Ротацизм (параротацизм) в логопедии

 

[Р] и [Рь] сложнейшие звуки по образованию, их артикуляция предполагает выполнение точных движений всеми органами речевого аппарата, вследствие чего дефекты их произношения очень распространены. При верном артикулировании [Р] губы приоткрываются либо пребывают в положении, требуемом для следующего гласного, зубы приоткрыты, передний край языка приподнимается, задевает верхние зубные альвеолы. Боковые края упираются в верхние моляры. Мощность выдыхаемого воздуха очень высокая. Под его воздействием появляются вибрирующие движения кончика языка. Голос задействован, горло дрожит.

Звук [Р] согласный, звонкий, твердый, сонорный, вибрант, небно-зубной, язычно-альвеолярный. Артикуляция [Рь] характеризуется добавочным подъемом середины язычной спинки к нёбу и несильным выдвижением переднего края (он колеблется у основания верхних зубов).

Ротацизм − дефектное произношение [Р] и [Рь]. Проявляется в виде искажения звуков, их пропусков, либо замены другими фонемами. Для определения замены [Р] или [Рь] применяется термин параротацизм.

Формы ротацизма и параротацизма

Виды ротацизма и параротацизма

Выделяют отдельные самостоятельные формы ротацизма. Они отличаются местом и механизмом создания фонемы:

  • Проторный (одноударный). При верной локализации передний край языка единожды затрагивает альвеолы, продолжительная его вибрация не создается. Раздается звучание [Д], невозможно воспроизведение продолжительного рычания.
  • Боковой. При возникновении фонем колеблется боковая сторона языка. Прорывается смычка между ним и молярами. Вместо правильного [Р], раздается звучание [Рль].
  • Щёчный. Воздух выходит между боковым краем языка и верхними молярами, происходит колебательное движение одной либо двух щек. Щечный вид ротацизма является самым редким в логопедии.
  • Интердентальный (межзубный). При воспроизведении фонем передняя часть языка расположена между резцами.
  • Лабиодентальный. Дефект [Р] и [Рь], образовавшийся при возникновении колебательных движений между губой и резцами.
  • Ларингеальный (гортанный). Наблюдается при экстрапирамидных расстройствах, а также при ринолалии. Звучание создается благодаря вибрации соединенных голосовых связок.
  • Назальный. Колебательные движения появляются между задней частью небной занавески и глоточной стенкой. Отмечается в случае частичного нёбно-глоточного затвора из-за врожденной аномалии в виде укороченного мягкого нёба.
  • Фарингеальный (глоточный). Возникновение хрипящего звука между коренной частью языка и задней глоточной стенкой.
  • Двугубный (билабиальный). Дефектная фонема создается благодаря вибрированию губ. При данном ротацизме возникает звучание [Прр] или кучерское [Р].
  • Горловой. Выделяют два подвида – велярный и увулярный. При велярном ротацизме корень языка формирует щель с нижней частью мягкого нёба. Выходящая струя воздуха дает неконтролируемое дрожание мягкого нёба, провоцирующее возникновение шума, он совместно с голосом обуславливает своеобразное рычание. Увулярное произношение звука [Р] предполагает дрожание небного язычка. Раздается четкий рокот. Горловой ротацизм в просторечии может называться картавость.
  • Гнусавое произношение [Р]. Корень языка прижимается к мягкому нёбу, воздух выдыхается носом.
    Помимо этого, выделяют отдельные виды параротацизма. Наиболее распространены замены [Р] на [Рь], [Л], [Д], [В], [Ы], [Й], [Г], [Ль].

Помимо вышеперечисленных видов, возможно отсутствие [Р] и [Рь], это происходит, если артикуляционный уклад звука совершенно не сформирован.

Обычно каждая форма ротацизма затрагивает помимо твердого [Р] парный [Рь]. Иногда при дефекте твердого звука мягкая пара не страдает. Реже наблюдается противоположное явление.

Причины ротацизма и параротацизма

Главные причины возникновения дефектного произношения [Р] и [Рь]:

  • Короткая подъязычная уздечка.
  • Узкий, высокий нёбный свод.
  • Суженный, либо массивный язык.
  • Пониженный тонус язычной мышцы, ее низкая пластичность.
  • Отсутствие навыка совершать целенаправленные точные манипуляции языком.
  • Нарушенный фонематический слух.

Нередко ротацизм появляется при простой дислалии, когда единственное речевое нарушение − неверное произношение одного звука. Часто он входит в состав сложной дислалии, если одновременно нарушается произношение нескольких групп звуков, к примеру, сочетается с ламбдацизмом или параламбдацизмом. Ротацизм может появиться одновременно с тяжелыми дефектами речи: дизартрией, алалией, ринолалией.

Логопедическая работа при ротацизме

Самый продуктивный прием постановки звука [Р] − механический. Вибрация вырабатывается на долгом воспроизведении фрикативного [Р]. В подъязычное пространство подкладывается специальный зонд. Ритмичными горизонтальными движениями зонда провоцируют механические вибрирующие движения язычного кончика. Если зонд отсутствует, можно спровоцировать вибрацию собственным пальцем ребенка.

