Стихи для формирования речи детей

Речевое развитие ребенка имеет большое значение, так как с помощью речи малыш познает мир. Дети начинают готовиться к речи еще с первых месяцев. Малыши сначала гулят, а затем произносят слоги. После четкой установки слогов они начинают выговаривать первые слова. В дальнейшем из слов формируются словосочетания и предложения. Для того чтобы малыш начал вовремя разговаривать, логопеды и педагоги рекомендуют читать, разучивать с дошкольниками стихи для развития речи.

За счет рифмы стихи воспринимаются легко, хорошо запоминаются. Они учат правильно произносить звуки и слова, увеличивают словарный багаж, расширяют кругозор. Чем раньше начинают прочтение стихов, тем более развитым будет ребенок.

Требования к детской литературе

Литература для детей

Сегодня очень много детской литературы в книжных и интернет-магазинах. Издания для детей должны иметь яркие обложки. Текста в книгах для дошколят обычно немного. Литературу лучше покупать с красочными рисунками, чтобы ребенок смотрел на них во время прочтения.

Яркость книг позволяет сделать чтение более увлекательным. Картинки показывают ребенку, как выглядят персонажи сказки или стихотворения, облегчают восприятие информации. Они необходимы также для мотивации к обучению.

Литература для речевого развития не должна содержать зла, агрессии. Она должна учить ребенка звуковоспроизведению, воображению, мышлению. Стихи, потешки и скороговорки должны подходить по возрасту, это поможет предупредить сильную загруженность внимания ребенка. Сложный материал сильно утомляет малыша, что может привести к отказу от обучения.

Популярные авторы детской литературы:

  • Агния Барто.
  • Корней Чуковский.
  • Самуил Маршак.
  • Владимир Маяковский.
  • Ирина Гурина.
  • Кирилл Авдеенко.
  • Эдуард Успенский и другие.

Существуют также стихи, написанные логопедами. Основными авторами таких сочинений являются: Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. и другие. Издания этих авторов очень популярны сегодня. Стоимость книжек находится в пределах 200-250 рублей. Литература выпускается для разных возрастов, что очень удобно для родителей и малышей.

Стихотворения для малышей до 1 годика

Ребенок рассматривает картинки в книжке

Малышам до 1 годика подходят короткие стишки, потешки. Очень важно чтобы во время прочтения стишка мама показывала ребенку движения пальчиками, руками, проводила массаж. Эти движения активизируют мозг ребенка, тренируют органы артикуляции (язык, щеки, небо), формируют мышление, восприятие, внимание, память. Короткие рифмы позволяют малышу запоминать произношение слов, артикуляцию.

Для малышей от 2-месячного возраста подходят короткие потешки. Во время прочтения стиха мама проводит пальчиковую гимнастику или массаж ручек. Знаменитыми потешками являются: «Сорока-ворона», «Братья».

Распространенной потешкой считается «Сорока». Во время прочтения указательным пальцем правой руки взрослый водит по левой ладони малыша. Это своеобразный массаж, который стимулирует сосательный рефлекс, речь. По ходу текста пальцы ребенка сгибают (на словах «этому дала»), начиная с первого пальчика. Мизинчик не нужно сгибать (на словах «а этому не дала»).

Для грудничков 9-месячного возраста хорошо подойдут другие потешки-стишки. Наиболее известными из них являются: «Ладушки», «Братцы», «Апельсин», «Кто приехал» и другие.

— Ладушки, ладушки! Где были?

— У бабушки.

— Что ели?

— Кашку.

— Что пили?

— Бражку.

«Ладушки» также являются одной из распространенных потешек, которую можно использовать с раннего возраста. Ребенок при прочтении «Ладушек» улыбается, учится хлопать в ладоши. Движения должны быть четкие и ритмичные. Сначала мама или папа берут своими руками ладошки малыша, показывают ему, как нужно хлопать. Со временем ребенок будет сам пробовать это делать.

Полезно малышам читать стишки. Очень хорошо подойдут стихотворения Агнии Барто: «Грузовик», «Лошадка», «Мячик», «Зайка», «Слон», «Козленок», «Кораблик». Произведения для самых маленьких коротенькие, не утомляют ребенка. Во время прочтения нужно стоять или сидеть лицом к ребенку, чтобы он видел артикуляцию.

Обучение малышей 1-2-летнего возраста

Мать читает малышу

Детей после года нужно обучать голосам животных и другим основам. Для этого хорошо подходят стишки. Очень распространены стихотворения про животных:

***

«Где теленок? Не пойму?».
Замычит корова: «Му-у-у».

***

Цыпленок запищал: «Пи-пи!
Где же братики мои?»

