Развитие речи в детском возрасте
Речь ребенка (человека) – основное средство коммуникации. От того, насколько правильно, внятно, связно он говорит, будет зависеть его социализация в человеческой среде. Любое нарушение (отклонение), связанное с процессом говорения, ведет как минимум к недопониманию со стороны окружающих, как максимум – полному нежеланию или отказу от общения.
Грамотное изложение своих мыслей необходимо для эффективного взаимодействия. Одним из показателей интеллектуального развития является связное, обоснованное высказывание. Еще Л. С. Выготский (связывавший психологию и педагогику) выявил, а главное, аргументировал, связь речи с мышлением. Развивая данный навык, маленький человек учится мыслить, рассуждать, анализировать происходящее вокруг, на первых порах с помощью взрослого, а впоследствии самостоятельно.
Формирование, нормы
Развитие речи у детей – важный аспект развития личности. Абсолютно неважно, сколько лет малышу – 1 месяц, 1 год. Каждый возрастной этап характеризуется своими особенностями, которые важно знать.
Первый год жизни. Новорожденный появляется на свет − он впервые знакомится с окружающим миром посредством первого крика. Первый год жизни логопеды и психологи условно подразделяют на несколько стадий, первой из которых как раз является стадия крика. Она длится первые несколько недель, когда крик является по большей части условной рефлекторной реакцией на различные раздражители: младенцу некомфортно, он хочет есть, спать, мокрый подгузник, болит что-то.
Громкий крик сменяет стадия гуления, на которой можно отметить различные интонации. Некоторые родители думают, что нет ничего примечательного в издаваемых новорожденным звуках. Это не так, младенец уже пробует «сказать» свои первые гласные звуки и слоги («агу», «кхы», «га»), тем самым по-своему общаясь с родителями. Первые попытки общения знаменуются тем, что при этом активно тренируется дыхание, это немаловажно для правильного произношения многих звуков (делается это бессознательно).
Самая длительная стадия лепета. Малыш произносит отдельные слоги, которые со временем начинают повторяться (ма – ма-ма-ма) − таким образом появляются первые слова, умиляющие многих родителей. Уже ближе к году он соотносит произносимые звукокомплексы с реальным человеком (мамой, папой, бабой, дедом). Таким образом, к году у младенца в норме должно быть около 10 слов (те, которые он может произнести), а также слова, которые он понимает, но произнести еще не может.
Второй год жизни знаменуется тем, что активно запускаются процессы мышления, позволяющие маленькой личности сравнивать различные предметы, изучать более детально, наблюдать. Малыш уже может поделиться своим мнением, рассказать то, что ему нужно. Чаще он использует для этого существительные (основная часть), глаголы, прилагательные (реже). С помощью прилагательных он способен рассказать о размере предметов, цвете, качестве, форме. Все чаще использует полные формы слова (не бибика − машина, не гули – птичка, голубь).
Преобладают простые предложения, могут допускаться ошибки при использовании окончаний, но для этого возраста это нормально. Ребенок с интересом слушает небольшие сказки, при прочтении любимого повествования успешно заканчивает начатую фразу взрослого.
Третий год жизни. Многие дети уже довольно хорошо рассуждают, делают умозаключения, так как накопились уже значительные знания, представления об окружающих предметах, явлениях. Они активно задают вопросы, почему предмет назвали так, а не иначе, им интересно все. К тому же этот период характеризуется еще и тем, что дети начинают придумывать свои собственные словечки, комбинируя все то, что входит в их активный (пассивный) словарь.
Многие различают детали предметов сходные внешне: туфли − ботинки, чашка − кружка. Фраза продолжает увеличиваться, состоит уже из 3-4 слов. Преобладающие члены предложения − подлежащие, сказуемые разбавляются большим количеством прилагательных, наречий, числительных.
Диагностика (признаки задержки речи)
2 года – это уже такой период, отсутствие каких-либо слов в котором заставляет многих родителей задуматься и забеспокоиться. Речь плохо понимается взрослыми, очень беден словарный запас, превалируют жесты, мычание, искаженное произношение. Основные признаки задержки речевого развития:
- Малыш не понимает вопросов, обращенных к нему со стороны взрослого.
- Накопление словаря продвигается очень медленно.
- Не может повторить за взрослым длинную фразу.
- Наблюдаются подергивания мышц лица при говорении, нервозность, нежелание говорить, повторять.
- Упражнения, игры с разрезными картинками, пазлами вызывают трудности.
В 3 года преобладает лепетная речь, также используется «телеграфный» стиль. Речь трехлетнего малыша похожа на иностранную, нет согласования, например, «Мама, дай вода», «Вова упал стол». Множественные нарушения звукопроизношения – целые группы звуков искажаются, заменяются. Во фразе отсутствуют предлоги. Также становятся заметны психологические, поведенческие особенности – дети раздражаются, нервничают, когда их не понимают, в связи с этим многие вообще отказываются говорить, замыкаются, отгораживаются от социальных контактов.
Развитие речи ребенка (методы, упражнения, игры)
Чем раньше начать развивать необходимый навык, тем быстрее дошкольник заговорит сам − раньше начнет понимать обращенные к нему фразы, пытаясь говорить простыми фразами. Занятия проводятся преимущественно в игровой форме, так как это основной вид деятельности в этом возрасте. В процессе игры можно видоизменять задания в зависимости от того, какую цель преследует родитель (педагог).
От рождения до года. Речь начинает формироваться уже с рождения младенца. В первые месяцы жизни он еще не понимает то, что ему говорят окружающие близкие. Главная задача младенца – есть, спать, адаптируясь к окружающему миру. Постепенно ребенок начинает узнавать взрослых, реагируя на их говорение улыбкой. Далее появляются гуление, лепет, первые слова.
