Увлекательная и занимательная артикуляционная гимнастика для детей в возрасте 5-6 лет
Артикуляционная гимнастика – до недавнего времени интересный, но незнакомый термин для тех, кто никак не связан с педагогикой, логопедией или дефектологией. В настоящее время не только специалисты, но и многие родители о ней слышали и знают.
Общение человека с человеком – обязательное условие его всестороннего развития. Посредством общения можно познавать, учиться, совершенствоваться, открывать что-то новое об окружающем мире и самом себе.
Понятие
Артикуляционная гимнастика (АГ) – это комплекс специальных упражнений, успешное и правильное выполнение которых позволяет укрепить мышцы артикуляционного аппарата – сделать их более подвижными, сильными, гибкими. Это необходимо для того, чтобы органы речи, участвующие в акте говорения и произнесения звуков (слов), «работали» слаженно и сформировали правильный речевой уклад и артикуляцию.
Речевое высказывание – это сложный двигательный навык, подразумевающий дифференцированную работу языка, неба, челюсти и голосовых складок. Уже с младенческого возраста новорожденный производит разнообразные движения языком, нижней челюстью, губами – как бы подготавливая себя к произнесению звуков.
Актуальность
Актуальность артикуляционной гимнастики обусловлена тем, что с каждым годом увеличиваются и усложняются речевые нарушения детей разных возрастов – от годовалых малышей до школьников. Наиболее полезным и эффективным для проведения коррекционной логопедической работы является возраст 5-6 лет. Дошкольники активно посещают детский сад, общаясь с друзьями, и уже начинают осознавать свои ошибки, стесняются их, следовательно, могут вообще отказываться говорить те или иные слова, звуки. Поэтому в 5-6 лет можно успешно начать логопедическую работу по устранению тех или иных нарушений.
Назначение
Основная цель артикуляционной гимнастики – подготовить артикуляторный аппарат, укрепить мышцы для правильного произношения звуков. Она необходима для того, чтобы наладить эффективное взаимодействие всех органов речевого аппарата, которое необходимо для правильного и целенаправленного произнесения звуков.
Виды
Пассивная АГ – подразумевает выполнение артикуляционных упражнений взрослым. Педагог (логопед) показывает малышу, как нужно делать, демонстрируя на своём примере. Постепенно такая гимнастика из пассивной формы переходит в пассивно-активную.
Активная АГ – ребенок выполняет все задания самостоятельно. Самое главное, чтобы они были ему понятны и доступны.
Все задания АГ подразделяются на:
- динамические: позволяющие разработать «застывшие» мышцы губ и языка, сделать их подвижными, а выполняемые действия – скоординированными, и способными переключаться с одного действия на другое;
- статические: формирующие способность удерживать определенную позу в течение нескольких секунд, с участием или без участия голоса.
Описание комплекса
Артикуляционную гимнастику проводят в начале занятия. Дошкольник сидит на стуле с прямой спиной. Данная поза позволяет располагаться в расслабленном состоянии, руки и ноги не напрягаются. Как правило, малыш сидит лицом к лицу педагога, чтобы он мог видеть все то, что делает логопед, либо они вдвоем располагаются возле зеркала. Место должно быть хорошо освещено. Каждое упражнение нужно повторить несколько раз.
В то время как ребенок выполняет задание, логопед внимательно следит за тем, как он это делает. Качественное выполнение приводит к тому, что в конечном итоге артикуляционная гимнастика достигает поставленной цели.
Правила
Основополагающее правило – регулярность выполнения упражнений. Для детей 5-6 лет они должны быть нескучными, разнообразными, увлекать детей. Также следует обратить внимание на следующие моменты:
- Систематичность. Их желательно выполнять 1-2 раза в день по 5-7 минут.
- Временной период. Каждое упражнение имеет свой определенный промежуток времени, в течение которого его необходимо выполнить, к примеру, задания на удержание позы рекомендуется выполнять в течение 7-10 секунд.
- Качество. Если дошкольник начинает утомляться и уставать, значит, постепенно падает эффективность, требуется поменять деятельность и дать возможность передохнуть.
