Сказкотерапия – эффективная психологическая методика работы с ребенком
Сказкотерапия, как метод психологической коррекции, играет большую роль в психоэмоциональном развитии детей. Методика позволяет формировать личность, характер, положительные качества (совесть, чувство долга и взаимопомощи, смелость, честь, справедливость). Чтение детских произведений − наиболее доступный комплексный способ воздействия на сознание, который не портит психику маленького пациента. Это является большим преимуществом, так как психическое состояние дошкольников и школьников очень ранимо, трудно восстанавливается после нанесения вреда.
Понятие сказкотерапии и ее функции
Сказкотерапия – это методика, которая помогает развивать дошкольника, мягко воздействовать на его эмоциональное состояние. Особенно она помогает пациентам с психологическими и поведенческими трудностями. Терапия позволяет бороться со страхами, нерешительностью, агрессивным поведением и другими качествами, которые сильно мешают ребенку. Использование детских рассказов способствует повышению умственных способностей, мышлению, воображению, а также позволяет лучше понимать, как устроен мир.
Цели коррекции при помощи сказок:
- Уменьшение эмоционального напряжения.
- Доверительная атмосфера во время прочтения сказки.
- Восстановление или установление отношений между детьми и взрослыми.
- Выявление ребенком отрицательных качеств в себе.
- Помощь в повышении самооценки.
- Улучшение мыслительной функции, развитие воображения.
- Повышение уверенности в себе, формирование веры в свои силы.
- Обучение общению с окружающими.
- Лечение психоэмоциональных травм, аутизма, синдрома гиперактивности и других патологий.
Сказка показывает пример отношений между людьми. Часто это происходит на примере животных. Произведение помогает увидеть отрицательные и положительные стороны героев, открывает ребенку возможные нежелательные последствия, которые возникли из-за неправильного поведения. В детских рассказах всегда побеждает добро, что показывает дошкольнику или школьнику пример, что лучше быть хорошим, а не плохим. Это все воспитывает моральные качества, учит их быть благородными, добрыми, честными, справедливыми и так далее.
Произведение помогает малышу учиться фантазировать. Он представляет сюжет в разнообразных вариантах, ролях. Если маленький пациент имеет низкую самооценку, то больше подойдет сказка про короля или королеву, принцессу или принца. Дошкольник во время прочтения будет повышать свою самооценку.
Если дошкольник застенчивый, ему больше подойдут сказки про трусливого зайца. Во время прочтения рассказа на приеме у психолога пациент раскроет свои страхи. Если занятие проводится в группе детей, слушатели могут открыть страхи и справиться с ними.
Сегодня родители меньше читают ребенку сказки, что сильно снижает развитие воображения. Дети больше смотрят мультфильмы, слушают аудиосказки. Это сказывается на дальнейшем восприятии школьного материала на слух. Поэтому очень важно в дошкольном возрасте больше читать малышу.
Детские произведения помогают не только обучать малышей, но и лечить психические травмы. Также сказкотерапия выполняет профилактическую функцию в возникновении психологических патологий. Вымышленные персонажи открывают пациенту проблему на примере какого-либо сюжета, а потом показывают вариант ее решения.
Как сказка помогает ребенку?
Детские произведения раскрывают истину жизни. Дошкольник узнает, что такое добро и зло. Рассказ всегда показывает человеческие ценности, ненавязчиво намекает малышу, как правильно нужно поступать в той или иной ситуации. Дошкольник в ходе чтения тоже делает выбор, как правило, в сторону положительных героев и добра. Произведение позволяет малышу задуматься над поведением и выбором героев, проанализировать правильность их действий.
Психологи советуют родителям обсуждать сюжет с ребенком. Взрослые должны объяснить малышу, где ошибся герой, а где сделал правильно, что плохо, а что нет. Это очень помогает детям в принятии решения по жизни, учит ценностям и размышлению.
Сказочные сюжеты обучают малышей смелости, доброте, искренности, порядочности, целеустремленности. Эти положительные качества в жизни помогают ребенку достойно преодолевать трудности, достигать высот, общаться с окружающими людьми. Дошкольники и школьники с преобладанием положительных качеств более счастливые, успешные, самодостаточные личности.
Сказкотерапию можно использовать в обучающих целях. Она может быть актуальна для изучения математики, геометрии, русского языка и других дисциплин. Методика позволяет в более интересной и простой форме подать материал.
Сказочные произведения дают возможность скорректировать поведенческие отклонения. Их пишут психологи или педагоги. Такие рассказы помогают ребенку исправиться.
Сказкотерапия часто используется для терапии психологических проблем. Рассказ пишут также психологи, социальные работники, педагоги. Сюжет показывает проблему пациента, но в более мягкой форме. Такие сказки позволяют значительно успокоить ребенка, понять смысл, посмотреть на ситуацию с другой стороны.
