Что делать, чтобы ребенок в год говорил

За первый год жизни речь малыша проходит путь от гуления до первых слов. Активный словарь годовалого ребенка включает 2-20 слов. Обычно они представляют собой отдельные слоги часто используемых родителями слов или содержат несколько одинаковых слогов. Они состоят из онтогенетически ранних звуков и ориентированы на наглядную ситуацию. Эти элементарные слова в какой-то степени являются предложениями, так как заменяют целые понятия, но в них отсутствуют сочетания по правилам грамматики языка. Получается, что первый год жизни завершается возникновением словесного общения между ребенком и взрослым помимо эмоционального контакта, то есть проявляется коммуникативная функция речи. Часто родители задаются вопросом, как научить ребенка говорить в 1 год.

Влияние речи окружающих на речевое развитие ребенка

Мать общается с маленьким ребенком

Если малыш в годик не пытается говорить, необходимо выяснить следующее:

  • достаточно ли его побуждают к речи;
  • есть ли соответствующий образец речи;
  • создана ли мотивация для обучения речи;
  • достаточно ли обучение стимулируется.

Процесс овладения словом сопровождается постоянным изучением новых языковых форм. Структуру и типичные особенности речи кроха перенимает от людей, находящихся в близком окружении. Родные могут влиять на язык как положительно, так и отрицательно. Малыши, растущие в среде с нарушенным речевым окружением, начинают говорить позже и имеют речевые дефекты.

Заниматься речью ребенка должен грамотный взрослый, обладающий четкой, выразительной речью. Нужно на собственном примере приучать разговаривать правильно. Нельзя сюсюкать, разговаривать с ребенком на лепетном языке. Речь взрослого должна быть правильной, простой и понятной ребенку.

Влияние деятельности ребенка на его речевое развитие

Усвоение правильных речевых навыков является длительным процессом, требующим разнообразных, регулярно используемых видов деятельности. Накопленные ребенком в процессе предметно-игровой деятельности впечатления становятся базой для понимания значений слов и формирования их связи с образами реальных предметов. Игровой процесс развивает язык, необходимый для организации игры. Даже самостоятельно играющий ребенок разговаривает, инстинктивно используя язык как наиболее совершенное средство, позволяющее устанавливать связь с окружающим миром. В игре наиболее ярко и полно выражается самодеятельность в языковой области.

Правильно организованные игры способствуют развитию речи ребенка

Основные мероприятия по стимуляции речевого развития детей раннего возраста состоят, по большей части, из организации игровой деятельности. Выполнение игровых упражнений, имитация действий способствует созданию эмоционально положительного настроя ребенка. Большое значение оказывают упражнения на развитие общей и ручной моторики.

В игровом методе предполагается использовать разнообразные компоненты игровой деятельности и сочетать их с другими приемами: показ, пояснение, указания. Ведущим элементом метода является сюжетно-ролевая игра. Основную роль в игре выполняет родитель, способный организовать и активизировать деятельность малыша. Взрослые должны уметь организовать игровую деятельность ребенка, участвовать в ней, направить игру в необходимое русло. Важно использовать наглядные методы для стимуляции речевого развития ребенка. Основными методами являются: наблюдение, рассматривание картинок, просмотр мультфильмов, прослушивание аудиозаписей. Наглядные средства обязательно подбираются с учетом индивидуально-психологических особенностей ребенка.

Задача родителей годовалого ребенка − организовать занятия, начиная со стимуляции речи, звукоподражания, постепенного наращивания словаря для становления фразовой речи в два года.

Развитие речи ребенка с 1,5 до 2 лет

С полутора лет жизни словарь малыша начинает стремительно расти: количество слов, понимаемых им, существенно возрастает. Происходят как количественные, так и качественные изменения. Облегченный детский язык переходит на качественно иную ступень. Начинается процесс овладения простейшими нормами родного языка. Впервые появляется фраза. В первое время используются предложения в «телеграфном стиле», отсутствует какое-либо их грамматическое оформление. Но, несмотря на это, малыш обладает способностью очень верно чувствовать довольно тонкие особенности словоупотребления взрослых и изо всех сил старается сказать так же в самостоятельной речи.

