Логопедический массаж у людей с дизартрией

С каждым годом количество тяжелых нарушений речи у детей возрастает. Для успешной коррекции необходим комплексный подход. В него входит помощь разных специалистов и для облегчения их работы используют специальные процедуры.

Логомассаж при дизартрии помогает снимать повышенный тонус мышц и это облегчает процесс постановки звуков. Конкретные методики и комплексы формируются индивидуально, в зависимости от диагноза.

Общая информация

Как и любая процедура, массаж лица при дизартрии у детей имеет свои показания и правила проведения. В первую очередь – это квалификация специалиста. Логопед должен иметь подготовку в данной области и пройти обучающие курсы.

Желательно, чтобы он постоянно изучал соответствующую литературу и повышал свою квалификацию.

Для проведения массажа нужна кушетка или стул. Они должны быть удобными для использования. При необходимости берутся плоские подушки (их подкладывают под спину, что приводит к расслаблению мышц) и валики.

Руки массажиста должны быть чистыми и не иметь ссадин, мозолей, бородавок и т. п. На первом приеме проводится диагностика ребенка и определяется тонус мышц. Они могут быть излишне напряжены (гипертонус) или чересчур расслаблены (гипотонус).

Доктор делает ребенку логопедический массаж

Логопед обязан разбираться в анатомии, физиологии, психологии. Каждое действие должно быть продуманно. Только с таким подходом можно проводить сеансы.

Показания к логопедическому массажу

Далеко не всем детям с проблемами с речью нужен специальный массаж. В первую очередь он необходим тем, у кого есть проблемы с тонусом мышц. Ребенку тяжело произносить звуки, у него повышенное слюноотделение или парез – все это требует проведения массажа.

Ринолалия возникает при таких врожденных дефектах, как расщелины губы, десны и неба. Из-за этого происходит искажение звуков. После операции массаж позволяет предупредить появление рубцов.

При заикании нередко возникают судороги, которые сводят мышцы и не дают им работать в полном объеме. Поэтому Дьякова разработала целый комплекс воздействий, которые помогают преодолеть проблему.

Довольный мальчик после логипедического массажа

В логопедии выделяют разные нарушения голоса – это афония (невозможность говорить звучно, только шепотом) и дисфония (сипение, гнусавость и т. п.). Параличи и парезы поражают мышцы гортани. Для избавления от них используют специальные методики.

После инсульта, травм головы, тяжелых инфекционных болезней часто происходит распад речи – афазия. При ней часто наблюдаются проблемы с воспроизведением мелких движений. Поэтому подобное воздействие помогает снизить их проявление.

Особенность логопедического массажа заключается в том, что он затрагивает только лицо. Он может проводиться только руками или с использованием специальных инструментов – зондов.

Ребенку делают массаж языка с помощью зонда

Периодичность сеансов и их длительность подбирают под конкретного ребенка. Основные виды воздействия – это растирание, разминание, поглаживание. Они не должны причинять серьезную боль.

Небольшие нюансы

Некоторые детские центры преподносят логопедический массаж как панацею от всех проблем с речью. Однако среди специалистов нет единого мнения об использовании такого метода при определенных проблемах.

Например, при задержках речевого развития подобное воздействие не будет играть ключевой роли. В основе дефекта лежат нарушения развития областей мозга. Логопедический массаж не поможет их исправить. Среди специалистов нет однозначного мнения о необходимости такого вмешательства. Может быть показан только расслабляющий массаж.

Виды массажа для развития речи

При проблемах с письмом, чтением и счетом процедура тоже бесполезна, так как в основе дефекта лежат иные нарушения. Именно их устранением необходимо заняться. Допускается использование пальцевого массажа для стимуляции мелкой моторики.

Важно учитывать причины дефекта. Если ребенку не хватает для произношения звука «Р» выдоха, то разминание языка или щек ему в этом не поможет. При проблемах со слухом, интеллектом или зрением подобное воздействие тоже бесполезно.

При ДЦП часто рекомендуют проводить логопедический массаж, но он не всегда разрешен. Только невролог имеет право назначать такие процедуры. При неправильном подходе массаж может только навредить.

