Проведение артикуляционной гимнастики для звука «Р»
Постановка звуков занимает от одного занятия до года. Необходимо подготовить артикуляционный аппарат, развить дыхание, работать над фонематическим слухом. Только после проведения подготовительного этапа можно переходить к следующей ступени.
Артикуляционная гимнастика для звука «Р» состоит из комплекса упражнений. Он направлен на отработку подъема кончика языка, растягивания подъязычной связки.
Общая информация
Дефект произношения звука «Р» и «Рь» называют ротацизмом. Он возникает по разным причинам. Из-за короткой подъязычной связи кончику языка сложно подняться. При дизартрии страдает двигательная активность мышц. Наблюдается гипотонус, когда язык вялый и малоподвижный, либо гипертонус, когда орган напряжен и переключение с позы на позу затруднено.
При дизартрии наблюдаются проблемы с дыханием. Ребенок дышит поверхностно, не делая глубокие вдохи. Его голос слабый, интонации не выражены.
При общем недоразвитии речи (ОНР) наблюдаются проблемы со всеми частями речи, в том числе и со звукопроизносительной стороной.
В норме звук появляется к шести годам. В некоторых случаях этого не происходит и проблемы остаются. Подростки сильно комплексуют из-за неправильного произношения. В дальнейшем это может ограничить круг профессии.
Нельзя затягивать с исправлением дефектов. Устная речь должна быть правильной к началу школы. Иначе ребенок начнет делать ошибки в буквах, будет испытывать сложности с чтением. Чем дольше проявляется дефект, тем сильнее он входит в речь и его будет нелегко исправить.
Коррекцию произношения начинают в возрасте 6 лет, при условии отсутствия других проблем. Если у ребенка не ограничена лексика, грамматика и другие стороны речи, то логопед занимается постановкой звуков.
Виды ротацизма
Специалисты выделяют несколько видов нарушения произношения. Звук может отсутствовать, тогда ребенок будет говорить «…ысь» вместо «рысь». Вариантов искажения несколько:
- При боковом произношении вибрирует одна сторона языка. Кончик отрывается от альвеол, получается нечто среднее между «Л» и «Р». Такой дефект сложно исправить.
- При щечном произношении между краем языка и щекой образуется щель, воздух выходит сквозь нее, появляется шум. Иногда встречается вибрация губами.
- У детей может наблюдаться одноударное «Р» — когда артикуляция звука правильная, но нет вибрации.
- Горловой звук образуется дрожанием мягкого неба. Появляется оно из-за короткой уздечки. Проверить наличие дефекта просто — родителю нужно попросить ребенка порычать при широком открытом рте. При горловом звучании он это сможет сделать. Проверить подъязычную связку можно дома. Для этого необходимо попросить ребенка открыть рот и коснуться кончиком языка верхних альвеол.
- Замена звука на другой происходит из-за неразвитого речевого слуха. «Р» может меняться на мягкий вариант, «Л», «Й». Вместо «рыба» будет «лыба», «корова» — «койва».
Подготовительный этап
Постановка звука возможна только при определенных условиях. Логопед занимается разработкой артикуляционного аппарата. Для этого используют комплекс упражнений, который направлен на определенные цели.
При проблемах со звуком «Р» необходимо научить ребенка на подготовительном этапе:
- делать язык широким;
- поднимать кончик языка и удерживать его на одном месте;
- выработать сильный выдох.
После выполнения всех пунктов переходят к постановке. Артикуляционная гимнастика на звук «Р» иногда включает упражнения на растягивание уздечки. Среди специалистов нет однозначного мнения по поводу ее эффективности. Одни рекомендуют хирургическое вмешательство — врач вручную подрезает связку, другие предпочитают самостоятельно заниматься с проблемой.
Правила проведения
Для того чтобы ускорить постановку звука логопед рекомендует родителям проводить занятия самостоятельно. Уроки должны быть каждый день по 10-15 минут.
Каждое упражнение вводится постепенно. Они выполняются перед зеркалом, чтобы ребенок контролировал себя. Взрослый показывает образец выполнения. Нельзя позволять баловаться, делать кое-как, отвлекаться.
Необходимо уделить внимание особенностям проведения каждого упражнения. Они направлены на развитие движений, улучшение координации, переключаемости.
