Роль мультфильмов в развитии речи и рекомендации для родителей

По статистике, дошкольники проводят ежедневно перед телевизором, гаджетом до 40% своего времени. О роли мультфильмов в развитии речи еще в 1981 г. говорил исследователь Д. Сингер: при слишком частом и длительном просмотре детских передач у малышей ухудшается концентрация, страдает устная речь. Однако, это не означает, что анимация является первородным злом.

Мультипликационный жанр является частью комплекса логопедии в целях развивающего обучения детей. Это доступный и интересный метод, позволяющий разнообразить процесс постановки речи. С его помощью можно раскрыть творческий потенциал ребенка при условии совместного просмотра мультфильма. Мультфильмы для развития речи могут применяться не раньше трех лет. При наличии у ребенка нарушений артикуляционного аппарата необходимо предварительно проконсультироваться с лечащим врачом.

Основы воздействия

Ребенок смотрит мультфильм

Логопеды в связи с зависимостью между формированием навыков общения и состоянием психики ребенка не рекомендуют усаживать чадо за мультипликационные фильмы до 3-х лет.

Одним из условий развития речи является достижение ребенком того возраста, когда он не только может повторить (пусть и искаженно) за взрослым, но и понять значение слова. В других случаях не произойдет закрепления информации, он будет что-то произносить и забывать. Здесь на помощь крохе и приходят родители, растолковывая, зачем нужен тот или иной предмет. С этой точки зрения, ни один мультфильм не предоставит ему столько знаний. Копируя мимику, жесты и запоминая звуки, интонацию, малыш знакомится с окружающим миром. После понравившегося мультипликационного фильма он тоже может использовать новые слова в лексиконе, но не будет отождествлять их с действием, не поймет их смысл.

При просмотре телевизора формируется вынужденное внимание, ребенок реагирует на яркость картинки, звуки, изображения, меняющие друг друга, то есть на раздражители. Но при этом не думает и не анализирует. Такого кроху впоследствии сложно заставить полюбить читать, гораздо проще брать информацию с экрана. Но это не означает полный запрет на мульты, просто нужно тщательным образом отбирать контент.

Задумайтесь, дети дошкольного возраста (3-6 лет), проводят у телевизора до 25 часов в неделю. Оставшееся время посвящают общению с окружающими и играм.

Этапы развития речи у детей:

  1. До года. Постепенный переход от отдельных звуков к гулению, словарный запас к 12 месяцам составляет до 45 слов. Педиатры не рекомендуют увлекаться просмотром мультфильмов в этом возрасте. Это объясняется тем, что на раннем этапе развития речи ее формирование происходит за счет подражания взрослым и их ответной реакции. Эмоции способствуют закреплению навыков. Кроме того, у мультгероев ребенок не может скопировать артикуляцию, движения рта при произношении звуков.
  2. 1-3 года – период расширения активного словаря за счет не только существительных, но и глаголов. Малыш уже может общаться с помощью простых фраз. Если не уделять ему достаточного внимания, речь будет скудной. Использование мультфильмов возможно по рекомендации врача-логопеда и под его контролем.
  3. От 3 до 7 лет, кроме устного общения, крохе уже доступно последовательное выражение мыслей, он интуитивно понимает свой язык. Ему по-прежнему необходимо живое общение, способность все быстро запоминать, злоупотребление TV может привести к появлению жаргона, слов-паразитов.
  4. От 7 до 17 лет совершенствуется устная и формируется письменная речь. Если в этом возрасте ребенку не хватает практики общения, развитие речи приостанавливается.

Плюсы и минусы метода

Польза и вред от просмотра мультфильмов

Сюжеты детской анимации придуманы таким образом, что развивают любознательность, чувство справедливости, обучают коммуникативным навыкам. Преимущества мультипликационного жанра:

  • расширение словарного запаса;
  • обучение диалогу и монологу;
  • знакомство с различной интонацией в предложениях;
  • развитие фонематического слуха.

Рекомендаций ВОЗ прошлого века, когда ребенку разрешали только 30 минут смотреть телевизор, практически никто не придерживается. Сейчас дети окружены гаджетами, играют в компьютерные игры, а раньше больше читали, рисовали или лепили из пластилина. Чрезмерное видеовосприятие вызывает такие отрицательные последствия:

  • недоразвитие корковых отделов мозга;
  • утрату коммуникативных навыков;
  • зависимость;
  • гиперактивность и агрессию;
  • нарушения речи.

Если у крохи проблемы с концентрацией или гиперактивность, старайтесь ограничивать время у телевизора. Более полезными будут совместное рисование, чтение, лепка, игры в машинки или куклы.

Рекомендации по просмотру мультфильмов

Чтобы избежать отрицательного влияния TV на здоровье и развитие ребенка, необходимо придерживаться некоторых правил:

  • в 3 года малыш не должен смотреть больше одного мультфильма в день;
  • в 6-7 лет нормой является продолжительность 60 мин;
  • школьникам младшей школы разрешается проводить перед телевизором по 2 часа с перерывом на 15 минут;
  • сюжет должен быть по возрасту (согласно нормам все видео должны быть подписаны, на какой контингент рассчитаны).

Маленьким детям еще непонятны ирония или сарказм, поэтому поступки героев должны быть логичными и с соблюдением морали. Также нужно следить за темпом речи персонажей: быстрая смена декораций и диалогов не способствует обогащению словарного запаса.

Наибольшее соответствие артикуляции есть в советских мультфильмах. В них также, как и в современных, соблюдена возрастная градация.

Среди популярных речевых анимаций: «Уроки тетушки Совы», «АБВГДейка», «Развлечеба». Этот способ обучения хоть и самый простой для восприятия, но также требует контроля со стороны родителей и закрепления пройденного материала. Для развития речи подойдут не только специальные мультфильмы, но и обычные. Параллельно занятиям с логопедом можно смотреть «Повторюша», «Как тигренок рычать учился», «Медвежонок Мася». Они повторяют упражнения со специалистом, но в игровой форме.

Просмотр должен быть совместным, если малыш невнимателен, лучше отложить занятие на другой раз. Его лучше проводить в первой половине дня, когда ребенок еще не устал. Нельзя критиковать его робкие попытки постановки звуков, лучше хвалите даже за маленькие успехи.

Просмотр мультфильмов должен быть дозированным

Тщательно отбирайте мультфильмы для просмотра, потому что любой из его героев может стать образцом поведения для вашего малыша на долгое время. Не стоит слепо доверять детям. Как правило, им нравится, все, что ярко и красочно, но часто бессмысленно. Если анимация сложна для понимания и восприятия, отмечается эмоциональное утомление, возможны приступы агрессии, нарушения сна.

При просмотре детского мультфильма можно не только развивать речь, но и другие качества. Задавая вопросы по сюжету, развивают внимательность и память, учатся использовать в общении сложные предложения, формулировать мысли и делать выводы из ситуации. Если ребенок не один, можно подготовить карточки с заданиями в соответствии с сюжетом. При выборе данного способа для ускорения процесса формирования речевых навыков соблюдайте возрастные ограничения. И помните: вашего внимания малышу не заменит ни один мультфильм.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Прочитали! Пожалуйста, оцените статью!
(Пока оценок нет)
Оставьте свой комментарий
Поделитесь своим мнением о статье. Что показалось вам особенно полезным, как данная информация помогла в решении проблемы?




ВНИМАНИЕ! Информация, опубликованная на сайте, носит информационный характер, не является рекомендацией к применению и представлена исключительно в ознакомительных целях. Любое практическое использование возможно только после консультации с логопедом!
Наверх