Мнемотаблицы – эффективный прием развития речи
Правильная и красивая речь − одна из важных составляющих гармоничного развития ребенка. Заниматься ее совершенствованием нужно с ранних лет, потому что именно в дошкольный период формируются наиболее подходящие условия для ее развития. В работе с детьми дошкольного возраста используют большое количество наглядного материала и дидактических пособий, чтобы на занятии было интересно. Логопеды используют различные приемы, один из них − мнемотаблицы.
Что такое мнемотехника
Мнемотехника направлена на формирование, улучшение навыка запоминания. Используемая в ней система методов и упражнений позволяет человеку не только быстрее и эффективнее запоминать необходимый материал, но и воспроизводить его. Мнемотехника становится все популярнее, используется при работе с людьми разных возрастов.
Она влияет не только на память, но также и на развитие связной речи. В ее основе − визуальное восприятие материала, его дальнейшее воспроизведение при помощи картинок. Суть работы с мнемотаблицей проста: у ребенка формируют ассоциативную связь между определенным словом/словосочетанием и изображением. Затем слово изображают схематически.
Учащийся внимательно изучает показанные изображения, что способствует в дальнейшем быстрому запоминанию и воспроизведению текстовой информации. А это благоприятно сказывается на его речевом развитии.
Преимущества мнемотаблиц
Применение данной таблицы значительно упрощает процесс обучения, поэтому она пользуется большой популярностью у педагогов, в том числе у логопедов. Мнемотехника существенно ускоряет развитие связной речи у дошкольников. Она содержат яркие картинки, упрощающие процесс обучения для дошкольника.
Яркие понятные схемы помогают овладеть навыком составления предложений, логических цепочек. В дальнейшем проще составлять тексты с подробным описанием, уточняющими деталями. Какие главные преимущества использования мнемотаблиц на занятиях?
- Развитие зрительной и слуховой памяти.
- Ребенку легче учить стихотворения, пересказывать заданные тексты (особенно художественной литературы), решать логические задачи.
- Развитие связной речи, что влияет и на коммуникативные навыки.
- Развитие ассоциативного мышления.
Перечисленные преимущества делают мнемотехнику все более востребованной. Мнемотаблицы являются одним из основных приемов в работе с детьми дошкольного возраста.
Когда стоит использовать мнемотаблицы
Этот дидактический материал чаще всего используют в работе с детьми, имеющими затруднения в обучении. Особенно эффективен он на занятиях с теми, у кого есть речевые проблемы. Мнемотаблицы обязательно стоит использовать, если:
- детская речь состоит из простых предложений и фраз;
- малышу трудно составлять логические цепочки;
- словарный запас отстает от нормы;
- затруднения с формулировкой вопросов и ответов;
- нарушена дикция.
Мнемотехника позволяет устранить перечисленные затруднения. При этом малышу будет интересно на занятии, потому что он видит яркие картинки.
Технология изготовления
Можно приобрести уже готовый дидактический материал. Но мнемотаблицы легко изготовить и самостоятельно. На занятиях чаще всего используют готовые варианты, разработанные В. К. Воробьевой или Т. А. Ткаченко.
Эти мнемотаблицы берут за основу и дорабатывают в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Нужно выбрать слово или словосочетание и изображение, обозначающее его. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста лучше всего выбирать яркие изображения − так малышам будет легче запомнить нужный материал.
Потом, когда дети изучат слово и запомнят картинку, ее можно будет заменить на графический символ. Например, белочку − на кружок коричневого цвета. С помощью таких мнемотаблиц пересказывают короткие сказки: в них можно использовать как изображения, так и сочетать их с графическими символами, или полностью использовать графические символы.
Такие модельные схемы используют для изучения признаков предмета. Поэтому главные темы занятий с использованием дидактического пособия − изучение цвета, формы, величины, текстуры предмета. Также педагог может спросить у детей, из каких частей состоит конкретный предмет, где его используют, что с ним можно делать, а чего нельзя. Прежде чем задавать вопросы, ребенок вместе со взрослым внимательно изучает мнемотаблицу.
Особенности применения мнемотаблиц
Несмотря на всю эффективность этого пособия, нужно его правильно использовать, чтобы сформировать все необходимые навыки у детей. Особенность мнемотехнических приемов − это визуализация текстовой информации. Педагог действует по определенной схеме, чтобы использование данной техники было результативным:
- Взрослый показывает группе детей карточки с яркими изображениями, которые будут обозначать определенные слова/фразы.
- Далее происходит изучение мнемодорожек. Мнемодорожки − это серия изображений (обычно их количество до 4). С помощью них малыш может составить небольшой рассказ.
- Самый трудный этап − использование мнемотаблиц для формирования связной речи.
Специалист использует в своей работе следующие приемы:
- карточки с изображением действий − помогают усвоить глагольную лексику;
- мнемодорожки, состоящие из нескольких картинок, по которым малыш может составить сказку или рассказ;
- быстрое и легкое заучивание стихотворений.
Когда количество картинок-символов оказывается достаточным, можно предлагать задание на «расшифровку» графических писем. Если занятие групповое, дети могут расшифровать его на скорость. Еще одно задание для работы с группой − кто запомнит больше всего слов. Соревновательный элемент делает занятие интереснее, у детей появляется стимул заниматься старательнее.
Также интересное задание − составить из слов-картинок смешной рассказ. Но связывать слова нужно последовательно, не перескакивая. Таким образом у детей формируется умение составлять логические цепочки. Также полезно включать задания на тренировку не только памяти, но и внимательности («Что изменилось в картинке», «Найти отличия», «Рассеянный художник» и другие).
Подбирать лексические темы нужно в соответствии с уровнем словарного запаса ребенка и его возрастом. Тогда использование модульных схем будет полезным для речевого развития.
Правила использования мнемотаблиц на занятиях
Прежде чем включать данную методику в работу, нужно учитывать, что детей дошкольного возраста необходимо подготовить, чтобы они смогли ее воспринимать. На начальных этапах следует использовать простые и понятные изображения. Все картинки должны быть яркими, потому что детям будет неинтересно заниматься с черно-белым изображением, его сложнее запоминать.
В мнемодорожке не должно быть слишком много картинок. При их чрезмерном количестве ребятам любого возраста будет сложно воспринимать и запоминать информацию. Их максимальное число не должно превышать 8-9 штук. Также их количество должно соответствовать возрасту учащегося. Мнемотаблицы должны охватывать все лексические темы, чтобы расширить словарный запас и сформировать связную речь.
Эффект от использования мнемотехники
Данная методика обладает высокой результативностью. В большинстве случаев дети успешно овладевают мнемотехникой. С помощью нее у ребят существенно расширяется кругозор, что влияет на состояние словарного запаса. Происходит не только его увеличение, но и уточнение. Также дети дошкольного возраста лучше и быстрее овладевают глагольной лексикой, прилагательными, числительными, наречиями.
Кроме того, развивается творческое мышление. Дошкольники с удовольствием придумывают различные истории, сказки. У детей появляется интерес к стихотворениям и чтению в целом. А заучивание и пересказы вызывают больше всего трудностей.
Благодаря мнемотехнике, у детей происходит всестороннее развитие речи. Поскольку у них сформирована связная речь, повышаются коммуникативные навыки. Ребенок не боится публичных выступлений, ему проще общаться со своими сверстниками. Использование мнемотехники повышает эффективность занятий с детьми дошкольного возраста, превращая процесс обучения в увлекательную игру.