Описание пособия «Артикуляция звуков в графическом изображении» Е. В. Новиковой

Это наглядный материал, являющийся дополнением к книге Е. В. Новиковой: «Логопедическая азбука. Новая методика обучения чтению». Но его можно использовать отдельно на занятиях по развитию речи.

Читателю показано 45 схем, изображающих артикуляционный уклад. Под каждой дано подробное описание, чтобы было понятно не только педагогам, но и родителям. Дается характеристика фонемы, что упрощает овладение дошкольником навыком звукового анализа. Еще одно удобное введение для педагогов – это указание на то, каким цветом обозначают букву на звуко-буквенном анализе.

Артикуляционные профили

Преимущества

Этот демонстрационный материал предназначен для логопедов, дефектологов, работников детских садов и начальной школы. Но благодаря простым и понятным картинкам, доступному языку, которым описывается каждое изображение, им могут воспользоваться и родители. Это пособие обладает рядом преимуществ:

  • написано доступным языком – заниматься по нему могут люди, не имеющие специального образования;
  • понятные схемы-картинки;
  • сразу вводятся понятия «звук», «буква»;
  • есть возможность показать различия во время произношения твердых и мягких фонем.

Благодаря перечисленным достоинствам, пособие Е. В. Новиковой часто используют не только на логопедических занятиях, но и для домашнего обучения.

Недостатки

У таких схем есть недостатки, которые нужно учитывать при их использовании. Рисунки могут быть не совсем понятны детям младшего дошкольного возраста. Картинки – не цветные, поэтому им может быть неинтересно их рассматривать.

Младшим дошкольникам будет сложно сразу усвоить понятие твердости/мягкости звука. Могут возникнуть затруднения при составлении схем слова. Логопед должен учитывать все эти нюансы при их использовании на уроке.

Особенности применения

Подобные схемы используют как дополнение к артикуляционной гимнастике. Сначала показывают картинку, рассказывают, что на ней изображено. Начинают занятия с сохранных фонем в детской речи: обычно это гласные, потому что их произношение не требует коррекции даже у детей со сложными речевыми расстройствами.

Еще логопед акцентирует внимание на положении органов артикуляции, работе голосовых связок. Порядок изучения, предложенный в книге – это рекомендация, но в работе учитывают индивидуальные особенности ученика.

Ребенку намного проще освоить звукопроизношения, опираясь на наглядный материал. Также с помощью этого пособия дошкольника учат навыкам звуко-буквенного анализа. Его особенность в том, что он не только знакомит малыша с фонемой, но и с буквой. В дальнейшем детям проще освоить чтение и письмо.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Прочитали! Пожалуйста, оцените статью!
(Пока оценок нет)
Оставьте свой комментарий
Поделитесь своим мнением о статье. Что показалось вам особенно полезным, как данная информация помогла в решении проблемы?




ВНИМАНИЕ! Информация, опубликованная на сайте, носит информационный характер, не является рекомендацией к применению и представлена исключительно в ознакомительных целях. Любое практическое использование возможно только после консультации с логопедом!
Наверх