Способы и приемы развития связной речи у дошкольников
Речь относится к одной из самой сложных функций психики. От ее развития зависит формирование мышления. Она состоит из произношения звуков, интонации, лексики, грамматики и других компонентов. Ее изучают лингвисты, психологи, логопеды и прочие специалисты.
Развитие связной речи у дошкольников не всегда проходит по правильному пути. При определенных проблемах сроки формирования ее компонентов затягиваются. Поэтому нужно обращаться к логопеду за помощью.
Общая информация
Для того чтобы человека понимали, он должен связно говорить. Под этим термином понимается правильное оформление высказывания. Оно должно соответствовать нескольким критериям:
- логике;
- стилистике;
- психологической окраске;
- грамматике языка.
Только при выполнении каждого пункта речь будет правильной. Ребенок должен говорить чисто, содержательно, точно и убедительно. Развитие связной речи задача не только дошкольного учреждения (ДОУ), но и родителей.
Для стимулирования используют разные методы и приемы. Детей учат правильно составлять рассказы, описывать предметы и беседовать на бытовые темы.
Специалисты выделяют два вида связной речи – диалогическую и монологическую. Для первой характерно участие двух и более лиц. Она сопровождается интонациями, мимикой, жестами. Происходит поочередное произношение фраз.
Монологическая речь более сложная, чем диалогическая. Она длительная, последовательно построенная, где события вытекают одно из другого.
Отдельно выделяют контекстную и ситуативную речь. Первая сложна тем, что опирается только на языковые средства. Ситуативная проще, так как она связана с конкретной ситуацией.
Особенности развития
Перед тем как определять задержку развития нужно разобраться с тем, как происходит формирование связной речи в норме. В возрасте четырех лет у детей появляются распространённые предложения, чуть позже сложные.
В этом периоде отмечается большое количество вопросов. Ребенок расспрашивает взрослых обо всем на свете. Появляется стремление комментировать, объяснять личные действия: насыпаю корм, чтобы кормить птиц.
Характерные навыки детей:
- в 4 года пересказ сказки;
- в 4 года запоминают стихи;
- в 5 лет пересказывают короткие тексты.
В четыре года дети легко образуют уменьшительные формы, новые слова (железо − железный). После пяти лет ребенок может последовательно рассказать историю об увиденном, составить рассказ, обнаружить причину и следствие, разделить реалистичный рассказ и выдуманный.
В шесть лет дети способны составлять рассказ и сказку самостоятельно. Влияние на скорость и качество формирования связной речи оказывают родители, воспитатели и другие взрослые, которые близко контактируют с ребенком.
Развитие связной речи напрямую зависит от мышления.
Фольклор показываем малышам красоту родного языка, его средства, интонационные приемы, учит поступать определенным образом, показывает причину и следствие. Художественные произведения аналогично помогают в воспитании дошкольника.
Способы обследования
Перед началом коррекционной работы логопед проводит диагностику. Сделать ее могут в детском саду, при условии нахождения специалиста в штате сотрудников.
При подозрениях на наличие проблем ребенка можно показать логопеду в поликлинике.
На первом этапе называется слово и объясняется, что это: стул – это досочка на четырех ножках, на нем сидят. После чего перечисляют ряд слов и просят объяснить их значение (телевизор, телефон, магазин).
Для определения полноты словарного запаса используют разные игры. Показывают картинки людей разных профессий, просят озвучить кто это. Пользуется спросом игра «Что забыл изобразить художник», где на каждом рисунке нет определенной детали.
Понять, насколько хорошо ребенок чувствует язык, помогает игра «Скажи наоборот». В ходе нее предлагается назвать антонимы: горячо − холодно, острый − тупой, низкий − высокий.
Для правильного оценивания развития учитывают только те слова, которыми пользуются дети. Для каждой группы свой набор, составленный с учетом возрастной нормы.
В этой части оценивается владение глаголами, прилагательными, родовые понятия и другие моменты. Задания должны усложняться по мере прохождения.
Простой способ оценивания понимания инструкции – это просьба что-то сделать. Нарисовать квадрат, раскрасить круг и другие.
Детей просят выполнить задание с образованием новых слов (ласкательных, признаков). Тщательно проверяют понимание и употребление простых, сложных предлогов.
В процессе общения логопед отмечает способность самостоятельно строить высказывание, ставить слова в единственное и множественное число. В пять лет просят составить рассказ по картинкам.
Причины проблем
Проблемы с формированием связной речи возникают при алалии, задержке речевого развития. При таких диагнозах возникает существенное запоздание формирования компонентов речи.
В тяжелых случаях страдает не только звукопроизношение, но и наполняемость словаря, грамматика, синтаксис, слоговая структура. Детям тяжело дается словообразование, подбор синонимов и антонимов.
При других проблемах с развитием тоже отмечаются проблемы. При интеллектуальных нарушениях, глухоте и недостаточном зрении первичным дефектом будет не проблема с речью, а органическое поражение ЦНС. Выстраивание правильной структуры влияет на построение коррекционной помощи.