Если имеется нарушение психики, лучше обратиться к специалисту для консультирования по поводу выбора сказок. Детям с психическими отклонениями можно читать не все произведения. Некоторые из них могут травмировать психику или сильно возбудить ребенка.
Разновидности сказок
Если распределить все функции сказок, то можно выделить несколько разновидностей сказкотерапии. В зависимости от целей лечения или коррекционной работы психологи выбирают тот или иной вид. Выбор может осуществляться также родителями или педагогами.
Разновидности сказкотерапии:
- Художественные.
- Дидактические.
- Психотерапевтические.
- Медитативные.
К художественной разновидности произведений относят авторские рассказы и народные сказки. Народные – раскрывают глубокий смысл, древнюю мудрость. Авторские − показывают частную жизнь одного героя.
Дидактические рассказы применяют для обучения детей. Психокоррекционные и психотерапевтические произведения помогают справиться с тяжелым психологическим состоянием или психологической травмой. Для решения какой-либо проблемы специалист по сказкотерапии или психолог пишет сказку персонально для конкретного случая или проблемы (болезни). Это помогает более мягко справиться с травмой или психологическим отклонением. Психотерапевтические сказки отличаются от коррекционных своей лечебной направленностью. Некоторые рассказы используют для диагностики болезней или отклонений в психологии пациента.
Медитативные произведения необходимы для дошкольников с повышенной активностью, гиперактивностью, психозами и другими болезнями. Механизм их воздействия заключается в успокоении, умиротворении пациента, формировании позитивного настроя. Такие произведения читают накануне сна.
Варианты применения сказок
Разнообразие способов работы со сказкой дает возможность повысить интерес детей. Чем больше специалист (психолог или педагог) применяет видов сказкотерапии, тем больше дети тянутся к занятиям.
Разновидности работ:
- Рассказывание.
- Сочинение.
- Рисование.
- Изготовление куклы.
- Постановка.
Во время рассказывания сюжета от дошкольника или школьника требуется максимальная эмоциональность и чувственность. Во время воспроизведения допускается изменение сюжета по желанию рассказчика, можно перебивать и задавать вопросы психологу или педагогу. На этом и строится коррекционная работа при помощи сказкотерапии.
Во время сочинения пациент сам строит сюжет произведения, изменяет его, драматизирует, вкладывает все свои чувства. В сказке можно изменять героев, ставить себя на их место. Такой принцип работы помогает воспитаннику улучшить эмоциональное состояние. Сочинение рассказа может осуществляться пациентом совместно с психологом.
Рисование применяют на втором этапе работы с произведением. Пациента просят нарисовать, слепить из пластилина героев, сделать аппликацию. Рисовать можно любыми красками (акварельными, гуашью), а также фломастерами, карандашами. Если состояние пациента тяжелое, он будет изображать мрачные картины, плохих героев сказки (чудовищ), использовать темные оттенки. На фоне сказкотерапии у больного появляются более позитивные сюжеты, яркие краски. Во время рисования малыш раскрывается, успокаивается, уходят тревоги.
Изготовление кукол относится ко второму этапу работы. Пациента просят сделать куклу по сказке (прочитанной накануне или по любимому рассказу). Ребенок во время изготовления куклы успокаивается, расслабляется. На фоне терапии у пациента уходят страх, тревога, стресс. Такой вид терапии тоже относится к медитативным методикам. Часто дошкольник ассоциирует куклу со своим характером и личностными качествами. Работа с куклой позволяет найти решение проблемы через расслабление.
Постановка представления включает прочтение сказки, изготовление кукол или костюмов, придумывание сюжета, представление картины. Участники сценки выбирают себе персонажа, наделяют его качествами (отрицательными, положительными). Методика позволяет расслабить детей, раскрыть в них творческий потенциал. Малыши во время сценки должны ярко выражать чувства и ощущения, которые испытывают их герои. Сказкотерапия при помощи постановки сценок помогает сделать пациентов более общительными, открытыми, адаптированными в обществе, приспособленными.
Во время сценок не используют жесткий сценарий, утомительные репетиции. Больше приветствуется импровизация. Длительные репетиции сильно утомляют детей, притупляют желание участвовать в представлении. Импровизация позволяет раскрыть творческий потенциал, научить ребенка мыслить нестандартно.
Заключение
Сказкотерапия считается очень древним и распространенным способом воспитания, обучения и лечения. Этот метод позволяет развить мышление, воображение, память, восприятие устной речи. Произведения улучшают эмоциональное состояние, помогают справиться с психологическими травмами, изменить поведение пациента к лучшему, снять симптомы гиперактивности, нервозности и других психиатрических патологий. Игнорирование прочтения сказок может привести к эмоциональной и умственной неполноценности.