Как эффективно и правильно научить ребенка говорить: методики, приемы, советы психолога
Родители желают дать малышу с рождения всё необходимое, следят за его здоровьем, психологическим состоянием, стремятся научить ребенка говорить вовремя, правильно. Учить говорению нельзя отдельно от развития других процессов. При освоении речи важную роль играет психологическое состояние малыша. Родителям необходимо с рождения развивать у крохи память, мышление, воображение, внимание. Новорожденный малыш уже готов воспринимать мир, познавать его для становления дальнейшей речи, как способа взаимодействия с окружающими, удовлетворения собственных потребностей.
Как происходит становление речи ребенка
Развиваться речь начинает с рождения. Познавая первые звуки, малыш учится говорению, которое пока остается внутренним. Ребенок анализирует, сравнивает, запоминает, закрепляет, учится распознавать интонацию голоса, сопоставлять слова и действия взрослого человека. До года он активно познает окружающий мир посредством эмоций, движений, восклицаний, гуления. Чтобы правильно и эффективно запускать речевую активность, необходимо с рождения до года давать больше возможностей малышу для всестороннего развития: играть, гулять, слушать музыку, ходить в цирк, театр и т. д. Тогда вовремя возникнут необходимые толчки для дальнейшего становления речи: первые звуки, слова, гуление, агуканье.
До года становление речи происходит незаметно, поэтапно. Сначала кроха учится распознавать голос родных и незнакомых людей, отличать интонацию, сопоставлять слова и действия, которые они обозначают. К годовалому возрасту возникает потребность в общении, речь становится предметом взаимодействия с окружающим миром. Именно в год малыш начинает выговаривать первые короткие слова: папа, мама, баба, дай, нельзя, нет, да. С данного момента необходима дополнительная помощь в освоении процесса говорения.
Возраст | Развитие речи |
1-2 года |
Общение происходит посредством отдельных звуков: п, б, д, к, э, а, о, у. Малыш активно использует их в речи, пытается составлять из них слоги, сочетания: ба, па, ма, дай, на и т. д. На данном этапе родители, как правило, стараются подражать малышу, произносить звуки так же, как ребенок. Он, как копирка, впитывает речь взрослого, пытается воссоздать звучание. К концу года речь становится необходимой для удовлетворения собственных потребностей. Малыш пытается не только с помощью крика, плача показать, что что-то не так, но и сопровождает эмоции восклицаниями. Проявляется эмоциональная сторона, когда ребенок пытается что-то импульсивно рассказать взрослому, используя активные движения, интонирование. К концу периода должен сформироваться словарный запас до 10 слов. |
Ясельный |
Связан с поступлением в детский сад, где малыш активно познает окружающий мир, учится общению со взрослыми и другими детьми. Словарный запас к началу периода − от 3 до 10 слов, к концу − 100-300 слов. В полтора года ребенок должен знать от 30 до 70 слов, собственное имя, называть его. Преимущественно в речи присутствуют слова-названия предметов, явлений. Малыш может просить о помощи, сказать о желаемом (поесть, попить, сходить в туалет), назвать любимые игрушки, предметы на улице. К 2 годам остается активным развитие звукопроизношения. Ребенок старается активно использовать звуки в общении, составляет слова, слоги. Твердые согласные пока еще трудно произносить правильно, он заменяет их на мягкие: вместо «жук» говорит «зюк», «шишка» − «сиска» и т. д. В 2 года речь становится более осмысленной, малыш может склонять существительные: мама, маме, маму. К простым словам подключаются второстепенные: мама иди, баба дай, пойдем гулять. |
Младший дошкольный | К 3 годам словарный запас увеличивается до 300 слов. Малыши в младшем дошкольном возрасте любят задавать вопросы о непонятных словах, явлениях природы, предметах. В разговоре можно услышать местоимения, наречия, прилагательные: чисто, хорошо, красиво, мы, я, она.
