный признак для успешного речевого развития в последующем. Пример: упала игрушка. Взрослый скажет «упала», а малыш говорит «па». В 10 месяцев из слогов начинают складываться отдельные слова. Сначала дети произносят их раздельно, потом слитно.

В годик в обиходе есть примерно 10-15 элементарных слов по типу «мама», «папа», «дай» и прочее. Период от 1,6 до 1,9 года доктора называют лексическим взрывом. В это время словарный запас резко увеличивается, в обиходе насчитывается 55-60 слов.

В 2 года малыш умеет выговаривать от 250 до 300 слов. Более 60% словарного запаса составляют существительные, 25% − глаголы, 15% − другие части речи. Малыш учится склонять слова, появляются уменьшительно-ласкательные суффиксы.

В 3 года ребенок умеет составлять целые фразы, связанные предложения. Чаще всего именно он выступает инициатором общения, поддерживает диалог. В конце третьего года развивается способность к монологу.

3-х летний ребенок говорит по телефону

Стоит отметить, что временные рамки, очерченные в статье, очень условны. В современном мире, когда малыш может получить все желаемое без необходимости говорить, речь склонна к более медленному развитию. Лексический взрыв часто наступает с опозданием на 5-6 месяцев. Поэтому, если в 2 года ребенок не говорит, не стоит тут же паниковать.

Появление фразовой речи можно ждать до 2 лет и 6 месяцев. Если малыш к этому времени выговаривает лишь отдельные слова, обязательна консультация специалиста.

Полное отсутствие речи или произношение лишь неосознанных слогов и слов до 1 года и 9 месяцев является поводом для обращения к врачу.

Актуальность проблемы

Согласно статистике, каждый 14 малыш страдает от состояния под названием «задержка речевого развития» (ЗРР). Наличие проблемы становится наиболее заметным в 2 года, когда словарный запас должен быть достаточным для выражения своих желаний и потребностей. Лечение ЗРР должно быть комплексным с привлечением таких специалистов: невропатолога, логопеда, психолога, в некоторых случаях – психиатра.

Основные причины задержки речевого развития

Чтобы разговорить ребенка, необходимо понимать, почему же он не говорит. Устранение причины – залог успешной терапии. Все факторы можно условно разделить на физические, психологические и социальные.

Физические Психологические Социальные
Тугоухость или полная глухота Сильный испуг Родители уделяют малышу недостаточно внимания
Миастения – мышечная слабость, в том числе мускулатуры лица и рта Постоянная неблагоприятная обстановка в семье (скандалы, ссоры родителей) Большую часть времени ребенок сидит в гаджетах
Генетические аномалии строения губ, языка, неба Отсутствие родителей Мама и папа чрезмерно опекаются малышом, у него не возникает необходимости что-либо понимать и осознавать
Заболевания центральной нервной системы Неадекватное отношение родителей к малышу Требования к ребенку со стороны родственников завышены, они заставляют его говорить насильственным путем, такой подход чреват опасными психическими расстройствами
Наследственные патологии
Нарушение психического здоровья. Наиболее распространенная патология – аутизм

Как отличить нарушение речи у детей с тугоухостью и при нормальном слухе

Проблемами расстройства речевой функции у детей с нарушенным слухом занимается наука сурдопедагогика. В современной логопедии выявить нарушение слуха не представляет большого труда. С этим легко справится аудиометрия. Это специальный метод исследования, широко используемый ЛОР-врачами. На пациента надевают наушники, в них подаются звуки разной частоты. Тот должен нажимать на кнопочку, если слышит звук.

Проверка слуха у ребенка

Но и в домашних условиях можно диагностировать нарушение слуха. Для этого проводят опыт с шепотной речью. Обследующий становится на расстоянии 6 метров от ребенка, тот отворачивается спиной. Необходимо говорить шепотом знакомые слова, а малышу нужно их повторять. Дети младшего возраста показывают на соответствующие картинки.

Очень важно выявить нарушение слуха как можно раньше. Ведь тогда в корне меняется лечение отсутствия говорения. Упор необходимо делать на восстановление слуха, а не на речевые упражнения. Если глухоту или тугоухость ликвидировать не представляется возможным, малыша адаптируют в социуме при помощи обучения его и родителей языку глухонемых.

