Развитие речевой функции у детей 6-7 лет

 

К 6-7 годам ребенок настолько хорошо овладевает речью, что легко может общаться о знакомом ему предмете со своими ровесниками и взрослыми. У детей в этот возрастной период происходит совершенствование лексико-грамматического строя речи: они овладевают все более сложными грамматическими категориями.

Совершенствуется связная речь: составление сложных распространенных предложений не вызывает затруднений, ответы развернутые. Но если у ребенка есть нарушение, его речевое развитие отстает от нормы. Специальные упражнения для развития речи детей 6-7 лет помогут справиться с этой особенностью.

Нормы речевого развития

Особенности речи детей 6-7 лет

К этому возрасту ребенок:

  • различает звуки, выделяет нужную фонему в слове;
  • может произносить слова со сложной слоговой структурой и стечением согласных;
  • умеет определять, сколько слогов в слове;
  • использует в речи сложные предложения;
  • употребляет в своей речи предлоги;
  • овладевает навыком согласования слов в предложении;
  • овладевает всеми способами словообразования;
  • понимает обращенную к нему речь;
  • понимает скрытый смысл художественных произведений;
  • использует все больше слов в связной речи;
  • без помощи взрослого составляет рассказы-описания, пересказывает сказки и другие произведения;
  • может приводить логические доводы в поддержку своей точки зрения или ответа на вопрос;
  • использует конструкции с союзом «А»;
  • понимает логико-грамматические конструкции.

К возрасту 7 лет дети с нормальным речевым развитием овладевают перечисленными навыками в полном объеме.

Признаки нарушения развития речи

Отклонения в развитии речи

Если у ребенка имеется какое-либо отклонение, его речь по основным показателям будет отставать от нормы. Определить это можно по следующим признакам:

  • путает звуки на слух, затрудняется в его выделении в слове;
  • имеет сложности в овладении звуко-буквенным анализом;
  • общается с окружающими, используя простые предложения, опускает предлоги;
  • нарушено согласование слов в предложении или имеется затруднение в согласовании определенных частей речи;
  • затруднено понимание сложных речевых конструкций;
  • с трудом понимает скрытый смысл в рассказах и абстрактные понятия;
  • количество используемых в речи слов ограничено;
  • составляет рассказ или пересказывает его при помощи взрослых;
  • затруднено понимание и составление логических цепочек;
  • низкая потребность в общении с окружающими.

Если к 6-7 годам наблюдаются перечисленные отклонения в речевом развитии, нужно проводить логопедические занятия и выполнять специальные упражнения для данной возрастной категории детей.

Задания для коррекции фонетической стороны речи

Задание на звуко-буквенный разбор слов

Она является основой для дальнейшей коррекционной работы и формирования навыков чтения и письма.

  • Знакомство с понятиями «звук», «слово», «предложение». Детей спрашивают, какие звуки они знают, из чего состоит слово. Логопед объясняет, что каждое слово имеет определенное значение. В качестве наглядного материала используют схемы, карточки.
  • «Найди звук» − цель этого задания научить выделять нужный звук в слове. Начинают с простого – изолированного произношения, затем в слогах, а потом – в словах.
  • «Сколько в домике окошек» − это игра на определение количества слогов в слове. Прежде чем давать это задание, должно быть сформировано понятие «слог». Предлагается разделить слова на группы по количеству слогов.
  • «Собери корзину» − логопед предлагает собрать в корзину слова, которые чем-то похожи. Они могут начинаться на один звук или иметь одинаковое количество слогов. Взрослый спрашивает, почему в одну корзинку собраны именно эти слова.
  • «Что летает, плавает, ездит». Логопед раскладывает картинки с изображением самолета, теплохода, трамвая, троллейбуса. Ребенку задают вопросы о том, как назвать их одним словом; сколько слогов у них и другие вопросы, касающиеся звуко-буквенного анализа. Затем предлагают составить с одним из этих слов предложение.

Проведение коррекционной работы по формированию фонетической стороны является профилактикой появления дисграфии и дислексии – нарушений процессов чтения и письма.

Работа над лексико-грамматическим строем

Задания на словобразование

В возрасте 6-7 лет у детей происходит сильное увеличение словарного запаса. Они используют все больше слов в своей активной речи, овладевают всеми грамматическими навыками. В этот период у детей закладывается основа для успешного овладения грамотой в школе. Работа ведется по следующим направлениям:

  • уточнение значения слов;
  • введение в речь прилагательных и глагольной лексики;
  • умение подбирать синонимы;
  • формирование умения точно называть предмет, его назначение и свойства;
  • работа со словами-антонимами;
  • воспитание умения внимательно слушать текст;
  • обучение словообразованию;
  • формирование навыка согласования.

Игры на формирование навыков согласования

Детям задают вопросы об окружающих их предметах, задают уточняющие вопросы. Работают не только с существительными, но и с глагольной лексикой. Задача логопеда − расширить словарный запас и научить употреблять слова в речи в правильном значении.

