Обучение красивой и грамотной речи в любом возрасте

 

Как научиться говорить красиво и грамотно рассказывает филологическая наука риторика. Дисциплину нередко преподавали в школах на рубеже XX века. Школьники узнавали, как правильно выражать мысль, грамотно писать и общаться, развивать ораторский дар выступления на публике. Сегодня встретить эту филологическую дисциплину сложно, в основном в школах проводятся дополнительные факультативы, где дети по желанию овладевают речью. Учиться говорить хорошо можно и в домашних условиях, используя специальные техники и методики развития речи, курсы повышения грамотности, ораторского искусства.

Какая она, красивая речь?

Ораторское искусство

Зачастую решение вопроса зависит от того, насколько человек умеет грамотно излагать собственные мысли. Психологи указывают на примере рекламы, как важно в общении слово. Изменив несколько предложений, фраз, можно добиться колоссального успеха в продаже, бизнесе, состязании, споре. Русский язык многогранен, имеет слова-синонимы, омонимы, местоимения, которые позволяют окрасить речь, сделав ее интересной и увлекательной.

Говорить красиво − значит владеть голосом, знать правила русского языка, верно и понятно формулировать мысль, в общении быть убедительным, красноречивым, лаконичным. Красивая речь невозможна без:

  • четкой дикции;
  • яркой интонации;
  • краткости;
  • логичности;
  • приятных манер;
  • совершенствования.

Политические деятели, бизнесмены, артисты, мерчандайзеры прибегают к услугам педагога по риторике, чтобы отточить навык чтения, красноречия, умения общаться правильно в зависимости от ситуации. Грамотно поставленная ораторская речь позволяет убедить собеседника в правоте, доходчиво донести информацию, получить ответный эмоциональный отклик.

Что мешает говорить красиво и грамотно?

Не всегда человек затрудняется излагать красиво мысли из-за необразованности. Нередко причиной неприятной и нелогичной речи становятся психологические, органические причины. Психологи и психиатры уделяют особое внимание речи, она помогает врачу определить наличие проблем у пациента. Причиной несуразного повествования может быть заикание, логофобия, психические нарушения.

В первом случае говорить красиво мешает расстройство речи, когда не получается произнести определенные звуки в результате спазма гортани, чрезмерного напряжения связок. Возникает заикание при нервном перенапряжении, повышенном волнении. Пациенты замечают, в домашних условиях при легкой патологии получается говорить внятно и четко; при выходе на публику, в обществе ситуация меняется. Человеку, страдающему от заикания, приходится всегда следить за речью, заменять слова на более удобные, пропускать их.

Боязнь публичных выступлений

Логофобией называется страх речи, человек не может произнести определённые звуки или слова, общаться в целом. Мировые исследования показали, среди фобий, данная находится на 2 месте после страха смерти. Избавиться от патологии можно с возрастом, когда человек понимает, что нарушение речи связано с личным страхом, выработкой адреналина, чрезмерным волнением, приводящим к спазму гортани. Психотерапевты утверждают, логофобия носит больше психологический характер.

При логофобии и заикании помогает опыт положительного закрепления. Несколько удачных выступлений, без волнения, в расслабленном состоянии внушают веру в пациента, позволяют говорить логичнее, последовательно, не задумываясь о проблеме. Преодолеть речевой дефект помогают психотерапевты и психологи.

Когда причиной скудной речи становится социальное окружение и необразованность, решить проблему можно без помощи медиков и психологов. Современные методики, тренинги, техники, советы развивают умение говорить красиво и грамотно.

Как научиться говорить грамотно и красиво

Обучать красноречию начинали в Древней Греции, в городе богини Афины, где педагоги уделяли особое внимание ораторскому искусству. С давних времен велась традиция обучать школьника манерам правильной речи, появился предмет риторика. Современная наука включает несколько курсов по развитию ораторских способностей.

В первую очередь педагог предлагает отточить четкое произношение − дикцию, после приступать к работе над техникой и содержанием, в завершение определяет направления по развитию речи, обогащению словарного запаса. Обучение заканчивается на постановке логичного, связного произношения.

Человек должен развиваться самостоятельно на протяжении всей жизни, чтобы не терять навык красивого общения. Важно быть всегда в курсе происходящего в стране, читать новых авторов, ходить в общественные культурные места. Это обогащает внутренний мир, словарный запас, позволяет быть осведомленным о нововведениях в современном мире.

Школьнику

Мероприятия по улучшению речи у школьников

Улучшать качество речи можно в любом возрасте. Школьнику легче освоить правила ораторского искусства, чем взрослому, который привык многие годы говорить определённым образом. Манера говорения закладывается в начальной школе, когда малыши осваивают чтение, изучают окружающий мир, впервые выступают на публике.