Проблемы с речью появляются из-за разных факторов:
- гипоксия и асфиксия в родах;
- болезни отца и матери;
- наследственность.
В последние годы выделяют еще и социальные причины. Увлечение гаджетами, телевизором лишает детей самого важного – это общения со взрослыми. Родителям неприятно отвечать на вопросы, они не играют с ребенком. Ему неоткуда брать материал для формирования речи.
Важные принципы
Специалистами была разработана методика развития связной речи у детей дошкольного возраста. Она рассчитана на детей возраста 5-7 лет. В ее основе лежат определенные принципы, которым следуют неукоснительно.
Основа всего – это раннее воздействие. Чем дольше длится дефект, тем больше времени на исправление уйдет. Речевые проблемы потянут за собой вторичные нарушения.
При составлении программы обучения опираются на онтогенез речевого развития. Все компоненты речи связаны между собой: речевой слух является почвой для словообразования. Поэтому занимаются развитием каждого из них.
Необходимо понимать структуру дефекта и обеспечивать индивидуальный подход. Программа рассчитана на два года, и она позволяет освоить:
- грамматику;
- фонетику;
- элементы грамоты.
Эффективнее всего вести работу в специализированном детском саду. В нем ребенок будет находиться в малокомплектной группе, с ним будут проводить занятия воспитатель, психолог и другие специалисты.
При отсутствии коррекционной помощи у детей появятся сложности с освоением письма и чтения. Возможно развитие вторичных интеллектуальных нарушений.
Примерные задания
Существуют готовые пособия по лексическим темам (под авторством Арбековой или Теремковой). Логопеды используют самостоятельно разработанные игры.
Приобретает популярность формирование моделирования у детей. Оно проходит на базе уже изученного материала и заключается в нескольких этапах.
Для легкого освоения навыка рассказа используют готовые символы. Дошкольникам рассказывают сказку, после проводят беседу по ней, разбирают основные моменты. Дальше каждый персонаж связывается с определенной геометрической фигурой (например, черный кот – это черный треугольник). Детям предлагается пересказывать текст с использованием геометрических фигур.
Для начального этапа применяют простые рассказы. Постепенно увеличивают сложность.
Мнемотехника позволяет запоминать стихотворения. Для этого к каждому слову делают небольшую схематичную картинку. Когда ребенок будет учить текст, ему проще будет опираться на увиденные символы.
В процессе обучения дети должны усвоить определенные компоненты речи. Предлоги легче учить на наглядном материале. Потребуется небольшая коробочка и крохотная машинка. Игрушку помещают в разные места, проговаривая ее местонахождение:
- на коробке;
- в коробке;
- под коробкой.
С этим реквизитом осваивают глаголы: машина подъехала, заехала, выехала, объехала и т. д. Ребенок сам осуществляет действия – это формирует связь между словом и делом.
В каждой лексической теме выделяют разные задания – это подбор антонимов, уменьшительных форм, признаков. В случае затруднений ребенка мягко поправляют.
Обязательно формируется план по коррекции произношения звуков. Ведется работа по развитию лексики и грамматики.
Разные игры
Дошкольникам бывает сложно выполнять определенные категории заданий. Для развития образования уменьшительных форм используют картинки с советующим материалом: уши – ушки (маленькие), кошка – кошечка, собака – собачка.
Для запоминания антонимов используют наглядную демонстрацию (высокий − низкий, худой − толстый). При освоении глаголов лучше играть в подвижные игры.
Ведущий стоит посредине комнаты и выполняет действия, ребенку нужно их озвучить: «ты идешь», «ты бежишь», «ты стоишь». Следующий этап – дети что-то делают и проговаривают: «я прыгаю», «я сижу», «я лежу».
Для формирования мышления используют игру «автобиография». Логопед перечисляет признаки предмета и дошкольникам нужно угадать что это. Пример задания: «я шуршащий, защищаю от дождя, меня можно складывать».
Предлагается представить фантастическую ситуацию: в мире исчезли все молнии на обуви. Детям предлагается включить фантазию, представить, чем их заменить (кнопками, пуговицами, шнурками).
Простой вариант развития прилагательных – называется предмет, ребенок его характеризует. «Зима какая?» или «Мяч какой?». Чем больше слов будет названо, тем лучше.
Дошкольникам обязательно объясняют связь между материалами и готовыми предметами. Это важно для формирования прилагательных.
Для лучшего усвоения материала родители должны каждый день заниматься с ребенком дома.
Учат пересказывать рассказ по опорным картинкам. Без абстрактного мышления дети не смогут это сделать без визуальных подсказок. Навык появляется только в школьном возрасте.
В процессе коррекционной работы приходится подбирать задания для каждого ребенка. Развитие индивидуально, коррекционный маршрут должен это учитывать.
Родителям нужно разговаривать с детьми, рассказывать им о мире, задавать вопросы и отвечать на них. Чем больше дошкольники слышат речь, тем быстрее они ее перенимают, запоминают слова. При подозрении на проблемы необходимо сразу обращаться к специалистам.