Дикция и ее значимость

 

Всем хочется быть услышанными. Для оратора важна не только информация, но и способ ее преподнесения. Никто не поддержит точку зрения человека, который не совсем четко произносит слова, «съедает» окончания или говорит слишком тихо.

Дикция – это правильная артикуляция, четкая разборчивая речь, облегчающая восприятие сказанного другими людьми. Человек с хорошим произношением не картавит, не гнусавит и не шепелявит. У каждого человека есть проблемы с проговариванием отдельных морфем или звукосочетаний. И для правильной дикции потребуется тренировка речевого аппарата. Проблем с произношением гласных практически не возникает.

Дикция или отчетливое произношение

Правильная дикция – гарантия успешного трудоустройства, коммуникабельности. Но особое значение хорошая артикуляция имеет для певцов, актеров, ведущих и преподавателей. Вокалист с невнятным произношением вызывает у слушателей двоякие чувства: вроде спел все правильно, но слов не разобрать.

Дикция – основополагающий элемент человеческой культуры. Поскольку человек с хорошим произношением сможет убедить в своей правоте практически любого.

Причины нарушения дикции

Правильная дикция предполагает разборчивое произношение звукосочетаний в соответствии с фонетическими требованиями языка. Плохая дикция встречается как у малышей, так и у взрослых. Логопедия связывает возникновение нарушения дикции с такими факторами:

  • травмы челюсти;
  • неправильно подобранный зубной протез (слишком тугая конструкция приводит к ухудшению дикции);
  • патологии строения зубов;
  • отсутствие одного или нескольких зубов;
  • появление щелей между зубами;
  • нарушенный прикус.

Расстройство дикции могут спровоцировать разные факторы как патологические, так и физиологические. Так, невнятная речь или ее отсутствие наблюдается у пациентов, перенесших ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения) или тромбоэмболию, а также может свидетельствовать о появлении опухоли в головном мозгу. Возрастные пациенты испытывают трудности с произношением вследствие развития деменции (старческого слабоумия) или болезни Альцгеймера и Паркинсона.

Ухудшение дикции после ОНМК

Спровоцировать проблемы с дикцией также могут следующие заболевания:

  • парез или паралич;
  • мышечная дистрофия;
  • рассеянный склероз;
  • черепно-мозговые травмы;
  • болезнь Лайма;
  • алкогольная или наркотическая зависимость;
  • поражения лицевого нерва.

Еще одна распространенная причина снижения четкости произношения – спастическая дисфония (излишне напряженный или, наоборот, неслышимый голос), которая возникает в результате сильного стресса или постоянных эмоциональных перегрузок.

Отдельные специалисты считают, что причина проблем с артикуляцией – дисфункция участков коры головного мозга, обеспечивающих работу речевого аппарата.

Внезапное ухудшение дикции у взрослого может свидетельствовать о:

  • развитии злокачественного новообразования в гортани;
  • злоупотреблении кофеин содержащими напитками (кофе, энергетики, черный чай);
  • доброкачественных наростах (полипах) на голосовых связках;
  • перенапряжении связок у вокалистов или преподавателей.

Резкое изменение тембра голоса или дикции может сигнализировать о патологических состояниях, для устранения которых требуется консультация врача.

Разновидности нарушений дикции

Мало найдется людей с идеальной дикцией. Речь каждого человека индивидуальна. Однако существуют нарушения в произношении, мешающие общению. Такие ошибки требуют коррекции.

Недостаточное развитие дикции может быть вызвано различными причинами

В процессе артикуляции участвуют язык, мягкое небо, нижняя челюсть и губы. Четкость произношения зависит от анатомического строения речевого аппарата и тренированности его мышц. Чаще всего люди с нарушением дикции сталкиваются с такими проблемами:

  • Снижение подвижности органов речи. Зажатость мышц негативно сказывается на четкости дикции. У людей с низкой активностью губ и нижней челюсти наблюдаются проблемы с произношением шипящих и свистящих звуков.
  • Нарушение дыхания. Неумение правильно делать вдох сбивает ритмику речи, разборчивость произношения и громкость голоса. Читая вслух или говоря, человек не может восстановить дыхание и его собеседнику сложно понять смысл услышанного.
  • «Проглатывание» окончаний слов. С такой проблемой чаще всего сталкиваются люди с ускоренным ритмом речи. Понять их бывает очень сложно.