  • «Скажи какое?». Детям читают стихотворение – его обязательно нужно проиллюстрировать. Ребятам задают вопросы так, чтобы ответом на них были слова-прилагательные.
  • «Угадай предмет». Взрослый описывает детям предмет, а они должны угадать, о чем идет речь. Это может быть описание не только внешнего вида, но и его свойств. Затем взрослый и ребенок меняются местами.
  • «Назови противоположное». Перед детьми раскладывают картинки. Им предлагают назвать, что на них изображено, и подобрать противоположное значение. Затем задание усложняется: показывают иллюстрацию, на которой есть слова-антонимы (высокое дерево, низкий домик и т. д.). Дети должны составить предложения, используя антонимы.
  • «Путаница». Ребенку читают небылицу, показывая подходящую иллюстрацию. После ее прочтения, взрослый спрашивает, что в этом стихотворении правда, а что автор выдумал или перепутал.
  • «Подбери подходящее слово». Взрослый зачитывает короткий текст: «Папа решил сделать конуру. Сын принес ему доски. «Нет, они не подходят – конура сломается». Сын принес ему другие. «А вот из них получится замечательный домик для пса!». У ребенка спрашивают, какие сначала доски принес мальчик, а какие понравились папе.

У 6-7-летних детей больше всего трудностей возникает при согласовании прилагательных и существительных в среднем роде, образование глагола в повелительном наклонении. Поэтому при выполнении предложенных заданий на это следует обращать особое внимание.

Задания для развития связной речи

В этот возрастной период на логопедических занятиях много внимания уделяют и связной речи. На уроках обучают:

  • составлять рассказ-описание с использованием картинки;
  • отвечать развернутыми предложениями;
  • использовать в речи предлоги и союзы;
  • составлять рассказ на заданную тему.

Кроме того, задания на формирование связной речи развивают воображение, языковое чутье, что важно для дальнейшего обучения в школе.

  • Взрослый предлагает малышу сочинить вместе сказку.
  • Называют ребенку пословицу и предлагают объяснить, о чем она. Затем вместе сочиняют историю, чтобы она соответствовала смыслу пословицы.
  • Логопед предлагает детям набор слов, из которых нужно составить предложения или историю.

В начале занятий для составления рассказов можно использовать картинки. Логопед помогает уточняющими вопросами. На развитие связной речи хорошо влияют театрализованные представления и кукольный театр. На таких занятиях можно еще потренировать дикцию, развить умение управлять модуляциями голоса и интонационной выразительностью.

Картинки для составления рассказа

Задания на развитие ВПФ (высших психических функций)

Работа проводится по развитию:

  • мышления;
  • внимания;
  • памяти;
  • восприятия.

Нормальное развитие перечисленных функций является основой для успешного усвоения ребенком школьной программы.

Дошкольникам в подготовительной группе предлагают задания:

  • для тренировки переключения внимания (сделать какое-либо действие, услышав нужный звук);
  • учат внимательно слушать инструкции;
  • предлагают задания найти отличия в картинках и др.

Картинка "Найди отличия"

Для тренировки восприятия выполняют следующие упражнения:

  • дорисовывают контуры предметов;
  • учат ориентироваться в пространстве при помощи предметов и игрушек;
  • изучают порядок времени суток и др.

Чтобы развить мышление детям предлагают такие задания:

  • сравнение предметов;
  • «Найди лишнее слово»;
  • «Назови слово, обозначающее…» (взрослый предлагает придумать слова на определенную тему»);
  • «Что означает это слово» (выбранные слова должны быть знакомы ребенку);
  • «Подбери подходящее слово» и др.

Задание "Зачеркни лишнее"

Для тренировки памяти на занятиях используют следующие дидактические игры:

  • «Повтори слова» − взрослый называет ребенку слова (они должны быть ему знакомы), увеличивая их количество, а ребенок должен правильно их воспроизвести.
  • Перед ребенком выкладывают из палочек фигуру. Ее нужно внимательно рассмотреть, а потом собрать такую же. Усложнить задание можно, использовав палочки разного цвета.
  • Заучивание стихотворений и др.

В возрасте 6-7 лет детям нравится выполнять сложные задания. Чтобы им было интересно заниматься, необходимо создать ситуацию успеха.

Рекомендации родителям

Важно, чтобы развитием речи занимались не только педагоги, но и родители. В этом возрасте уже занимаются подготовкой к школе, поэтому, если ребенок плохо говорит, нужно обратиться за помощью к логопеду и также выполнять его рекомендации.

  • Чаще разговаривайте с сыном или дочкой, спрашивайте, как прошел день или какое-либо мероприятие, на которое вы ходили вместе.
  • Обязательно читайте произведения, подходящие возрасту, и обсуждайте прочитанное.
  • Играйте с ребенком в настольные игры, подходящие детям 6-7 лет.
  • Если нарушено звукопроизношение, обязательно делайте артикуляционную гимнастику.
  • Детям нравится придумывать слова – эта игра не только благотворно влияет на развитие речи, но и на развитие ВПФ.

Семья за настольной игрой

Возраст 6-7 лет – важный период в жизни ребенка. Он уже готовится к поступлению в школу, его речь становится похожа на речь взрослого. Задания и упражнения, предлагаемые логопедом, являются профилактической мерой для предупреждения появления дисграфии и дислексии. Грамотная речь – важная составляющая успешного обучения грамоте.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Прочитали! Пожалуйста, оцените статью!
(Пока оценок нет)
Оставьте свой комментарий
Поделитесь своим мнением о статье. Что показалось вам особенно полезным, как данная информация помогла в решении проблемы?




ВНИМАНИЕ! Информация, опубликованная на сайте, носит информационный характер, не является рекомендацией к применению и представлена исключительно в ознакомительных целях. Любое практическое использование возможно только после консультации с логопедом!
Наверх