В 4 года начинается активное словотворчество, когда малыш придумывает несуществующие формы, добавляя к словам суффиксы, приставки: обогони, натерять, моя мяч и т. д. В разговоре активно используются предлоги: на, под, у, к, за, с. К 4 годам должно стать правильным произношение твердых согласных: ш, ж, д, ц. Трудным остается произношение звуков л и р. Четырехлетний ребенок способен выучить небольшой стих, говорить распространенными, связными предложениями. |
Старший дошкольный | 5-7 лет, когда словарный запас увеличивается до 5000 слов. Речь становится более продуманной, логичной, связной. Ребенок может пересказать небольшой рассказ, выучить стихотворение, алфавит (к 6-7 годам), хорошо и четко произносит все звуки. Отвечает развернутыми фразами и предложениями, формулирует мысль, задает сам вопросы. |
Как научить ребенка говорить
Важно с рождения учить малыша говорить. Процесс обучения будет незаметен, но даст плоды в будущем. Дети, с которыми родители начинают говорить с первых дней, рано произносят звуки, слова, включаются в живое общение. Психологами доказано, дети, воспитывающиеся в семье, где взрослые с рождения общаются с ними, в будущем более эмоциональны, открыты, развиты, имеют большой словарный запас, являются интересными собеседниками, в обучении опережают сверстников.
С рождения
Новорожденный − чистый лист, если обращаться к советской психологии. Л. С. Выготский утверждал, чему родители научат ребенка с рождения, то и получат в будущем. Поэтому многие современные психологи на консультации с будущими родителями говорят о важности воспитания и общения с первых дней появления на свет младенца. Знания в 1-й год жизни имеют накопительный эффект, прорываются, когда ребенок начинает ходить в детский сад, школу.
Побуждать малыша к развитию речи с рождения можно посредством:
- рассказа смешных историй, стишков во время массажа, гимнастики, игр;
- активных игровых действий с предметами;
- разговора во время прогулки, когда родители рассказывают малышу про явления окружающего мира, называют предметы, животных;
- пения колыбельной во время укачивания;
- подробного объяснения каждого действия: «Сейчас Рома будет кушать», «Мама готовит Маше вкусный суп», «Пойдем гулять, будем кататься на коляске»;
- одевая малыша на прогулку важно рассказывать про гардероб: какого цвета, теплый, тонкий, мягкий, яркий.
С первых дней можно читать малышу книги детских авторов: С. Я. Маршак, А. Барто, С. Михалков, К. Чуковский, русские народные сказки. Малыш не поймет смысл произносимых слов, но будет активно запоминать звуки, эмоциональную составляющую.
Перинатальные психологи утверждают, развитие детей начинается задолго до рождения. Еще в мамином животике ребенок познает окружающий мир, знакомится с ним заочно. Исследования показали, если, например, включать одну и ту же музыку или петь колыбельную перед сном, после рождения малыш будет легко под нее засыпать.
Запуск речи в год
До 12 месяцев обучение говорению − плавное и пассивное, к достижению малышом 1 года можно использовать специальные упражнения и игры, советы психологов и логопедов, стимулировать запуск речи. Если малыш не говорит к данному времени, пора проводить артикуляционные разминки для активации речевого аппарата. Ежедневные занятия по 10-15 минут в игровой форме помогут малышу легче выговаривать и произносить звуки, составлять из них сочетания, слова. У годовалых детей можно использовать следующие упражнения на артикуляцию:
- Создать из кусочка ваты шарик, который мама и малыш будут передвигать друг другу без рук. С одного края стола становится взрослый, с другого находится ребенок. Мама показывает первая, как можно передать шарик без рук, активно дуя на него. Ребенок должен повторить, сделав губы трубочкой, направляя воздух на предмет.
- Летом отлично подойдет для разминки игра в одуванчики. Предложите малышу поиграть с растением, сдуть все цветочки.
- Можно поиграть в мыльные пузыри. Взрослый должен показать, что можно дуть медленно, быстро, сильно, слабо. Для аналогичной игры подойдут дудочки.
- Попросить малыша повторять за взрослым, который показывает движения губами: вытянуть трубочкой, улыбнуться, повторить несколько раз комбинацию.
- Иногда полезно подразнить языком. Можно посмотреть, у кого самый длинный язычок.
В процессе занятий важно поощрять ребенка, хвалить, помогать при неудачах.