Проблемы с дикцией у детей

Дефектом произношения у детей считается несоответствие речи возрастным нормам. Нарушением считается:

  • 0-1 месяц жизни: малыш не кричит, даже если чувствует дискомфорт;
  • 1-4 месяца: грудничок не реагирует на обращенную к нему речь;
  • 4-6 месяцев: не отслеживает глазами игрушку, не произносит сочетания фонем (не гулит, не агукает);
  • 6-7 месяцев: не старается привлечь внимание взрослых, произнося что-либо;
  • 7-9 месяцев: произношение простых фонем затруднено или полностью отсутствует;
  • 9-10 месяцев: малыш не говорит слоги и не отвечает на жесты взрослых, не выполняет просьбы помахать ручкой, кивнуть или покачать головой;
  • 12-18 месяцев: не говорит простые слова: папа, мама, дай, мяч, пить;
  • 2 года: отсутствует осмысленная спонтанная речь.

Нарушения речи у детей встречаются все чаще

Нормы речевого развития носят усредненный характер. Все детки индивидуальны, поэтому их развитие может отличаться. Небольшое отставание – вариант нормы. Однако оно требует внимания со стороны родителей.

У детей-дошкольников фиксируют такие нарушения дикции, как неразборчивость речи, неумение произносить отдельные звуки: шипящие, свистящие или сонорные.

Нужен ли врач при проблемах с дикцией

В большинстве случаев при нарушении дикции обращаются к логопеду. Однако стоит также проконсультироваться со стоматологом и лицевым хирургом. Последний исключит патологию костных тканей, назначив при необходимости операцию. Причиной нечеткой дикции может стать анкилоглоссия – врожденная аномалия, при которой уздечка языка недоразвита. Если дефект не исчезает самостоятельно в дошкольном возрасте, необходимо хирургическое вмешательство.

Стоматолог проведет санацию ротовой полости, оценит зубные протезы. Установка слишком тугого или маленького протеза изменяет анатомию челюсти, ухудшая дикцию.

При диагностировании неправильного прикуса пациенту надевают капу, пластину или брекеты. В зависимости от тяжести нарушения для устранения патологии потребуется от полугода до нескольких лет. Исправление прикуса улучшает артикуляцию и тембр голоса.

Исправление прикуса при помощи брекетов

Не всегда осмотра достаточно для обнаружения патологии, спровоцировавшей нарушение дикции. Для уточнения диагноза врач направляет пациента на клинические и инструментальные исследования:

  • КТ (компьютерную томографию) или МРТ (магнитно-резонансную томографию);
  • рентгенологическое исследование черепа;
  • общий анализ крови и мочи;
  • обследование слуха и фонетического восприятия устной речи.

Дополнительно может потребоваться консультация врача-невролога и отоларинголога. Последний исключит нарушения со стороны слуха и ЛОР-органов. А невролог проверит, не связано ли нарушение дикции с неправильной работой головного мозга.

Коррекция дикции

Дикцию можно тренировать и развивать, добиваясь идеального произношения. У актеров есть приемы, позволяющие изменять дикцию в зависимости от роли, эпохи, сюжета фильма или театрального представления. Чтобы улучшить артикуляцию потребуется только 15–20 минут в день. Занимаясь регулярно, уже через 1–2 месяца будет заметен результат.

Скорректировать дикцию в домашних условиях помогут следующие упражнения:

  • Изучение голосового аппарата. Чтобы научиться чувствовать мышцы, задействованные в произношении звуков, достаточно перед зеркалом строить забавные рожицы. Чтобы снять мышечный спазм, следует полностью расслабить лицо. Затем вытянуть губы в трубочку, поджать, произнести что-либо шепотом. После чего максимально открыть и зевнуть, чтобы ощутить мягкое небо.
  • Укрепление мышц языка. Приоткрыть рот, запомнив, где и как располагается язык во рту.  В расслабленном состоянии он полностью лежит на нижних зубах. Если язык похож на горку, значит горло не расслаблено. Зажим мышц ухудшает дикцию. Если имеется указанная проблема, следует найти удобное место для органа.