Развить красивую и грамотную речь у школьника можно, прибегая к различным методикам:

  • Родителям рекомендуется с рождения говорить с малышом обо всем вокруг. Рассказывать о явлениях природы, читать сказки, обучать красивым манерам. Если этого не было до начальной школы, необходимо обязательно включить в ежедневные дела общение с ребенком. В мир цифровых технологий и гаджетов дети перестали говорить выразительно, эмоционально, излагать мысли логично и последовательно. СМС-сообщения привели к тому, что младший школьник отвечает на уроках односложно, не может сформулировать полноценный ответ.
  • При подготовке домашнего задания по чтению или окружающему миру следует учить ребенка рассказывать последовательно изученную тему, подробно, заменять слова синонимами. При работе с вопросами следить за качеством речи: избегать односложных и коротких ответов.
  • Читать сказки можно не только самому школьнику, но и родителям. Дети хорошо воспринимают и запоминают новые слова. При самостоятельном чтении малыш не всегда поинтересуется определением непонятной фразы, когда читает взрослый, обязательно спросит. Развивать речь помогает заучивание стихотворений.
  • Важно в младшем школьном возрасте тренировать дикцию, особенно когда есть проблемы с произношением отдельных звуков. Хорошо подойдут для занятий чистоговорки, скороговорки. Нужно читать с ребенком пословицы и поговорки, анализировать их, помогать оформлять мысль правильно.
  • Проводить с ребенком ежедневные занятия по развитию артикуляции. Дети любят упражнение с конфетами или сушками, когда ребенок набирает полный рот и пробует чётко, понятно произнести скороговорку или чистоговорку.
  • Нужно следить за тем, чтобы не появлялись слова-паразиты. Малыш может из-за скудности речи вставлять предлоги, междометия, повторять одно и то же слово. Логопеды рекомендуют избавляться от неприятных слов так: поставить дома на месяц прозрачную коробочку и каждый раз, когда ребенок произносит слово-паразит, кидать туда полоски бумаги. Если в течение дня малышу удалось проследить за своей речью, то перед сном коробочка пополняется на 5 или 10 р. Это стимулирует ребенка следить за произнесенным, чем меньше бумаги, тем больше войдет денег. После на накопленные деньги ребенок сможет купить себе подарок.
  • С младшим школьником стоит заниматься дыхательной гимнастикой. Особенно она полезна при поступлении в школу, когда малыш учится читать. Подойдут следующие упражнения: задуть свечку (настоящую или воображаемую), надуть мыльные пузыри, воздушные шары. Можно поиграть в игру «Кто ловчее». Нужно успеть сказать предложение на выдохе. Сначала брать фразу из 2-3 слов, постепенно расширяя ее.
  • Развивать словарный запас с малышом, используя дидактические игры, упражнения. Можно обсуждать персонажей сказки, произносить слова по картинке, подробно рассказывая об увиденном. Например, мама показывает малышу картинки «Профессии». Ребенок отвечает: «Это врач». «Что делает доктор?» и т. д. Хорошо развивают словарный запас и грамотную речь ролевые игры в школу, детский сад, врача, когда взрослый может следить за процессом говорения и помогать малышу правильно его оформлять.
  • В доме обязательно должны быть различные словари: орфоэпический, орфографический, толковый. Можно взять за правило каждую неделю учить по новому слову с малышом. Находить его в словарях и запоминать правильное произношение, орфограммы, значение. Слова стоит подбирать по возрасту. Сегодня есть специальные словари для детей.
  • Важно посещать с малышом различные общественные культурные места: музеи, театры, цирк. После похода обязательно обсуждать увиденное.

Главным наставником в грамотной и красивой речи является родитель. Если папа и мама не позволяют себе употреблять в речи слова-паразиты, подают правильный пример для общения, ребенок будет копировать их, что облегчит процесс обучения.

Подростку

Улучшение речи у подростков

В обучении подростка важную роль играет мотивация. Если он сам задумался над развитием речи, процесс будет легким. Подростку важно говорить красиво в силу возрастных особенностей. Хочется выделиться из толпы, быть лучшим, очаровывать собеседника. Грамотному молодому человеку или девушке проще поступить в престижное учебное заведение, найти спутника жизни. Тренировать технику речи нужно комплексно, выполняя ежедневно задания, направленные на улучшение дикции, содержания речи, затем использовать знания на практике.

Стать красноречивым собеседником можно, прибегая каждый день к методикам по развитию ораторского искусства:

