Логопедические «качели»: показания, проведение и ожидаемые результаты
Многие дети плохо овладевают правильной речью, что может быть связано с недостаточной зрелостью артикуляционного аппарата. Комплексное лечение в этом случае не требуется, так как устранить проблему можно с помощью занятий с логопедом. Логопедическое упражнение качели и другая речевая гимнастика позволяют улучшить звукопроизношение и фонетику. Дети могут выполнять его при посещении специализированных учреждений, а также дома с мамой и папой.
Об упражнении
Артикуляционное упражнение качели является частью логопедической гимнастики, которая всегда проводится в виде комплекса отдельных движений. Назначает ее только логопед, так как для каждого малыша, в зависимости от изменений звукопроизношения, подбираются свои задания.
Отдельное нарушение произношения звуков не является показанием для использования однотипных движений. В логопедии считается, что артикуляцию необходимо подбирать комплексно, однако, ориентируясь на особенности речевого развития пациента.
Основная цель гимнастики «качели» − научить использовать кончик языка для речи. Она задействует продольные мышцы и позволит поднимать его вверх, что необходимо для использования большинства твердых звуков во время разговора. Кроме того, говорящий может легко менять звукопроизношение на правильное.
Выполнять логопедические задания для развития артикуляционного аппарата можно не только со специалистом, но также дома. Родителям для этого необходимо проконсультироваться с логопедом и получить список необходимых упражнений, а также рекомендации по их выполнению.
Проведение
В логопедии приняты строгие алгоритмы для повышения эффективности используемых упражнений. При выполнении «качелей» следует придерживаться следующего описания действий:
- Занятия всегда проводятся в тихом помещении. Специалисту или родителям требуется создать доверительную атмосферу.
- Детям необходимо улыбнуться и показать зубы. Улыбка не должна быть чрезмерной, однако, благодаря ей улучшается артикуляция звуков.
- Приоткрыть рот. После этого, необходимо попытаться дотянуться кончиком языка до подбородка. Очень важно стараться вытянуть его максимально далеко, так как это повышает эффективность занятий.
- Затем необходимо достать нос. Смена направления должна быть быстрой.
- Малыш чередует два этих движения, что и послужило источником названия для всего упражнения.
- Во время выполнения задания, рот должен быть приоткрыт. Это позволяет детям и родителям контролировать логопедический процесс.
Количество повторений − 10-20, постепенно их число можно увеличивать. Гимнастика выполняется с другими логопедическими заданиями в виде специальных комплексов. Через 1-2 неделю после регулярных занятий добавляют новые движения, улучшающие контроль детей над произношением. Важно сделать так, чтобы они были интересными.
Особенности
Описанные качели имеют ряд методических указаний, которых необходимо придерживаться в ходе выполнения задания:
- Движения должны производиться только самим языком. Нижняя челюсть и губы должны оставаться неподвижными. В противном случае коррекционный эффект занятия существенно снижается.
- Не следует стараться вытягивать его «трубочкой» или «заострять» кончик. Он должен постоянно оставаться широким.
- Когда малыш выполняет задание, между нижней губой и поверхностью язычных мышц должно оставаться небольшое расстояние.
Первые занятия всегда проводит логопед. После того как малыш научился выполнять основные движения, он может заниматься дома под контролем родителей. Рекомендуется, чтобы мама и папа выполняли «качели» одновременно с детьми, так как это позволяет последним лучше понять правильные движения и повторить их.
Результаты занятий
При регулярном выполнении «качелей» улучшается фонетика речи, что связано с повышением контроля говорящего за положением языка. Постепенно, необходимый уровень контроля снижается, так как правильная артикуляция закрепляется на бессознательном уровне.
Результат будет заметен через несколько недель регулярных занятий.
Родителям не стоит надеяться на быстрые результаты. Специалисты говорят, что комплекс гимнастических речевых занятий занимает от 1 до 6 месяцев. При этом у детей постепенно формируется и закрепляется правильное произношение звуков.
Альтернативная гимнастика
Помимо задания «качели», существует несколько десятков логопедических задач, которые направлены на улучшение речи за счет развития отдельных частей артикуляционного аппарата. Логопеды рекомендуют следующие из них:
- «лягушка-слоник» − необходимо широко улыбнуться, максимально растягивая углы рта, после чего высунуть язык в виде «трубочки»;
- «заборчик» − следует широко улыбнуться и показать сомкнутые зубы;
- с открытым ртом малыш сначала помещает расслабленный широкий язык на нижнюю губу, после чего делает его узким;
- гимнастика «горка» − упереться кончиком языка в нижний ряд зубов и напрячь спинку языка;
- с открытым ртом следует выдвинуть вперед язык и поднять его боковые стороны и кончик, формируя «чашечку».
Каждый тип гимнастики направлен на развитие определенных движений речевым аппаратом, необходимых для произношения отдельных звуков и их комбинаций.
Фонематическая гимнастика рекомендована всем детям, в том числе и с нормальной речью. Описанные задания позволяют улучшить фонетику и освоить сложные звуковые конструкции. Следует отметить, что сначала занятия проводятся с логопедом, так как специалист должен проконтролировать правильность выполнения упражнений.