Только после полного расслабления языка переходят к выполнению упражнений.

  • Следует аккуратно подвигать языком во рту, скрутить его, расслабить, двигать по и против часовой стрелки, совершая круг. Максимально продвинуть орган вперед и быстро перемещать его вправо-влево, как маятник. Пройтись кончиком внутри зубного ряда. Напрячь язык, чтобы он стал каменным. После чего отчетливо проговорить звук «д» и «т».
  • Тренировка мышц горла. Делают быстрый глубокий вдох носом и сразу же выдыхают ртом, произнося длинное «фууу». Завершают упражнение поочередным максимально громким проговариванием «г» и «к».
  • Улучшение подвижности губ. Раздуть щеки плотно сомкнув губы. На выдохе проговорить «б» и «п».
  • Разработка нижней челюсти. Максимально широко раскрыть рот, двигая челюстью вправо-влево. Повторять до появления легкой усталости. Быстро смыкать и размыкать зубы, чтобы они стучали. Это позволит снять напряжение.

Упражнения на развитие дикции

Услышать ошибки помогает запись произносимых слов на диктофон. Прокрутив ее несколько раз, анализируют проблемные звуки, нечетко произнесенные окончания, неприятный тембр. Это позволит определить направление корректирующих занятий.

  • Чтение вслух. Лучше всего тренироваться на стихах, произнося их медленно, с правильной интонацией. Такое чтение развивает контроль над произношением и позволяет выявить дефекты артикуляции.
  • Скороговорки. После выявления трудных в произношении звуков, подбирают скороговорки на развитие артикуляции именно этих фонем. Не стоит сразу пытаться быстро произнести текст. Начинать лучше с умеренного темпа. Самое главное – верно проговорить все слова. Начинать лучше с маленьких детских скороговорок, постепенно переходя к более сложным и длинным.
  • Регулярные тренировки позволяют сформировать четкую дикцию. Достаточно в ускоренном темпе, но четко, проговаривать сочетание звуков, с которыми возникают сложности. Например, «шчт», «рст», «дррр», «счш».
  • Эффективна техника чтения текстов с зажатым в зубах карандашом. Такое упражнение рекомендуют дикторам, работающим на телевидении или радиостанциях. Следует разместить под языком карандаш и вслух прочесть небольшой рассказ, не вынимая карандаш. Затем карандаш убирают и еще раз читают текст. Изменения артикуляции заметны сразу, произношение становится более разборчивым. Чем чаще повторять тренировку, тем четче станет дикция.
  • Укрепление диафрагмы. Часто человек, выступающий публично, сталкивается с проблемой нехватки дыхания. Ему недостает воздуха, чтобы закончить мысль. В результате эффект от выступления получается смазанным, речь кажется обрывистой, а мысль нераскрытой. Тренировка диафрагмы позволит до конца произнести самое длинное предложение. Для этого делают глубокий вдох носом и, выдыхая через рот, произносят любую гласную «а», «о», «и», «у». Повторяют упражнение 3–4 раза ежедневно. Когда удастся достичь показателя в 25 секунд, можно попробовать изменить тембр голоса: ниже или выше. Еще один способ укрепит диафрагму и увеличит объем легких – надувать воздушные шарики или резиновый мяч (круг, матрас).

Чтобы добиться позитивных результатов и справиться с дефектами дикции, выполнять перечисленные упражнения нужно ежедневно.

Проблемы с артикуляцией чаще всего выявляют у детей. Это связано с формированием голосового аппарата. У взрослых дикция может быть нарушена в результате травмы, системного заболевания, вредных привычек или проблем с зубами. Если патологической причины нет, исправить произношение можно самостоятельно в домашних условиях или обратившись к логопеду. Важна регулярность занятий. Это позволит быстро добиться четкой и правильной дикции.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Прочитали! Пожалуйста, оцените статью!
(Пока оценок нет)
Оставьте свой комментарий
Поделитесь своим мнением о статье. Что показалось вам особенно полезным, как данная информация помогла в решении проблемы?




ВНИМАНИЕ! Информация, опубликованная на сайте, носит информационный характер, не является рекомендацией к применению и представлена исключительно в ознакомительных целях. Любое практическое использование возможно только после консультации с логопедом!
Наверх