Преимущества и процедура использования сказкотерапии в детском возрасте
В процессе развития ребенок получает огромное количество информации. Головным мозгом малыша информация расценивается как положительная, опасная и т. д. В зависимости от эмоциональной ситуации в семье, присутствия мамы рядом и способа воспитания, малыш в каждом возрастном периоде склонен к появлению разных страхов. Сказкотерапия для детей – отличный способ вывести неосознаваемые возрастные страхи наружу, и проработать их.
Возрастные страхи и сказкотерапия
Существует ориентировочная классификация возрастных страхов, которым подвержены дети в дошкольном возрасте:
- 2-3 года – ребенок боится, преимущественно в ночное время, разных животных: крокодила, волка, медведя. Усугубить страх могут потешки и колыбельные с описанием «злых» животных.
- 4 года – малыши испытывают страх перед негативными сказочными персонажами (Баба-яга, злой царь и т. д.), также они боятся насекомых и пауков.
- 5-6 лет – появляются страхи стихийных бедствий, катастроф, несчастий. Особенно остро дети переживают, если видят что-то по телевизору или в мультике.
- 7-8 лет – возникает страх смерти и потери близких. Это глубокий страх, который дети не всегда осознают.
Метод сказкотерапии позволяет в игровой форме избавляться от разных страхов. Если правильно подобрана сказка, она может сделать чудо – «вылечить» ребенка от страха.
Механизм влияния сказки
Применение сказкотерапии для дошкольников учит, как поступать в сложных ситуациях, как продуктивно общаться, анализировать и исправлять поведение. Терапевтический рассказ позволяет «встретиться» через главного героя с личными страхами малыша.
Существует негласное правило: чем больше узнаешь о предмете/персонаже, которого страшишься, тем меньше боишься. Когда малыш слушает о победе главного героя над страхом, сам постепенно становится уверенным и перестает бояться.
Очень часто можно встретить сказки, в которых главному герою помогают преодолеть трудности. Это члены семьи, друзья, животные или другие персонажи. Идентифицируя себя с главным героем, ребенок осознает, что он в своей проблеме не один. Он обретает уверенность, что проблема решаема и обязательно придут на помощь близкие люди. В сказках прорабатываются темы любви, дружбы, добра и сочувствия.
Пребывая в размышлениях о сказке, дошкольник постепенно понимает, что имеет внутренние силы: самостоятельность, смелость и разные умения. Терапевтическая значимость историй в том, что ребенок расслабляется, приобретает решимость и узнает свои сильные стороны.
Цели
Малыши очень уязвимы в своих эмоциях, чувствах. Учитывая это, специалисты детского развития выделили основные цели, которые нужно достичь в ходе работы:
- развитие творческого потенциала, самосознания;
- обеспечение условий для развития воображения и мышления;
- помощь в выражении творчества;
- формирование адекватной самооценки;
- снижение тревожности и агрессивности у ребенка;
- помощь в формировании навыков приемлемого выражения эмоций;
- развитие способностей к общению и регуляции эмоций.
Особенностью этого метода является ненавязчивое воспитание. Сказку может рассказывать или читать специалист, мама, папа. Во время прослушивания происходит элементарный анализ поведения главного героя. Анализируя, ребенок самостоятельно приходит к определенным выводам, которые взрослые хотели воспитать в нем.
Виды сказок для занятий
Известный детский психолог Зинкевич-Евстигнеева выделяет основные виды сказок для малышей:
- Художественные – сказки, дошедшие до нас от предков, созданные мудростью народа за многие века. В них присутствует художественное описание, пополняющее пассивный словарь дошкольников названиями чувств, поведения, предметов. Эти сказки отлично используются как психокоррекционный, дидактический, психотерапевтический материал.
- Народные – древние притчи, мифы. Раньше сказки строились на основании одной идеи – единстве человека и природы. В таких историях для терапии важны сюжеты: о взаимоотношении людей и животных, общении в быту и другие. В народных сказках встречается преобразование и трансформация – таких сказок мало, но самой яркой из них является история «Гадкий утенок». Также бывают страшные истории – сказки-страшилки применяются не для всех. Взрослый, который читает сказку, должен быть уверен в стрессоустойчивости ребенка. Здесь срабатывает эффект «самотерапии»: прокручивая в мышлении страшную историю про ведьм, нечистых духов, дети моделируют выход из тупика, чем освобождаются от тревоги. Внимание! Эти сказки рекомендованы для старших детей. Обязательным условием окончания истории является ее неожиданная и смешная концовка.
- Авторские – это художественные истории, необходимые для проработки внутренних переживаний. Хорошие отзывы имеет сказка Л. Пантелеева «Две лягушки», она подходит для выявления ресурсов ребенка или взрослого.
- Дидактические – это еще одна разновидность сказок, призванных стимулировать детей к выполнению учебных заданий.
- Психокоррекционные – эти сказки особенные, так как должны быть регламентированы правилами чтения и подбора к конкретной проблеме дошкольника.
- Психотерапевтические – истории, позволяющие увидеть ситуацию по-другому. Эти сказки не всегда отвечают на вопрос, чаще они оставляют человека с открытым вопросом. Это и является основой для личностного роста. Истории затрагивают такие экзистенциальные темы, как любовь и жизненный путь, потери и приобретения, жизнь и смерть. Их не часто используют для дошкольников, но это отличный способ объяснить данные философские темы, если ребенок столкнулся с ними в жизни.
Правила регламента психокоррекционных сказок
Чтобы произвести коррекционную работу с ребенком посредством сказок, нужно тщательно подготовиться. Результаты будут напрямую зависеть от правил поиска и представления истории. Психокоррекционная история должна быть:
- Похожей на проблему ребенка, но не точно такой же.