Развитие речи в процессе игры

Малыш начинает варьировать интонацию при произнесении слов, при помощи ее различных оттенков выражает смысл своего высказывания. Сначала он копирует интонацию родителей, повторяет за ними вопросы, обращенные к нему. Потом этот вопросительный контур применяется малышом самостоятельно и придает выражениям вопросительный оттенок. Он задает вопрос, не используя при этом вопросительных слов.

Одновременно с этим появляются наиболее употребляемые глаголы повелительного наклонения, используемые для получения от взрослых выполнения какого-либо конкретного действия. Необходимо помнить, что изначально глаголы употребляются детьми изолированно, только в возрасте около 2 лет они используются для построения предложения. После освоения нескольких десятков слов, ребенок начинает строить первые простые предложения из 1-2 слов с использованием подлежащего и сказуемого. Глагольная лексика оказывает важнейшее влияние на формирование развернутой речи.

Таким образом, важнейшим шагом для речевого развития, совершаемым малышом, является поэтапный переход от лепета к полноценным словам, от понятных только близкому окружению «слов-предложений» к элементарной двухсловной фразе, смысл и значение которой понимают даже посторонние взрослые.

Кардинальные изменения претерпевает содержательная сторона детского высказывания: малыш становится способен не только выражать свое эмоциональное состояние или сиюминутное желание, он называет предметы, различает их свойства и выполняемые действия. С ним уже можно вести полноценный диалог.

Рекомендации для родителей

  • Чтобы ребенок начал разговаривать в один год, необходимо заниматься его развитием с рождения. Естественно, не стоит ожидать речевой активности в месяц.
  • Важнейшей целью мамы в период новорожденности является установление эмоционального контакта. Чрезмерная настойчивость пугает малышей и препятствует становлению доверительных отношений с ребенком.
  • Вовлекайте ребенка в игру, поощряйте его желание повторять ваши действия в повседневной жизни.
  • Не забывайте, что нельзя учить разговаривать механически, необходим творческий подход. У крохи должна быть возможность смотреть, слушать, действовать в бытовых ситуациях.
  • Все режимные моменты на протяжении всего дня должны комментироваться. Называйте все предметы в поле зрения ребенка, озвучивайте совершаемые им действия, испытываемые ощущения.
  • Помогите запомнить названия частей тела, предметов одежды, игрушек.
  • При разговоре с ребенком используйте разнообразные потешки, прибаутки и другие виды фольклора.
  • Во время комментирования действий говорите четко, не используйте сложные фразы.
  • Перед отходом ко сну пойте колыбельные, читайте сказки. Не стоит менять репертуар слишком часто.
  • Сведите экранное время к минимуму. Помните, что сидение перед экраном не заменяет коммуникации. Яркие и красочные мультфильмы завораживают малыша, но не побуждают к общению.
  • Не стоит дожидаться активной речи для обучения элементарным понятиям величины, цвета, формы, размера.
  • В разговоре наряду с полными словами используйте звукоподражания, но не стоит повторять за ребенком неправильно произносимые им слова.
  • Уделите много внимания развитию моторной ловкости туловища, рук, ног.
  • Не стоит нервничать и стесняться того, что ваш ребенок не умеет разговаривать. Помните, что каждый малыш развивается по индивидуальной программе.
  • При возникновении вопросов, касающихся речевого развития ребенка, необходимо обратиться к логопеду.
  • Наберитесь терпения, ведь ваш малыш совсем скоро порадует вас первыми словами.

Мать читает ребенку книгу

Больше всего могут дать своим детям мамы. Огромную роль играет чтение сказок и стихов, пение детских песен. Для правильного речевого развития общение должно носить эмоционально положительную окраску и стимулировать малыша к ответу. Ему мало слышать звуки, нужно прямое общение со взрослыми на основе ведущей для конкретного возраста формы деятельности. Первый год − это эмоциональное общение, с года до двух лет − предметная деятельность.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Прочитали! Пожалуйста, оцените статью!
(Пока оценок нет)
Оставьте свой комментарий
Поделитесь своим мнением о статье. Что показалось вам особенно полезным, как данная информация помогла в решении проблемы?




ВНИМАНИЕ! Информация, опубликованная на сайте, носит информационный характер, не является рекомендацией к применению и представлена исключительно в ознакомительных целях. Любое практическое использование возможно только после консультации с логопедом!
Наверх