Игры для развития речи детям 5-6 лет

 

Развивать речевые навыки в дошкольном возрасте необходимо, чтобы облегчить процесс усвоения школьной программы. Грамотная устная речь помогает ребенку научиться читать и писать. Проблемы с артикуляцией, маленький запас слов мешают малышу понимать и пересказывать прочитанный или услышанный текст, решать математические примеры и писать сочинения.

Быстро устранить речевые расстройства невозможно. Для этого потребуется от 1 до 2 лет. Игры на развитие речи для детей 5-6 лет позволяют ребенку обучиться новым навыкам, не вызывая протеста с его стороны.

Уровень готовности к школе определяет умение ребенка правильно произносить слова, грамотно строить предложения, формулируя свою мысль логично, точно и эмоционально. Также важна способность воспринимать речь других людей (устную и письменную).

Зачем нужны речевые игры

Дидактическая игра для развития речи «Собери букет»

Логопедическая игра – оптимальный метод развития речевых навыков. Все дети любят играть. А если совместить приятное с полезным, удастся сформировать:

  • ритмику и четкость речи;
  • умение расставлять ударения;
  • большой словарный запас;
  • связную речь (в форме монолога и диалога);
  • правильную артикуляцию;
  • навыки выбора нужной грамматической формы слова;
  • основу для обучения чтению и письму.

Игры нравятся малышам куда больше нудных упражнений на нахождение ошибок, повторение сложно произносимых фонем. Мотивация к таким занятиям намного выше, а потому и игровая форма обучения наиболее результативная.

Родитель, играя с ребенком, должен дать ему возможность полноценно проявить свои чувства и переживания. Иначе у малыша снижается интерес к общению и речевой активности. Не стоит давить на детей. Не удается подобрать слово – можно заменить его мимикой и жестикуляцией.

Разновидности игр

Игра для автоматизации свистящих звуков

Детские игры на развитие речи можно придумать самим, а также взять готовые у логопеда или воспитателя. Но, начиная занятия дома, следует понимать их цель. В зависимости от желаемого результата, игры для дошкольников классифицируют на 4 группы:

  1. Игры для формирования дикции и артикуляции. Такие занятия тренируют фонематическое восприятие: малыш учится находить заданный звук в слове, разбивать слово на слоги, называть слова на заданную букву или с заданным количеством слогов.
  2. Упражнения для грамотного построения речи. У детей формируются навыки по согласованию членов предложения (по родам, падежам, числам – для существительных и прилагательных, по временам и наклонениям – для глаголов).
  3. Игры для расширения запаса слов. Малыш учится классифицировать слова на предметы, действия, признаки, а также объединять их в предложение, использовать синонимы и антонимы.
  4. Отработка связной речи. Для этого используют дидактические карточки, журналы, сказки и рассказы. Малыш «примеряет на себя» роль рассказчика. Он составляет связное и логичное повествование на заданную тематику.

Ниже предлагаются игры для каждой из перечисленных групп. Начинать занятия лучше по образцу. Со временем родители смогут придумать свои игры по аналогичному алгоритму.

Не стоит «переигрывать» все сценарии зараз. Так малыш быстро потеряет интерес, а игра превратится в повинность. Логопеды рекомендуют ежедневно осваивать 1-2 сценария, периодически возвращаясь к старым.

Игры для дикции и артикуляции

Упражнения обучают малыша распознавать фонемы, делить слово на слоги. Такие занятия позволят справиться с дефектами в произношении.

«Тропинка». Для игры понадобятся другие детки или члены семьи. Берут большой мяч или воздушный шарик. Первый игрок называет любое слово, передает «артефакт» следующему, который придумывает слово на последний звук предыдущего.

«Найди слог». Мама или папа бросает малышу мяч или шар, называя первый слог. Отдавая его назад, ребенок угадывает и озвучивает «потерявшийся» слог. Например, «кош-ка», «ба-нан», «ка-лач».

Игры на грамотность

Дети обучаются согласовывать существительные с прилагательными и глаголами. Поскольку добиться связной и красивой речи невозможно без тренировки.

«Сундучок». Родитель начинает: «Вот волшебный сундучок, в нем спрятались слова с окончанием на -ок». А ребенку нужно подобрать как можно больше слов с названным окончанием. Например: клубок, носок, брусок, легок, едок, рок, бок. Играют до первой ошибки: к примеру – сапог.

«Веселые рифмы». Мама или папа читают стихотворение, знакомое малышу, но не называют последнее слово в рифмующихся строчках. Задача ребенка – подобрать рифму и закончить строку. Например, «Кот пошел за молоком, а котята … кувырком».

Игры на расширение запаса слов

Дидактическая игра "Речевое дерево"

Большой лексический запас помогает выразить свои мысли, желания, эмоции. Во время учебы в школе он потребуется при написании сочинений, изложений, подготовки проектов и рефератов, а также ответов у доски.

«Скажи наоборот». Родитель говорит слово и дает малышу игрушку. Ребенок подбирает противоположное по значению и возвращает игрушку родителю. Примеры: «утро – вечер», «низкий – высокий», «здоровый – больной», «веселый – грустный».

Частицу «не» употреблять нельзя!

«Закончи предложение». Взрослый начинает предложение, а ребенок – заканчивает. К примеру: «Зайчик трусливый, а лис … (хитрый)», «Цыпленок маленький, а слон … (огромный)». «Утром мы завтракаем, а вечером … (ужинаем)».

Отработка связной речи

Логично и последовательно излагать свою мысль, аргументировать высказывание – не менее важный навык, чем правильная артикуляция. Без такого умения в школе не справиться с точными науками, а в общении с другими – не отстоять свою точку зрения.

«Угадайка». Малыш смотрит на картинку, а затем описывает изображенный на ней предмет, не называя его. Родитель или другой ребенок угадывают слово.

Дидактическая игра "Угадай, кто ты?"

«Полет фантазии». Мама, папа и малыш фантазируют на тему:

  • Если бы Дедом Морозом был я.
  • Если бы у меня была шапка-невидимка.
  • Если бы круглый год было лето.

Игр для развития речи у дошкольников – множество. Роль родителя в таких занятиях – сделать их интересными для ребенка, а также прийти на помощь, если он не справляется. Можно перед началом рассказать сказочную историю о любимых героях, которые попали в беду и просят помощи. Либо нарисовать турнирную таблицу. Важно, чтобы малыш получал от занятий удовольствие. Так достичь желаемого результата удастся быстрее.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Прочитали! Пожалуйста, оцените статью!
(Пока оценок нет)
Оставьте свой комментарий
Поделитесь своим мнением о статье. Что показалось вам особенно полезным, как данная информация помогла в решении проблемы?




ВНИМАНИЕ! Информация, опубликованная на сайте, носит информационный характер, не является рекомендацией к применению и представлена исключительно в ознакомительных целях. Любое практическое использование возможно только после консультации с логопедом!
Наверх