Практика постановки звука «Л» у детей
Важный этап развития любого ребенка — это овладение всеми звуками родного языка. Под воздействием разных причин процесс нарушается. В итоге некоторые звуки отсутствуют, заменяются или искажаются. Дефект хорошо слышен окружающим.
Постановка звука «Л» проводится в несколько этапов. Ни одну из ступеней нельзя упускать. Постепенное усвоение информации позволит быстро исправить дефект.
Общая информация
Звук «Л» относится к сонорам. Для его произношения органы артикуляции принимают следующие позиции:
- зубы немного разомкнуты;
- кончик языка упирается в альвеолы верхних зубов;
- боковые края оставляют проход для воздуха.
За счет смыкания голосовых связок происходит вибрация. Для произношения мягкого варианта поднимается не корень языка, а его спинка. Чаще всего страдает твердый звук.
В норме сонорные звуки появляются в 5-6 лет. До этого возраста не нужно беспокоиться. Выговаривать плохо «Л» и «Ль» дети могут долго. Обращаться к логопеду нужно после достижения шестилетнего возраста.
Причины и виды нарушений
Неправильно говорить может любой ребенок. Искаженное звучание появляется из-за недостаточных или несформированных движений мышц. На подвижность влияют факторы:
- соматическое здоровье;
- состояние нервной системы;
- общая моторика.
Родители часто не приучают детей к пережёвыванию твердой пищи, дают долго грудное молоко или кормят из бутылочки. Мускулатура не развивается, нет точных движений языка и губ.
Ограничивает подвижность языка короткая подъязычная связка. При тяжелой степени она не дает органу подниматься, средней — осуществляется небольшой подъем.
Выговаривать плохо звуки ребенок может из-за слабого речевого слуха. Он позволяет различать схожие фонемы. При низком уровне развития происходит смешивание звуков: вместо «Л» произносится «В» и т. д.
Выделяют три уровня нарушения:
- первый — дети не могут произнести заданный звук по подражанию и самостоятельно;
- второй – дети говорят звук в изолированной позиции;
- третьи – способны сказать звук в отдельных словах, но в спонтанной речи его смешивают с другими.
В зависимости от уровня проводят коррекционную работу. При отсутствии помощи дефект сохранится. Взрослый человек будет ограничен в выборе работы.
Разграничение диагнозов
Плохое выговаривание звуков связано с разными проблемами. Дизартрия связана с нарушением движения мышц. Дети плохо меняют позы артикуляции, не ощущают перемещения языка или губ.
Отмечается гипер- или гипотонус. Мышцы сильно напряжены либо серьезно ослаблены.
Выявляются сопутствующие симптомы:
- гиперсаливация (обильное слюноотделение);
- плохое пережевывание пищи;
- проблемы с мелкой моторикой;
- слабое дыхание.
Дизартрия затрагивает только звукопроизношение. Остальные компоненты речи не нарушены. Дети обладают словарным запасом, грамматически правильно оформляют фразы.
При дислалии отмечаются нарушения звукопроизношения. Они появляются из-за дефектов в строении органов артикуляции, соматической ослабленности, при минимальных мозговых дисфункциях.
Для постановки заключения необходимо убедиться в состоянии слуха ребенка и отсутствии нарушения тонуса мышц.
Дизартрия и дислалия разные диагнозы!
При общем недоразвитии речи (ОНР) страдают все ее компоненты. Дети обладают ограниченным словарным запасом, неправильно связывают слова, плохо произносят звуки.
Неправильный образец звучания ребенок может перенять от родителей. Малыш воспринимает речь взрослого, пытается ее повторить.
При алалии и задержке речевого развития наблюдаются проблемы со звукопроизношением. При коррекции большое внимание уделяется стимуляции появления речи, не придавая значения ее правильности.
Правильная постановка диагноза гарантирует грамотное выстраивание процесса коррекции. При дизартрии потребуется больше времени для автоматизации звука. При ОНР важно развивать все компоненты речи.
Дошкольник научится правильно разговаривать при своевременной логопедической помощи. Насколько быстро пройдет коррекция зависит от определенных факторов: диагноза, вовлеченности родителей, количества занятий.
Характеристика нарушения
Проблемы с воспроизведением звуков «Л» и «Ль» называют ламбдацизмами. Выделяют несколько видов нарушения. При губном происходит искаженное звучание и получается нечто похожее на «У». При губно-зубном получается «В». При межзубном кончик языка проходит между зубов.
При дизартрии может отмечаться смягченное произношение твердого звука.
Отдельно выделяют параламбдацизмы – замену звука «Л» на «Ф», «В», «У», «Н» и другие.
Научить ребенка говорить правильно сложно. В логопедии принят поэтапный подход. На каждом реализуются определенные цели. Для успешного освоения нужна помощь родителей. Они будут выполнять с дошкольником домашнее задание.
Способы диагностики
Родители могут не замечать проблем с речью ребенка. Поэтому обследование проводит логопед. Он изучает произношение всех звуков. Для облегчения процесса используют специальные пособия. В них собраны картинки с разным положением звука (в начале, середине и конце).
Следующая часть диагностики — обследование речевого слуха. Последовательно ребенку предлагается определить картинки на заданный звук, назвать первый звук в слове.