Когда необходима консультация специалиста

Как уже отмечалось ранее, то, что ребенок не говорит в 2 года, не обязательно является признаком патологии. В каких же случаях нужно идти к врачу? Ниже представлены симптомы, при которых нужно бить тревогу:

  • Физическое развитие не соответствует возрастным нормам.
  • Присутствуют симптомы неврологических заболеваний: детский церебральный паралич (ДЦП), аутизм.
  • В анамнезе есть перенесенные тяжелые болезни: гипоксия новорожденных, гидроцефалия, задержка внутриутробного развития и прочее.
  • Ребенок не пытается повторять речь родителей.
  • Безразличен к тому, понимают ли его окружающие.
  • Никак не реагирует на замечания родственников, не пытается говорить лучше.

ДЦП – это патология, развивающаяся вследствие нарушения развития нервной системы во внутриутробном периоде, во время прохождения по родовым путям или на первом году жизни. Помимо речевых расстройств, характерны мышечная слабость, нарушение тонуса мышц, расстройство координации. Существует 3 степени тяжести болезни. Самая тяжелая – третья, при которой дети не способны самостоятельно передвигаться. Именно нарушение моторных функций выступает на передний план при ДЦП.

Ребенок с ДЦП

Аутизм – это расстройство, также возникающие при нарушении развития головного мозга. Но при аутизме, в отличие от ДЦП, на первый план выступают нарушения общения и социального взаимодействия. Первые симптомы появляются в течение первых двух лет жизни. Малыш мычит, не желает выговаривать слова. Лечение аутистического расстройства – тяжелый труд многих специалистов. Невролог, психолог и логопед совместно работают над социализацией ребенка, развитием речевых функций.

Правила развития речи

При желании научить ребенка рано разговаривать необходимо придерживаться таких правил:

  1. Исключить наличие органической патологии: ДЦП, аутизма, тугоухости, врождённых аномалий развития.
  2. Самостоятельно заниматься с ребенком. На втором году жизни еще рано говорить о наличии проблем. Многие расстройства проявляют себя в 3-4 года.
  3. Занятия с логопедом должны сопровождаться позитивным настроем. Нужно подготовить малыша к занятию. Логопед не должен ассоциироваться у него со злым доктором.
  4. Необходимо создать благоприятную, спокойную атмосферу в семье.
  5. Не стоит давить на ребенка. Чрезмерный напор может привести к развитию психосоматики, когда нарушение психики отображается заболеванием внутренних органов.
  6. Помнить, что ребенок – это личность. Нельзя применять общепринятые нормы к отдельному индивидууму, необходимо искать особенный подход.
  7. Начинать занятия как можно ранее, еще до того, как обнаружились серьезные проблемы.

Показатели развития речи у детей

При подборе специальных упражнений родители, педагоги, специалисты в области здравоохранения должны опираться на показатели речевого развития детей. Они разработаны еще в 70-х годах, но не утратили свою актуальность. Самое главное представлено в таблице.

Показатели Возраст от 2 лет до 2 лет и 6 месяцев Возраст от 2 лет и 6 месяцев до 3 лет
Понимание речи Ребенок понимает не только то, что происходит в данный момент. С ним можно говорить о прошлых и будущих событиях. Ребенок начинает понимать смысл описываемых взрослым ситуаций, даже если они не имели места в его жизни
Подражание чужой речи Дети повторяют за взрослыми целые фразы, стихи Дети быстро повторяют услышанные стихи, песни
Словарь Незнакомые фразы легко вплетаются в словарный запас ребенка. Появляются вопросы: «Когда?», «Где?», «Зачем?» Резко возрастает словарный запас. К концу второго года жизни он составляет около 1500 слов
Грамматика Предложения становятся сложнее Появляются деепричастные обороты, но они не всегда правильны грамматически
Связная речь Ребенок начинает общаться со сверстниками. Он описывает все свои действия, ситуации Описывает ранее увиденное или сделанное отдельными фразами. По вопросам может отрывочно пересказать сказку
Интонация Речь окрашивается эмоциями

В детском саду согласно уровню речевого развития детей подразделяют на три подгруппы:

  • 1 подгруппа – малыш отвечает на вопросы взрослого, сам пытается рассказать ему.
  • 2 подгруппа – дети не отвечают самостоятельно на вопросы, но повторяют за сверстниками. Редко становятся инициаторами речи.
  • 3 подгруппа – дети практически всегда молчат, могут говорить отдельные буквы, несвязанные слова.