Нельзя заставлять ребенка выполнять гимнастику часами – это вызовет негативизм, отказ заниматься. Желательно поощрять дошкольника — покупкой игрушек, сладостей, наклеек — это способствует выработке внешней мотивации.
Детей необходимо приучать к учебной деятельности. Упражнения выполняются за столом, возле зеркала, не должно быть игрушек рядом и других отвлекающих факторов.
При выполнении комплекса для сонорных звуков нужно контролировать ребенка. Работает язык, нижняя челюсть неподвижна!
Статические упражнения (неподвижные) удерживают на счет до пяти, активные до десяти.
Комплекс гимнастики
Для облегчения восприятия упражнений, визуализации используют картинки. Есть готовые наборы разных авторов:
- Нищевой;
- Танцюры;
- Волошиной;
- Куликовской и других.
Каждая карточка сопровождается цветной картиной, пояснениями для взрослого и образцом выполнения.
Первое упражнение «Блинчик». Оно направлено на выработку широкого, расслабленного языка. Для его выполнения нужно широко открыть рот, положить язык на нижнюю губу. Важно чтобы он был распластанным. Если ребенку тяжело это сделать, то его аккуратно прикусывают зубками со звуком «П». Массаж позволяет расслабить мышцы, снять напряжение.
«Заборчик» нужен для отработки улыбки, поднятия губ. Нужно сомкнуть зубы, улыбнуться, удерживать положение. Необходимо делать так, чтобы оба зубных ряда было хорошо видно.
«Лошадка» — цокать языком. Широкая часть крепко приклеивается к нёбу, резко опускается, слышен характерный щелчок. Действия осуществляют при открытом рте, челюсти разомкнуты. Нижняя челюсть неподвижна!
«Грибок» — рот открыт, губы в улыбке, широкий язык плотно присасывается к нёбу, удерживается в таком положении.
«Вкусное варенье» — кончиком языка провести по верхней губе, словно облизывая ее. Движения делаются сверху вниз, по всей длине губы. Челюсть должна быть неподвижна! Для облегчения выполнения ребенку мажут губу медом, вареньем.
Для «Качелей» рот широко открывают, язык высовывают, поднимают вверх, вниз. Движения выполняют за счет языка.
«Конфета» — рот закрыт, губы сомкнуты, язык упирается в одну, другую щеку. С внешней стороны будут видны «холмики».
Обязательно отрабатывается «Дятел», «Пулемет». Для этого губы держат в улыбке, зубы разомкнуты, рот открыт. Кончик языка ударяет по альвеолам верхних зубов, ребенок произносит «Дддд» или «Тттт».
Для растягивания уздечки используют массаж. Кончик языка оборачивают салфеткой, удерживают, легко тянут, поднимают вверх, вниз. Нельзя доводить до острой боли. Под языком аккуратно массируют маленьким шариковым зондом, ватной палочкой.
После хирургического подрезания необходимо сразу начинать заниматься. Иначе появятся рубцы, которые ограничивают подвижность. Комплекс упражнений стандартный.
Советы для родителей
Участие родителей, их заинтересованность в исправлении дефекта у ребенка повышает эффективность работы логопеда. В домашних условиях можно давать детям облизывать тарелки как кошки — это тренирует кончик языка, растягивает связку.
Можно использовать следующий прием — ириска режется на кусочки. Малышу предлагается кончиком языка приклеить ее на верхние альвеолы. Такая игра приходится по вкусу дошкольникам.
Для снятия напряжения мышц используют теплый ромашковый чай, массаж, другие способы релаксации. При гипотонусе полезны физические занятия, активность.
Родителям стоит приготовиться, что потребуется год и больше для устранения дефекта. Только их заинтересованность поможет сократить срок. При дизартрии и других серьезных проблемах на коррекцию уходит 2-3 года.
При проблемах со строением артикуляционного аппарата (короткая связка, неправильный прикус и т. п.) необходимо сразу консультироваться у стоматолога. При необходимости используют все средства для исправления дефекта.
Регулярность занятий гарантирует эффективность коррекции. Поэтому нельзя их пропускать. Исправлением лучше заниматься до школы, так как это лучший период для исправления речи.