  • Развивать дикцию помогут скороговорки и чистоговорки. Следует каждый день начинать с утреннего проговаривания и артикуляционной разминки. Лучше делать это перед зеркалом, чтобы наблюдать за движением речевого аппарата. Важно, чтобы во время произношения активно «работали» язык, губы.
  • Больше читать книг. Лучше остановить выбор на классиках. Подростку иногда достаточно изучать программный материал в школе, выполнять качественно домашнее задание по литературе. Важно обращать внимание на диалоги персонажей, пробовать читать по ролям, следить за интонацией голоса. Помогает обогатить словарный запас и развить грамотную речь пересказ текста.
  • Купить маленький толковый словарь. Ежедневно обогащать словарный запас на 2-3 слова. Важно заучивать значение слов, которые могут пригодиться в речи. Педагоги советуют не просто запоминать новое определение, но и подбирать к слову синонимы, антонимы.
  • Выполнять упражнение по развитию голоса. Нужно взять любое стихотворение, состоящее минимум из 4 четверостиший. Каждые из 4 строк необходимо читать с различной силой голоса: первое тихо, шепотом, второе − вполголоса, третье − как человек обычно разговаривает вслух, четвертое − громко. Можно менять интонацию голоса: сначала читать стихотворение с вопросительной, после восклицательной, удивленной, печальной и радостной интонацией.
  • Важно закреплять полученные знания. Подростку необходимо больше общаться, создавать ситуации, где следует применить ораторское искусство: выступление, ответ на уроке, покупка в магазине (опросить менеджера о товаре), заговорить с незнакомцем на улице, в лифте.

Психологи уверяют, что развить дар красноречия невозможно без общества, человеку необходимо перебороть страх публичного выступления. Они советуют подходить на улице к незнакомым, проводить опросы.

Взрослому

Человеку старше 20 лет сложнее обучаться грамотной и красивой речи, если сложился определенный стиль общения. Первое, что советуют специалисты, обратить внимание на слова-паразиты, засоряющие разговор и отстраняющие собеседника. Необходимо проследить за собственной речью и вычленить фразы, которые мешают красиво говорить. Стоит подумать, чем можно заменить эти слова и почему они появляются в общении. Если «паразиты» возникают из-за недостатка словарного запаса, скудности речи, следует обратиться к толковому словарю. Ежедневно нужно вводить в лексикон новые слова, которые затем использовать в обычном общении.

Если в разговоре человек допускает употребление жаргонных выражений, стоит сконцентрироваться на их истреблении. Придется первое время следить за речью, каждый раз останавливая себя при попытке сказать неприятную собеседнику фразу. Преподаватели риторики рекомендуют записать собственную речь на диктофон и прослушать. Важно, чтобы это было живое общение с человеком. Сегодня помогают решить задачу современные мессенджеры, где можно не просто записать смс-сообщение, но и проговорить информацию. Прослушивая запись, нужно уделить внимание построению предложений, логично ли повествование, используются ли неприятные слова, засоряющие речь.

Запись голосового сообщения в мессенджере

Достичь совершенства в ораторском искусстве помогут следующие упражнения и методики:

  • Каждый день проводить разминку для дыхания и артикуляционного аппарата. Делать глубокий резкий вдох через нос, пробовать проговорить предложение на одном выдохе. Развивать дыхание помогает упражнение с шарами, предназначенными для создания композиций. Ввиду особенности их материала, человеку трудно надуть предмет, не используя специальный насос. Развивать дикцию и четкость произношения помогут скороговорки и чистоговорки.
  • Каждый день перед зеркалом произносить сложные слоги, сочетания:
    • БГДЁ, БГДИ, БГДЯ, БГДЭ, БГДУ, БГДО, БГДЫ, БГДЕ, БГДА, БГДЮ;
    • РЛЖУ, РЛЖИ, РЛЖА, РЛЖЕ, РЛЖО, РЛЖЫ;
    • ГБДО, ГБДУ, ГБДО, ГБДЭ, ГБДЫ, ГБДЯ, ГБДЮ;
    • ПЖЛЭ, ПЖЛЮ, ПЖЛО, ПЖЛИ, ПЖЛЯ, ПЖЛЕ.
  • Составлять данные комбинации можно самостоятельно, главное, чтобы в сочетании шли подряд 3 согласных и чередовались гласные.
  • Нужно завести словарь, в который записывать синонимы, слова, близкие по смыслу. Это способствует увеличению словарного запаса.
  • Взрослый человек обязательно должен взять за правило читать ежедневно книги. Лучше, чтобы это была художественная литература. Если при чтении встречаются незнакомые слова, необходимо изучать их значение, вписывать в словарик.
  • Работать над орфоэпией − правильным произношением. В созданный словарь можно записывать слова, сложные по произношению: тОрты, звонИт, бАнты, магазИн и т. д.

Правильная расстановка ударений

Важно всегда закреплять полученные знания. Можно составлять рассказы на основе выученных слов, посещать больше общественных мест, заводить новые знакомства, общаться с людьми вживую. Первое время в разговоре нужно следить за оформлением мысли, сначала думать, после говорить. При постоянном контроле, закреплении придет навык правильного и красивого общения. Главное, не забывать, что красноречивость будет неуместна без воспитания и правильных манер. Человек должен быть прекрасен не только снаружи, но и внутри.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Прочитали! Пожалуйста, оцените статью!
(Пока оценок нет)
Оставьте свой комментарий
Поделитесь своим мнением о статье. Что показалось вам особенно полезным, как данная информация помогла в решении проблемы?




ВНИМАНИЕ! Информация, опубликованная на сайте, носит информационный характер, не является рекомендацией к применению и представлена исключительно в ознакомительных целях. Любое практическое использование возможно только после консультации с логопедом!
Наверх