Противопоказания

Перед каждым сеансом логопед проверяет состояние ребенка. У него не должно быть никаких простудных болезней и плохого самочувствия. Недопустимо осуществлять манипуляции с кожными проблемами (фурункулы, бородавки, грибок и т. п.).

Нельзя проводить сеанс при проблемах в ротовой полости. Особенно при стоматите и кариесе, так как бактерии распространятся по всей слизистой. После оперативных вмешательств тоже нельзя делать массаж.

Исключение: подрезание подъязычной связки – манипуляции нужны сразу же, иначе появится рубец.

При любых серьезных патологиях, таких как ДЦП, нужно внимательно смотреть на реакцию ребенка. Особенно это важно при диагностированной эпилепсии. Если дошкольник плачет, кричит и вырывается, то сеанс прекращают.

Зондовый и любые другие виды массажа проводят в отдельном помещении. Если это невозможно, то он делается в кабинете логопеда. Комната должна быть теплой, проветренной, без сквозняков.

Комната у логопеда

Массаж языка при дизартрии не всегда приятен. Грамотный специалист видит грань между небольшим дискомфортом и болью. До второго никогда нельзя доводить.

Виды массажа

Существует множество разных методик. Для некоторых из них требуются зонды, для других достаточно только салфетки. Некоторые комплексы можно проводить в домашних условиях, другие подвластны только специалисту.

Средняя длительность курса – около 20 сеансов. Их проводят через день. После перерыва в месяц можно повторить. В тяжелых случаях количество процедур увеличивают.

Длительность самой процедуры зависит от:

  1. формы нарушения;
  2. индивидуальных особенностей;
  3. возраста.

Как правило, начинают с небольшого времени – от двух минут. Постепенно его увеличивают до 20 минут.

Один из основополагающих авторов методики – Дьякова. Именно она структурировала ранее известную информацию и вывела определенную последовательность действий. Они направлены на все части лица и позволяют производить как работу по активизации, так и по расслаблению.

Архипова в своей работе разработала несколько комплексов упражнений. Каждый из них направлен на решение определенных задач:

  • ригидности (плохой чувствительности) мышц;
  • гиперкинезов (непроизвольных движений);
  • параличей.

Для каждого комплекса были собраны упражнения, которые воздействовали на определенные точки лица. Например, чтобы расслабить мышцы лица нужно провести легко пальцами ото лба к вискам. Для снятия тонуса языка – делают поглаживающие движения от кончика к корню.

Поглаживание языка от корня

Зондовый массаж при дизартрии применяется не так давно. Инструменты для него были разработаны Новиковой. В стандартный комплект входит 9 зондов. Каждый из них используется для определенных целей.

Например, «Саночки» (бывают трех размеров) предназначены для активизации мышц. Их легко проводят вдоль органа и такой небольшой нажим отлично стимулирует мускулатуру. Название же произошло из-за того, что зонд напоминает полозья санок – конец инструмента также закруглен.

«Топорик» имеет сложную форму и выглядит как две сплющенные петли. Его используют для решения проблем с тонусом: если он повышен, то надавливания легкие, если понижен – сильные.

Некоторые авторы дополнили комплект Новиковой. Так, Томилина внесла зонды с су-джок-эффектом. Они обладают небольшими затупленными шипами и это оказывает дополнительное стимулирование. Свои зонды есть у Крупенчук, Микляевой и других.

Логопедический массаж дома

Еще используется самомассаж. При правильном обучении ребенок самостоятельно выполняет необходимые манипуляции. Крупенчук разработала специальный комплекс с использованием чайных ложечек. С их помощью растираются и разглаживаются мышцы.

Некоторые правила

Не стоит стараться приобрести всевозможные инструменты. Важны не они, а их использование. Для каждого ребенка подбирается своя схема воздействий. В последнее время приобретают популярность зондозаменители.