Коррекция горлового произношения

Горловой [Р] − распространенный дефект даже у взрослых. Его устранение без коррекционного вмешательства практически невозможно. Горловой [Р] отличается от нормального особенностью вибрации − она возникает при дрожании небного язычка. Данное произношение является верным в определенных иностранных языках, в частности, во французском. Различение горлового произношения от верного возможно самостоятельно. Задача ребенка − долго протянуть [Р]. Воспроизвести правильный звук протяжно невозможно.

Устранение горлового ротацизма включает несколько этапов. На подготовительном выполняется логопедическая гимнастика, служащая для отработки точной позиции и пластичности языка.

Комплекс артикуляционной гимнастики

Вторым этапом является постановочный. При ненарушенном произношении фонем [Ш] и [Ж] нужно заняться вызыванием проторного [Р], а после провоцировать вибрирующие движения кончика языка механически. Проторный [Р] служит для активизации кончика языка и устранения дрожания небного язычка. При постановке важен зрительный самоконтроль у зеркала.

Завершающий этап − закрепление. Автоматизировать и исправлять звук в связной речи нужно крайне осторожно. После привычной горловой артикуляции, ребенок затрудняется в контроле своей артикуляции. Поэтому долгий период важно наблюдение и исправление родителями.

Коррекция бокового произношения

При боковом дефекте вместо верного звучания раздается [Рль]. Кончик языка не выполняет вибрирующих движений, язык поворачивается, одним боковым краем примыкает к верхним молярам, а второй свисает и дрожит на выдохе. Данный дефект часто встречается в сочетании с боковым сигматизмом, но может существовать отдельно.

Протягивание [Р] невозможно, либо раздается нечеткий [Ль]. Визуально видны колебания бокового края. При очень сильной вибрации снаружи можно увидеть дрожание одной щеки.

На начальном этапе проводится артикуляционная гимнастика. По причине слабых мышц одной половины языка логопедическую гимнастику нельзя убирать из структуры занятия на протяжении всей коррекционной работы.

Постановка начинается с выработки и автоматизации проторного звучания. Только после отработки в связной речи можно приступать к стимуляции колебательных движений кончика языка. Ранее это делать не рекомендуется из-за привычного вибрирования одной из боковых сторон.

Картинка для автоматизации звука р на уровне связной речи

Коррекция носового произношения

Звучание напоминает сочетание [НГ]. Это возникает из-за выхода выдыхаемого потока через нос, а не рот, а еще из-за оттягивания переднего края языка назад, отсутствия его участия в произношении. Подготовка начинается с дыхательных упражнений. Нужно наглядно объяснить ребенку отличия ротового и носового выдоха, научить выдыхать ртом. Постановку и закрепление проводят по стандартной схеме.

Коррекционная работа при параротацизме

Подготовительный этап содержит следующие моменты: различение на слух [Р] со смешиваемой фонемой, анализ артикуляционных укладов, становление верных движений языка. Постановочный этап с этапом закрепления звука выполняются по стандартной схеме.

Важно учесть следующие нюансы: при замене [Р] на заднеязычный [Г] контролируется, чтобы не создавалось колебание небного язычка вместо края языка; при замене [Р] на [В] нельзя добиваться проторного звучания, напоминающего [В] механизмом возникновения, не исключено смешение этих фонем. Заключительным шагом становится дифференциация смешиваемых фонем.

Профилактика ротацизма при короткой подъязычной связке

Подъязычная уздечка выглядит как тонкая перепонка, которая связывает подъязычную область полости рта с языком. При нормальном строении она прикреплена к середине внутренней поверхности языка, ее длина около 8 мм.

Чтобы проверить длину уздечки ребенка, нужно попросить его дотронуться языком до неба с широко открытым ртом: беспроблемное совершение манипуляции свидетельствует о нормальной длине уздечки. Если при выполнении действия ребенок не смог достать до неба либо испытывает дискомфорт, нужно в обязательном порядке проконсультироваться у логопеда. Если уздечка расположена чрезмерно близко к кончику языка, нужна ее коррекция. Она производится во избежание речевых проблем, в том числе возникновения ротацизма.

Подрезание подъязычной уздечки

Если рассечение уздечки не было сделано в младенчестве, ее подрезают в дошкольный период. Подрезание дошкольникам делают под местным наркозом. Уздечку рассекают и накладывают саморассасывающиеся швы. Новейшие технологии позволяют проводить данную операцию с использованием лазера. Лазерный метод минимизирует болевые ощущения, уменьшает отек после операции, позволяет обойтись без наложения швов. Послеоперационная реабилитация включает в себя специальную диету и гимнастику для разработки уздечки.

Альтернативным способом коррекции укороченной подъязычной связки является артикуляционная гимнастика. Это не менее эффективный, и вместе с тем безболезненный метод. Суть заключается в выполнении логопедических упражнений для языка.

Обычно они очень утомляют ребенка, зачастую провоцируют неприятные ощущения. По причине этого недостатка выполнять их следует под контролем логопеда, постепенно увеличивая нагрузку. Для растягивания укороченной уздечки безоперационным способом необходимо продолжительное количество времени.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Прочитали! Пожалуйста, оцените статью!
(Пока оценок нет)
Оставьте свой комментарий
Поделитесь своим мнением о статье. Что показалось вам особенно полезным, как данная информация помогла в решении проблемы?




ВНИМАНИЕ! Информация, опубликованная на сайте, носит информационный характер, не является рекомендацией к применению и представлена исключительно в ознакомительных целях. Любое практическое использование возможно только после консультации с логопедом!
Наверх