Как развивать речь дошкольника с помощью пальчиковой гимнастики
В детском саду используют множество методик для развития речи. Отдельное внимание уделяется мелкой моторике рук, чтобы подготовить малышей к дальнейшему обучению в школе. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников используется в комбинации с лепкой, рисованием, чтобы сделать процесс увлекательным, разнообразным. Проводить игровые занятия с пальчиками необходимо в сопровождении стишков, песенок, увлекающих малышей. Дополнительный материал помогает не только развивать мелкую моторику рук, но и тренировать память, мышление, внимание, воображение, речь.
Зачем нужна пальчиковая гимнастика
Комплекс игр, упражнений, направленный на развитие пальцев, мелкой моторики рук, кистей, психологических процессов представляет пальчиковую гимнастику. Занятия расслабляют, подготавливают к школьному обучению, налаживают общение со сверстниками, отвлекают от неприятных моментов. На подушечках детских пальчиков находится множество нервных окончаний, стимуляция которых приводит к активации мозговой деятельности. Доказано, гимнастика и массаж влияют на развитие речи, психологических процессов, письменного навыка.
Цели гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (1,5-3 года):
- развитие речи ребенка;
- стимуляция, тренировка артикуляционного аппарата;
- формирование навыка слежения за объектом;
- развитие психологических процессов;
- обучение ритму;
- совершенствование координации движений;
- отработка навыка правильного повторения за действиями других людей.
В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) гимнастика позволяет:
- расслабить напряжение мышц руки, кисти;
- сформировать психологические процессы;
- совершенствовать мелкую моторику рук;
- развивать непроизвольное внимание;
- стимулировать процесс говорения, обогащать словарный запас ребенка.
У старших дошкольников (5-6 лет) пальчиковые игры помогают:
- подготовить ребенка к школе;
- стимулировать познавательную активность;
- развивать мелкую моторику рук, что положительно сказывается на подготовке к письму;
- обогатить словарный запас ребенка;
- развивать творческие способности крохи.
Как правильно заниматься с малышом
Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления можно проводить дома. Работа будет проходить легче для малыша в присутствии родного человека. Иногда дошкольники боятся сделать неправильное движение руками, выполнить задание неверно, поэтому неактивно работают во время гимнастики в детском саду. В домашних условиях важно проводить гимнастику, учитывая возрастные особенности ребенка.
Комплекс для малышей от года до 3 лет
Особенно полезны пальчиковые гимнастики и игры для детей младшего дошкольного возраста. Занятия способствуют активному становлению и запуску речи. Малышам нравится повторять за взрослым движения, они внимательно слушают стишки и песенки, которые сопровождают упражнения. Применять в игре можно специальную логопедическую картотеку.
Проводя домашние занятия, необходимо соблюдать правила:
- Для малышей младшего дошкольного возраста первые занятия должны проходить не более 1 мин, далее по 3-5 мин.
- Родитель должен хвалить малыша за успехи, не ругать при неправильном повторении за взрослым.
- Чтобы игры проходили весело и интересно, следует использовать пальчиковую гимнастику, соответствующую возрастным особенностям малыша.
- Для игр важно использовать песенки и стишки, которые малыш смог бы далее повторять за взрослым, они должны быть небольшими и легкими для восприятия.
- Упражнения нужно подбирать по степени сложности: начинать с простых, переходя на более сложные.
Нижеприведенный комплекс развивает речь ребенка, психологические процессы, мелкую моторику рук.
Комплекс для малышей 4-5 лет
Гимнастика в среднем дошкольном возрасте важна для развития речи, в этот период малыш начинает активно говорить, пополнять словарный запас. В норме к 4 годам ребенок должен знать до 3000 слов, активно использовать их в разговоре со взрослыми и сверстниками, строить правильно предложения. Дети в 4-5 лет непроизвольно стараются запоминать стихотворения и песенки, которые сопровождают пальчиковые игры, что стимулирует развитие психических процессов. В среднем дошкольном возрасте пальчиковая гимнастика помогает соотносить слово с действием, снимает напряжение после лепки, рисования.
Дошкольникам среднего возраста нравятся упражнения, где необходимо пропеть песенку, выучить стишок, повторять за взрослым. В детском саду уделяют отдельное внимание во время игры тому, как кроха слушает и воспринимает задание, запоминает его. Для проведения занятий можно применять следующий материал:
- карточки с предметами, явлениями природы, фигур и т. д.;
- схемы или картинки с прорисованным движением пальцев;
- иллюстрации, о которых говорится в стишке: животные, одежда, мебель и т. д.;
- презентации для воссоздания зрительного образа.
Развитию речи будут способствовать упражнения, где ребенку нужно будет повторять за взрослым движения и слова. Детям 4-5 лет нравится играть в театр теней, когда нужно изобразить животных, растение. Можно ставить с ребятами небольшие постановки по мотивам изученной сказки.
Комплекс для малышей 5-6 лет
Играть с детьми старшего школьного возраста в пальчиковые игры и проводить гимнастику полезно в качестве подготовки к школе. Осваивать письмо легче, если мелкая моторика рук будет активно развиваться в домашних условиях и школе. Первоклассникам трудно расслабить мышцы кистей, пальцы, что провоцирует сложности в написании простых каллиграфических элементов.
Можно играть с дошкольниками, опираясь на знания, полученные в детском саду: счет, цвета, формы и т. д. Ребятам нравится пальчиковая игра «Твистер», когда необходимо поместить подушечки пальцев на том цвете, что выпадает в кубиках. Для игры понадобятся 2 кубика, один с цветовой палитрой, второй с указанием нужного пальца, разноцветный лист в виде кружков. Можно устроить соревнования, заниматься вместе с родителями или сверстниками.
Используются упражнения на активную работу отдельных пальцев, их соединений.
Использовать в работе с дошкольниками старшего возраста можно не только упражнения и игры, но и специальные массажные мячики. Они тренируют мышцы кисти, расслабляют ее. Важно катать предмет не только на ладони, но и отдельно по каждому пальчику, соединяя их вместе с помощью мяча.
Важно в процессе занятий с детьми любого возраста соблюдать временные рамки и комбинацию упражнений. Чтобы процесс обучения и развития давался ребенку легко и интересно, нужно проводить упражнения не более 5 минут, чередуя их с отдыхом или самомассажем пальцев, ладони.
Игры и гимнастика показаны всем дошкольникам для всестороннего развития, стимулирования процесса говорения, творческой деятельности, коммуникабельности. Особенно важно проводить занятия дома, не только в дошкольном учреждении, если ребенок отстает в речевом развитии. Неоднократное повторение стишков и песенок во время упражнений и игр приводит к их запоминанию. Позже ребенок начинает повторять за взрослым либо отдельные слова, либо полностью стихотворение.