Проверяют способность делать объединение предметов, исключать лишний и рассказывать особенности использования вещей. Изучают грамматическое оформление речи, понимание предлогов и слов с разными ударениями (зАмок − замОк).
Логопед осматривает артикуляционный аппарат и делает выводы о его строении. Проверят тонус мышц: при повышенном они будут напряжены, язык стоит комом во рту. При ослабленном − он вялый и неподвижный.
На основе диагностики выносится заключение, строится коррекционный маршрут.
Подготовительный этап
Постановка любого звука осуществляется на индивидуальных занятиях. Отрабатывается подъем кончика языка. Примерный комплекс упражнений:
- рот широко открыт, кончик языка облизывает верхнюю губу;
- цокать как лошадь, обращая внимание ребенка на неподвижность нижней челюсти;
- пароход – рот широко открыт, язык лежит за нижними зубами, длительно произносить звук «Ы»;
- индюк – рот широко открыт, языком быстро проводить по верхней губе вверх-вниз;
- поднимать язык за верхние и нижние альвеолы.
На отработку артикуляционной гимнастики уходит 2-3 месяца. После того как начнут получаться точные движения переходят к следующему этапу. Все упражнения нужно делать перед зеркалом!
Для произношения звука «Л» требуется сильная воздушная струя. Для ее выработки используют султанчики, ветродуйчики, специальные тренажеры. Обязательно обращают внимание ребенка на то, что воздух не должен идти в щеки.
Для быстрой выработки используют способ «Идти по болоту». Кончик языка зажимается зубами, воздух идет в щеки. По ним необходимо легко ударять пальцами. Получится хлюпающий звук.
Способы постановки
После прохождения подготовительного этапа приступают к постановке звука. Единого правильного метода не существует. Используют все возможные варианты.
Механическая постановка с использованием зонда облегчает процесс. Применяется инструмент в виде широкой проволочной рамки. Его заводят под язык, поднимают им орган и просят ребенка произнести звук «Ы». Получится искаженный вариант звука «Л». Постепенно рамку отодвигают.
Для легкого восприятия делают картинку-символ с самолетом. Визуализация позволяет облегчить процесс постановки звука.
Проще учиться выговаривать звук от межзубного произношения. Для этого кончик языка прикусывают, произносят длительно «Ы». Получают твердое звучание «Л». Для того чтобы убрать его за зубы, используют упражнение «Улитка спряталась». Звук тянут, после резко убирают кончик, чтобы он скользнул по зубам к альвеолам. Постепенно ребенок привыкнет к новому звучанию.
При губном произношении логопед придерживает кончиками пальцев губы и не дает им собираться. Дошкольника приучают держать улыбку и контролировать себя посредством зеркала.
Во время постановки обязательно разбирают правильную артикуляцию звука. Для этого используют специальные графические изображения. По схеме проще ориентироваться детям.
Введение в речь
После того как дошкольник начинает чисто говорить звук, необходимо проводить автоматизацию. Ее начинают с прямых слогов (согласный + гласный). Для этого используют игры-ходилки, камешки марблс и другие инструменты.
После того как получится произносить в прямых слогах, берут обратные (гласный + согласный). Только потом переходят к словам, скороговоркам и стихам.
Детям подготовительной группы детского сада дают понятие звука «Л» и буквы Л. Это позволяет облегчить процесс обучения чтению и письму в школе. Родителям дают советы по контролю за речью детей.
Развитие речевого слуха
Для исправления дефекта важно чтобы ребенок начал себя контролировать — различал правильное и неправильное произношение звука. Для этого ведется поэтапная работа над развитием речевого слуха.
На первом этапе используются неречевые звуки – шум леса, ветра, дождя, музыка. Ребенку предлагают закрыть глаза, послушать, что звучит в другой комнате: мама моет посуду, папа пылесосит. Показывают образцы шума: мятая бумага, переливание воды, стук карандаша. Потом просят отвернуться, определить действие на слух.
Второй этап – различение гласных. Ребенку показывают символы гласных звуков, разбирают их артикуляцию. Показывают картинку автобуса, акцентируя внимание на том, что у слова есть начало, середина и конец. Схема облегчает его восприятие.
Ребенку называют звуковой ряд (из гласных) и просят назвать первый звук. Только потом переходят к использованию согласных. Процесс развития речевого слуха небыстрый.
Дополнительное воздействие
При дизартрии желательно использовать логопедический массаж. Он ручной или зондовый. Его проводят перед занятием для снятия гипертонуса или активации мышц.
Нарушения речи часто связаны с проблемами памяти, внимания, мышления. В коррекционной работе требуется сопровождение психолога. Он проводит занятия по развитию навыков, самооценки, мотивации.
При проблемах с тонусом показана физиотерапия. Она хорошо снимает напряжение или стимулирует мышцы. Делать ее нужно курсами. При необходимости невролог назначает медикаментозное лечение.
Родителям стоит приготовиться к длительному процессу обучения. Все зависит от того, насколько они заинтересованы в результате. Артикуляционную и дыхательную гимнастику обязательно проводят в домашних условиях.
В процессе автоматизации взрослые контролируют речь ребенка, поправляют его, разучивают чистоговорки и стихи.