Запуску речи помогут следующие упражнения и игры:
- В течение месяца читать ребенку сказку «Колобок» или «Телефон». К чтению нужно подготовиться, закупить необходимые по ролям игрушки: Колобка, зверей. Инсценировать рассказ, показывая малышу каждого героя последовательно по ходу повествования. Задача родителя: вызвать интерес у крохи, чтобы он начал сам показывать в дальнейшем животных при чтении сказки, возможно, произносить название.
- Петь с ребенком песни, читать стихи, даже если он пока не может активно участвовать в процессе. Родители удивляются иногда, как малыш смог быстро выучить какой-то стих или песенку. Потому что кроха запоминал ее уже во время чтения взрослым.
- Больше разговаривать с малышом на улице во время прогулки, объяснять явления окружающего мира. Помогать общаться со сверстниками: «Помоги Диме найти лопатку», «Попроси Соню», «Угости Машу».
- Для игры отлично подойдут современные сенсорные книжки или развивающие моторику, где малышу придется переклеивать предметы с места на место. Например, помочь кукле одеться, приготовить кушать. Важно не оставлять ребенка наедине с игрой, помогать приклеивать детали, проговаривая их форму, цвет, качество, назначение.
- Если родитель хочет развить навык говорения определенного слова, важно повторять его не менее 50 раз в день по любому поводу: «мама пошла мыть руки», «сейчас мама будет тебя кормить» и т. д.
В год малыши начинают использовать активно движения и речь для достижения собственных целей, удовлетворения потребностей. Необходимо заставлять ребенка проговаривать слово, не поддаваться на указание пальцем на нужную вещь. Родитель должен говорить: «Я не понимаю, что ты хочешь, помоги мне, скажи». Можно демонстративно перебирать названия всех окружающих предметов, но не называть нужный. Ребенок поймет, чтобы получить желаемое, важно научиться говорить.
Дошкольники
Если малыш не говорит в 2-3 года, необходимо сначала показать его неврологу, педиатру для выявления причин отсутствия речи. Если отставание связано с патологическим процессом, нужно будет подключить к запуску речи профессионала − логопеда, невролога. Нередко задержка речи связана с ранним детским аутизмом, олигофренией, неправильным строением речевого аппарата. Запуск речи в такой ситуации не будет возможен без помощи профессионала, специалисты помогут заговорить.
Когда речевое развитие тормозится из-за социальных факторов или особенностей ребенка, помогут следующие советы:
- Убрать из повседневного пользования мультсериалы, просмотр телевизора, игру в телефоне. Важно не отстранять ребенка, а вместе с ним заняться чем-то другим. Родители должны отказаться в присутствии ребенка от современных гаджетов. Использовать свободное время нужно для активизации говорения.
- Малыши с 3 лет любят ролевые игры. Можно поиграть в детский сад, маму и дочку, машины. Важно на протяжении игры больше общаться с ребенком, задавать вопросы, даже если он не может полноценно ответить. Во что одеть куклу, куда пойдут гулять, где будет гараж у машины, какая погода сегодня и т. д. Таким образом родители будут стимулировать речевую активность.
- Не стоит сразу же давать детям то, что они просят без произношения слова, обозначающего предмет. Следует притвориться, что родитель не понимает о чем идет речь. Необходимо давать ребенку возможность проговаривать нужное слово, пусть даже оно пока звучит неправильно, неполноценно.
- Дошкольники любят логоритмику, когда под музыку нужно повторять слова и движения с последующим ускорением. Если ежедневно проводить такие занятия, учить малыша произносить слова песни, вскоре у него возникнет потребность в их проговаривании.
- Больше играть в игры, подразумевающие обратную связь: живое−неживое, ладушки.
- Читать вслух сказки, петь песни, танцевать. После прочтения произведения важно обсудить с малышом поступки главных героев.
- Можно купить набор карточек: посуда, животные, птицы, одежда и т. д. Предложить малышу поиграть в угадайку. Кто больше узнает животных, получит ценный или сладкий приз.
Развивать речь, учить малыша говорить в домашних условиях легко, если следовать советам специалистов. При отсутствии речевых, неврологических дефектов ребенок при ежедневных занятиях дома, познавательных играх, прогулках заговорит в ближайшие недели−месяца. Важно постоянно обогащать словарный запас ребенка, не останавливаться на достигнутом.