Во время прочтения этих стишков рекомендуется показывать картинки с животным или игрушку, произносить голос животного. Сначала мама вместе с ребенком произносит голоса, а потом малыш сам начинает говорить их. Занятия тренируют память и расширяют кругозор.

Также учат части тела. Для этого есть специальные стишки. Примером такого четверостишия является:

Зайка лисицы совсем не боится,
Потому что он игрушка:
Мягкий хвостик, лапы, ушки.

У меня — котик:
Ушки есть, глаза и ротик.

Стихотворения для малышей 2-3-летнего возраста

Четверостишия про животных

Малышам 2-3-летнего возраста читают стишки, где показаны примеры слов во множественном числе. Они помогают ознакомить ребенка с домашними животными, птицами. Стихотворения рассказывают, где живут животные, что едят, чем занимаются, как выглядят и так далее:

Подарили нам щенка,
Песик маленький пока.
Мы с сестренкой с ним играли,
Его Тузиком назвали.

***

У нашей кошки
Много котят.
Все котята есть хотят.
Мама-кошечка одна,
Но накормит всех она.

К концу 3 года жизни дошкольник должен знать диких животных. Для этого рекомендуется читать малышу стихотворения про диких мишек, ежиков, зайцев, лис, волков и так далее. Дети узнают, где живут, что едят дикие животные. Такие произведения помогают ребенку познавать мир, повышать интеллект:

Орехи с веток белка рвет,
Она их зубками грызет.
Есть у белочки дупло,
Ей зимой в дупле тепло.

Стихи обязательно нужно заучивать. Это хорошо тренирует память. Стихотворение сначала читают взрослые. После нескольких повторений можно по 1 строчке заучивать вместе с ребенком.

Обучение малышей 3-4-летнего возраста

Стихи Агнии Барто

Малышам 3-4-летнего возраста также подойдут стихотворения Агнии Барто и других писателей и поэтов. У Агнии Барто малышу нужно читать: «Бычок», «Грузовик», «Лошадка», «Мячик», «Зайка», «Слон», «Ревушка», «Козленок», «Кораблик», «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая», «Помощница», «Снег». Все эти произведения не только читают, но и заучивают.

Другие стихи:

  • Введенский Александр Иванович «Мышка».
  • Берестов Валентин Дмитриевич «Больная кукла».
  • Чуковский Корней Иванович «Поросенок».

Для прочтения книжек со стихами выбирают яркие издания с рисунками. Сегодня в магазинах большой выбор литературы, которая облегчает обучение малыша. Во время чтения родители должны говорить в умеренном темпе, не торопиться, четко проговаривая каждое слово. Это имеет большое значение в формировании речевой функции дошкольника.

Развитие речи у детей 4-6-летнего возраста

В старшем дошкольном возрасте (4-6 лет) ребенка нужно уже готовить к школе, увеличивать его словесный багаж. Детская поэзия позволяет тренировать память, а также развивать речевую функцию. Разучивая стихи, малыш оттачивает мастерство ораторства.

Примеры детских стихов для развития речи:

  • А. Барто − «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая», «Помощница», «Блинчики», «Катя», «Совесть», «Мама или я», «На уроке», «Лялечка», «Королева».
  • К. Чуковский – «Бутерброд», «Обжора», «Радость».
  • С. Михалков – «Андрюшка», «Мой щенок», «Бараны», «Если».
  • Э. Успенский – «Маленькая школьница», «Берегите игрушки», «Тигр вышел погулять», «Что у мальчиков в карманах».
  • Даниил Хармс – «Буря мчится, снег летит», «Кошки», «Лиса и петух», «Удивительная кошка».
  • Кирилл Авдеенко – «Важное совещание», «Домовята и каша», «Капельки дождя», «Кот Маркиз», «Крот Егор», «Кряк и бряк».

Заключение

Стихотворения являются идеальным способом развивать речевую функцию у детей. Для каждого возраста должны быть свои произведения. Самые короткие и простые подойдут для дошколят младше 3-летнего возраста. После 4-лет уже предлагают заучивать более сложные и большие стихотворения для пополнения словесного багажа. Детская поэзия (считалки, потешки, скороговорки, стихи) отлично тренируют артикуляцию, звукопроизношение, память, что очень важно при подготовке к школе.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Прочитали! Пожалуйста, оцените статью!
(Пока оценок нет)
Оставьте свой комментарий
Поделитесь своим мнением о статье. Что показалось вам особенно полезным, как данная информация помогла в решении проблемы?




ВНИМАНИЕ! Информация, опубликованная на сайте, носит информационный характер, не является рекомендацией к применению и представлена исключительно в ознакомительных целях. Любое практическое использование возможно только после консультации с логопедом!
Наверх