- Оборудованное место. Артикуляционную гимнастику делеют перед зеркалом – ребенок должен смотреть то, что делает логопед, при этом имея возможность видеть себя.
- Точность повторений и плавность.
Артикуляционная гимнастика формирует базу (фундамент) для правильного произнесения звуков. Она проводится в начале занятия для того, чтобы дошкольник активизировал возможности своего речевого аппарата, вспомнил на бессознательном уровне то, что изучал ранее.
Не стоит посвящать много времени выполнению упражнений. Хватит 7-10 минут. Более длительная тренировка снижает качество и эффективность выполняемых действий.
Пошаговые занятия для детей
Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет входит в ежедневные занятия. Они обязательно начинаются с игровых моментов, например: «Давай сегодня мы поиграем в лошадку» или «Давай представим, что наш язычок – это горка для шарика». Также можно рассказать сказку про Волшебного Язычка, который будет помогать делать упражнения: «Жил-был Язычок в своем просторном доме (во рту). Однажды он проснулся, за окошком светило солнышко, ему стало очень радостно, и он улыбнулся («Улыбочка»). Язычок сел завтракать, а его любимым лакомством было вишневое (можно озвучить любимое варенье дошкольника) варенье с блинчиками («Вкусное варенье»)».
Сказку можно подстраивать под любой комплекс упражнений артикуляционной гимнастики в зависимости от поставленной цели. Полезно использовать картинки с изображениями языка и губ – на них наглядно показаны различные положения органов артикуляции. Со временем формируется картотека, которой очень удобно пользоваться. Деткам очень нравится, они с удовольствием повторяют за логопедом необходимые действия.
Каждый раз можно видоизменять данную сказку – язычок пошел в гости, на прогулку и т. д., встраивать в нее небольшие стихи, которые запоминаются. Дети с интересом ждут продолжения сказки и активно включаются, принимая участие в приключениях Язычка.
Возможные ошибки и их коррекция
Проведение артикуляционной гимнастики требует выполнения определенных правил, указанных выше. Если они нарушаются, то происходят следующие ошибки.
- Нерегулярность занятий. Гимнастика предназначена для формирования определенного навыка – правильной и координированной работы органов речевого аппарата. Пропуск занятий приводит к тому, что данный навык формируется и закрепляется медленнее.
- Нарушена последовательность упражнений. Сначала отрабатываются простые, постепенно осуществляется переход к более сложным. Если же ребенку начать показывать сначала сложные, то он их, скорее всего, не выполнит, потеряет интерес и мотивацию к продолжению занятий. Изначально простые действия, которые у него получаются, «подстегивают» его на следующие, более сложные.
- Неэмоциональность специалиста, сухая и скучная инструкция. Также приводят к потере интереса, нулевой эффективности проводимой работы.
- Если на занятии у малыша не получается отработать и закрепить определенную артикуляционную позу, то не стоит «отбрасывать» ее и переходить к новой. Нужно остановиться на достигнутом результате и продумать другие игровые приемы.
Рекомендации родителям
Бывает, что по каким-то причинам, нет возможности обеспечить своему сыну/дочери занятия с логопедом. Артикуляционной гимнастикой можно заниматься самостоятельно (желательно все-таки проконсультироваться со специалистом):
- Малыша необходимо познакомить с его органами речи – языком, губами. Это можно сделать с помощью историй о Язычке.
- На первых этапах обязателен зрительный контроль – он обеспечивается наличием большого или маленького индивидуального зеркала. В течение всего занятия задаются наводящие вопросы – что делает язычок? губки? где они находятся?
- Постепенно увеличивается темп, при этом акцент делают на точности и плавности выполнения.
- Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалисту, если возникают какие-то вопросы и непонятные моменты.
Своевременная диагностика и начало коррекционной работы, включающей артикуляционную гимнастику, помогут добиться положительных результатов. Правильное произношение, грамотная, связная речь – основные показатели готовности ребенка к школьному обучению. Всего лишь несколько минут в день, посвященных занятиям, помогут вашему малышу скорректировать имеющиеся недостатки в произношении и сделают его речь правильной.