Данное деление можно применить и в домашних условиях. Это позволит подобрать соответствующие уровню ребенка упражнения. Если ребенок практически или совсем не говорит на втором году жизни, его можно отнести к 3 подгруппе.

Любые упражнения подбираются совместно со специалистом после постановки точного диагноза.

Увеличение словарного запаса

При попытках родителей увеличить количество слов, произносимых ребенком, они часто забывают о визуальной составляющей. Чтобы тот запомнил большее количество слов, они должны ассоциироваться с конкретным предметом. При обучении взрослый должен показывать на соответствующий предмет. Некоторые слова лучше рассмотреть на картинках, например, дом или теремок. Другие можно изучать при помощи игрушек (машину, трактор и т. д.).

Увеличение словарного запаса у ребенка с помощью картинок

Эффективным для запоминания является многократное повторение. Например, обучая слову «яблоко», можно повторить его следующим образом: «Вот яблоко. У меня в руке яблоко. В правой руке яблоко. И в левой тоже яблоко. Теперь я убрала из правой руки яблоко. У меня осталось только одно яблоко».

Новые слова лучше использовать в контексте с уже знакомыми, чтобы в голове подсознательно строились ассоциации. Понять, правильно ли ребенок усвоил новое слово, помогут упражнения с действием. Нужно сказать малышу: «Найди…», «Покажи…», «Дай…».

Приемы активизации словаря

Ребенок не просто должен зазубривать новые слова. Их следует использовать осознанно. В этом помогут вопросы. Детям третьей подгруппы задают вопросы в легкой форме: «Кто?», «Что?», «Где?». Когда малыш начинает разговаривать, можно использовать более сложные вопросительные предложения: «Чем убирает?», «На чем едет?», «Кто и что шьет?» и прочие.

Приемы активизации словаря у детей

Чтобы повысить интерес к обучению, можно обратиться к игровой форме занятий. Ребенку дают карточки с яркими картинками. Одна картинка является продолжением другой. Ребенка спрашивают: «Что изменилось?». Тот отвечает: «Девочка спряталась», «Выросло дерево», «Машина уехала» и т. д.

При проведении любых упражнений необходима мера. Если ребенок устает, истерит, не нужно давить на него. Следует сделать перерыв, разрешить ему поиграть со сверстниками на площадке.

Совет! Коммуникация – также этап обучения. Дети в среде друг друга чувствуют себя более раскрепощенно. Ничто не сравнится с общением со сверстниками.

Мнение докторов

Известный педиатр Комаровский утверждает, что большинство детей начинают произносить звуки и буквы со смыслом в возрасте 1 года. Но есть абсолютно здоровые дети, которые не спешат говорить. Большую роль играют особенности темперамента, что является генетически обусловленным. Спокойные дети долгое время принимают наблюдательную позицию, созерцая мир вокруг. Лишь после подробного изучения окружающего они начинают высказывать свою точку зрения.

Мнение педиатра Комаровскиго о речи детей

Позднее начало говорения еще не является признаком умственной отсталости. Действительно, дети с нарушением умственного развития склонны к позднему началу выражения своих мыслей. В то же время раннее появление речи еще не говорит об отсутствии умственной отсталости.

Заключение

При проведении любых упражнений следует оценивать, есть ли прогресс и как быстро он развивается. Если спустя месяцы регулярных занятий малыш так и не разговорился, это плохой знак. Здоровый ребенок при должном внимании и правильном подходе в 3 года начинает активно и связно говорить. Не стоит бояться и откладывать визит к врачу. Чем раньше начнется лечение основного заболевания, тем больше вероятность успешного развития ребенка в будущем!

Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Прочитали! Пожалуйста, оцените статью!
(Пока оценок нет)
Оставьте свой комментарий
Поделитесь своим мнением о статье. Что показалось вам особенно полезным, как данная информация помогла в решении проблемы?




ВНИМАНИЕ! Информация, опубликованная на сайте, носит информационный характер, не является рекомендацией к применению и представлена исключительно в ознакомительных целях. Любое практическое использование возможно только после консультации с логопедом!
Наверх