Всем взрослым, которые находятся рядом в первый год жизни, нужно постоянно проговаривать все то, что они делают, начиная от смены подгузника, и заканчивая прогулками и развивающими занятиями.
Можно петь песенки, рассказывать простые стихотворения, потешки – все это обогатит словарный запас годовалого человечка. На начальных этапах формирования высказывания очень важен эмоциональный контакт, а также вербальное общение.
До полугода очень нравятся игры «Идет коза рогатая», «В ямку бух», различные пальчиковые игры, например, сказка про козу, которая своим деткам кашу варила. При этом остаются в памяти строки, мотив, происходит своеобразный массаж ладошек. Некоторые специалисты советуют уже в этом возрасте начать показывать малышу упражнения, способствующие, а главное, подготавливающие артикуляционный аппарат к говорению: высовывать язык, надувать щеки.
После шестимесячного возраста новорожденный узнает свое имя, может поворачивать голову к тому, кто его произносит. В данный период важно много общаться, но говорить при этом короткие фразы. После 8 месяцев малыши с удовольствием играют в ладушки, «ку-ку», которые вызывают искренний смех, восторг, удовольствие. Также проговариваются все действия, производимые сыном или дочерью – во время игр, прогулок, купания (в интернете можно найти множество стишков, потешек на любую тематику).
К 9 месяцам можно начать «изучать» животных, а именно то, как они говорят: «му-у-у», «гули-гули», «мяу», «гав» и др. Может быть сначала крохе будет сложно повторять, зато он сможет показать пальчиком на то животное, которое изображает взрослый. Ближе к году начинают изучать тело куклы, одновременно показывая и свои глазки, ручки, животик и т. д.
От года до 2 лет. В этом возрасте игры самые разнообразные, например, интонационные (интонацией изобразить звериный рев льва и мяуканье котенка), показать часть от какой-либо игрушки и предложить назвать ее целиком (здесь уже включаются мыслительные процессы и из памяти извлекается образ целого предмета одновременно с отдельными частями). Подойдет чтение самых простых детских книжек (сказки «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба») – большие цветные карточки увлекают малыша, к тому же можно взять отдельного персонажа сказки и описать его – что он делает, как разговаривает, что кушает и т. д. Главное «включить» воображение и можно придумать множество интересных сюжетов и ситуаций.
Важно продолжать развивать мелкую моторику пальчиков и ладошек: «Угадай игрушку», собирание пазлов и несложных конструкций, различные аппликации с крупами, прищепками, крышками, шнурками, пуговицами и др. Самое главное, внимательно следить за действиями крохи, не дав ничего проглотить.
От 2 до 3 лет. Разговаривать четко и ясно, чтобы кроха слышал правильный образец, старался говорить так же. Не следует акцентировать внимание на тех словах, которые он произносит неверно, чтобы они не закрепились в речи дошкольника и родителей.
Постоянно расширять кругозор, изучая и закрепляя новые понятия – дома, во время купания, на прогулке, в гостях, в поездках. При этом стимулировать кроху на то, чтобы он учился задавать вопросы, если что-то непонятно и нужно пояснить. Родителям в этом случае не отмахиваться такими фразами, как «не знаю», «затрудняюсь ответить», а вместе искать ответ на возникающий вопрос.
Обязательно учить наизусть небольшие стихотворения, чистоговорки. Они помогают совершенствовать звукопроизношение и тренируют память. Можно просить пересказать простую сказку (не все дети в этом возрасте делают это, многим удается ближе к 3 годам). Особо запоминающимися и не теряющими актуальность в современном мире являются стихотворения русской поэтессы Агнии Барто. Ее творчество как раз было ориентировано на младшее поколение, в стихах обсуждаются различные темы – бытовые, не бытовые. Ценность ее произведений в том, что они легко читаются и запоминаются.
Активно использовать различные игры – кубики разной формы и величины, конструкторы. Полезны игры на отдельные тематики: фрукты, овощи, животные и т. д.
Когда обращаться к логопеду (психологу)
Каждый родитель интуитивно чувствует свое дитя, поэтому, если его что-то беспокоит в процессе его развития, следует обратиться за консультацией к специалисту (а при необходимости и сравнить мнения разных врачей). Как правило, своевременное обращение за помощью позволяет провести раннюю диагностику и последующую коррекцию недоразвития речи.
Сложнее, если у малыша с рождения диагностирована умственная отсталость. В таком случае все процессы будут развиваться замедленно, но развивающие занятия с логопедом, психологом, дефектологом, при участии медикаментозной терапии и массажа позволят ему развиваться практически на равных с обычными детьми. Главная проблема может заключаться в том, насколько готовы морально и материально в этом участвовать родители.
- 1 год. Тревожный звоночек начинает звенеть уже тогда, когда шестимесячный младенец никак не реагирует на голос родителей, окружающие звуки, шумы. В год ребенок тихий, звуков почти не издает, лепета, гуления не наблюдается.
- 2 года. Речь невнятная. Маленький словарный запас.
- 3 года. Не общается с другими детьми, не стремится к социальному взаимодействию. Высказывания неразборчивые, при разговоре ребенок торопится что-то сказать или, наоборот, делает это слишком медленно.
Рекомендации
Как развивать речь ребенка – творческий, увлекательный процесс, в котором должно принимать участие ближайшее окружение маленького человечка. Еще Гиппократ говорил, что «Болезнь легче предупредить, чем лечить». Поэтому не нужно ждать «у моря погоды», а чаще, больше общаться со своими детьми, уделять им как можно больше внимания. Никакие деньги, игрушки на свете не смогут заменить тепло, заботу, любовь родителей, близких людей. Помните об этом!