Обычная зубная щетка позволяет выполнять массаж в домашних условиях. Для этого лучше завести отдельную и не использовать ту, что для чистки. Желательно, чтобы ее щетина была жесткой, а обратная сторона имела поверхность для чистки языка (ребристая).

Все зонды обязательно строго индивидуальны и проходят стерилизацию. В нее входит обработка специальными растворами и выдержка в сухожаровом шкафу. Из-за этого многие специалисты перешли на заменители в виде фигурных шпажек. На кончиках они украшены пиками, шариками или заостренными концами.

При проведении ручных манипуляций кончик языка оборачивается салфеткой и удерживается пальцами. Это необходимо для того, чтобы орган не выскользнул.

У логопеда на руках не должно быть украшений, длинных ногтей. При любых манипуляциях надеваются стерильные перчатки.

Сложные моменты

В некоторых случаях проводить массаж не так легко. При разных патологиях отмечается повышенный рвотный рефлекс. В таком случае не удастся толком воздействовать на мышцы.

Для снижения чувствительности используют некоторые хитрости. Детям дают для полосканий крепкий чай. За счет дубильных веществ он оказывает анестезирующий эффект. С этой же целью дают леденцы с ментолом.

В некоторых случаях проводят приучение анализаторов. Для этого берут зонд «Саночки маленькие» и аккуратно им проводят до допустимой линии и отводят его обратно. Так делают пять раз. Постепенно инструмент заводится все дальше.

Работа с логопедом

Для подавления рефлекса полезно развивать жевательную мускулатуру. Для этого дают ребенку пожевать небольшую спринцовку. Ее кладут в рот широкой частью и предлагают слегка сжать.

Некоторые дети боятся металлических зондов и могут негативно реагировать на них. В таком случае их предварительно готовят к манипуляциям. Для этого используют игрушки, предлагают рассмотреть все инструменты и опробовать их на предметах.

Примерная методика проведения

Любое воздействие начинают с разминки. Для этого пять минут гладят лицо малыша. Движения проводятся в разном направлении: ото лба к вискам, от носа к скулам, от подбородка до мочек. Руки логопеда должны быть теплыми, а надавливания минимальными.

Для того чтобы расслабить корень языка и шейный отдел голову ребенка аккуратно качают из стороны в сторону. После уже переходят к основному комплексу. Упражнения для него подбираются в зависимости от целей воздействия.

Для стимуляции глотания и работы неба используют имитацию жевания, покашливание, зевание. Пьется вода небольшими глотками и ею же полощется рот. Дальше выполняются действия с сопротивлением. Например, ребенок упирается лбом в ладонь логопеда, специалист оказывает противодействие этому и слегка отталкивает ребенка.

В некоторых случаях необходимо растяжение подъязычной связки. Для этого кончик языка поднимают наверх, двумя пальцами нежно скользят по уздечке, чуть-чуть натягивая ее. Важно чтобы это не вызывало чувство боли!

Растяжение подъязычной связки

Для снижения слюноотделения применяют особый комплекс упражнений. Он выполняется в положении сидя. Ребенок запрокидывает голову и имитирует жевание. После логопед массирует точки за мочками ушей, место смыкания челюстей. Надавливания должны быть легкими и круговыми.

При дизартрии нередко дети слабо ощущают движения языка. Для стимуляции делают специальные воздействия. Логопед пальцем активно проводит по твердому небу вперед-назад. Большим и указательным пальцем обхватывается десна и прощупывается по всей длине.

Для каждой цели используется определенный комплекс упражнений. Его составляют исходя из особенностей каждого дошкольника. В большинстве случаев это только дополнительная помощь и она не отменяет необходимость постановки звуков и их автоматизацию.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Прочитали! Пожалуйста, оцените статью!
(Пока оценок нет)
Оставьте свой комментарий
Поделитесь своим мнением о статье. Что показалось вам особенно полезным, как данная информация помогла в решении проблемы?




ВНИМАНИЕ! Информация, опубликованная на сайте, носит информационный характер, не является рекомендацией к применению и представлена исключительно в ознакомительных целях. Любое практическое использование возможно только после консультации с логопедом!
Наверх