- История должна иметь замещающий опыт, который поможет малышу выбрать подходящее решение проблемы.
- Сюжет строго по последовательности: начало и знакомство с героями, раскрутка произошедшей ситуации, рассказ о принятии решения проблемы главными героями, кульминация и решение трудностей, развязка обязательно позитивная, извлеченный главными героями урок, который приводит к изменениям в жизни.
Такие истории можно просто читать не обсуждая. Это подтолкнет маленькую личность к размышлениям. Если малыш выразит готовность поговорить о сказке, можно проговорить или проиграть через рисунки, куклы, фигурки.
Результаты сказкотерапии как логопедического метода
Помимо указанных выше целей такой работы, логопед старается развивать речевую функцию. При помощи сказочных историй в доступной форме происходит обучение.
Логопеду важно учитывать актуальный речевой статус, насколько выражены нарушения речи, возраст и особенности психических функций ребенка. В пересказе или при добавлении финала сказочных историй у дошкольника формируется связность речи. Можно давать возможность повторять диалоги, которые формируют навыки коммуникации.
Примеры использования сказок
Всем известны некоторые сказки, пришедшие к нам из древности. Известный пример «Курочка ряба» − для многих непонятная и нелогичная история. Но если к ней подойти с точки зрения терапии, можно проработать с ребенком многие вопросы:
- О чем эта сказка?
- подарок судьбы – золотое яичко, неподготовленные люди не могут принимать такие подарки, они не знают, что с ними делать;
- стереотипы – разбивать яйцо не обязательно, они могло быть сувениром, так и дети повторяют плохие поступки за другими, не думая о последствиях;
- случайности, которые изменяют жизнь – случайности возникают по своим законам, важно рассмотреть их;
- любовь к ближним – утешение во время трудностей, воспитание сострадания к близким;
- разбившаяся мечта – при разбитии яйца все плачут, но концовка истории должна быть позитивная, направленная на поиск ресурсов после сложной ситуации.
- Почему дед и баба расстроились, хоть и сами хотели, чтобы яйцо разбилось? Здесь можно порассуждать о неоправданных ожиданиях, несоответствии желаний и реальности и так далее.
- Затем разговор направляется в русло, чему нас учит сказка: чистота в помещении, чтобы не было мышей, гибкость в решении проблем, не делать другим то, что не желали бы себе.
Это пример работы специалиста с известной сказочной историей. Психотерапевтических сказок существует много, они подбираются исходя из проблемы ребенка. Если это речевые трудности, сказки должны быть с простыми словами, диалогами, чтобы дошкольнику было просто их повторять. Также можно использовать авторские истории: «Сказка о зайчике, который обиделся на свою маму», «Как кенгуреныш стал самостоятельным», «Смелый гномик», «Мышонок и темнота» и многие другие.
Рекомендации для терапии сказками
Сказки для сказкотерапии – это не обычные истории, которые читаются и забываются. Каждая из них должна соответствовать цели и давать предполагаемый результат.
Чтобы ребенок воспринял сказку, между ним и взрослым должна сформироваться эмоциональная связь. Быстро и легко достигается терапевтический эффект, если сказку на ночь читает один из родителей, лучше мама.
Психолог или логопед, перед сказкотерапией должен обучиться проведению таких сеансов. Основные рекомендации по прочтению сказок:
- Нельзя читать или рассказывать сказку монотонно! При передаче истории должны проживаться истинные чувства, эмоции.
- Садиться нужно перед малышом, чтобы он видел лицо чтеца. При этом он перенимает мимику взрослого, видит жесты, выражение глаз. Для детей важен зрительный контакт.
- Затянувшимся паузам запрет. Переживание чувств и эмоций должно быть «здесь и сейчас».
- Сказка не должна иметь очевидный конец. Готовые ответы в сказкотерапии не допускаются. Дошкольники самостоятельно, насколько это можно, должны фантазировать. Тогда малыш постепенно перестанет плакать во сне, его сон станет спокойным.
- Сказки должны подходить по возрасту. Именно поэтому такие сеансы проводит сказкотерапевт – человек, знающий все нюансы терапевтической работы. В два года ребенку еще сложно сосредоточиться, поэтому необходимо использовать элементарные сказки: «Теремок», «Колобок». Уже к 4 годам дошкольник отличает выдумки от реальности, воспринимает сюжеты и может дополнить историю самостоятельно.
Терапия с применением сказки происходит не только классическим методом – чтением. В своей работе сказкотерапевт использует рисование истории, диагностику через сказку, сочинение, постановку с помощью маленьких фигурок, изготовление куколок.
Чтобы сказкотерапия пошла на пользу непослушному или тревожному ребенку, малышу, имеющему проблемы с речью, необходимо учитывать его интеллектуальное и физическое развитие. Дети не соглашаются работать со взрослым, если у них недостаточная мотивация. Поэтому специалист, прежде всего, объясняет, что будет происходить, и какую обратную связь он желает получить от ребенка.
Заключение
Для логопедов и психологов показателем в работе является изменение поведения дошкольника, улучшение качества речи, ее связность и логичность. Использование метода сказкотерапии решает эти и другие проблемы сразу. Выбор сказки должен быть обоснованным, с учетом проблемы, возраста и метода донесения информации.
Сказкотерапевт должен иметь хорошую подготовку, чтобы применять в работе несколько методов, наиболее подходящих настроению ребенка. Для специалиста основное умение в этом методе арт-терапии – возможность интерпретировать сказочные картины и придуманные ребенком концовки. Это даст почву для дальнейшей терапевтической работы после диагностики состояния психики или речевых отклонений.