Рекомендации доктора Комаровского детям 3-х лет с задержкой речи
Популярный педиатр Комаровский Евгений Олегович акцентирует внимание родителей на том, что, кроме приема таблеток, нужно заботиться о здоровом образе жизни, создании благоприятных условий для роста детского организма. В вопросах развития речи он также рекомендует не искать волшебного средства, которого просто не существует. Лечение не может проводиться по общей схеме, поскольку причины отклонения могут быть соматическими, психологическими.
По мнению доктора Комаровского, критическим является отсутствие положительной динамики в возрасте трех лет. Важно, чтобы была тенденция к увеличению активного словаря. Если в 2,5 года малыш говорит, так же, как и в 2, необходимо обращаться за помощью к специалистам.
Профилактика задержки речи
Еще 100 лет назад люди не знали о таком диагнозе, как аутизм. Современный образ жизни привел к уменьшению «живого общения» между людьми. И дети, и взрослые окружены гаджетами, и совсем не проводят время вместе.
Признаки ЗРР до года:
- отсутствие гуления;
- у ребенка нет эмоциональной реакции на родителей.
Как избежать задержки произношения и помочь малышу разговориться? Во-первых, необходимо постоянно общаться с ребенком. Начинать нужно до его рождения, за три месяца до родов. Это могут быть песни, монолог. Разумеется, он не слышит полноценной речи, но улавливает звуковые волны. Вскоре после появления на свет кроха станет различать голоса мамы и папы.
После 1,5 лет словарный запас в норме пополняется достаточно быстро. Этому способствуют развитие мелкой моторики, общение с друзьями, развивающие и познавательные игры. Чтобы уделить ребенку внимание, не обязательно бросать все дела: готовите на кухне – знакомьте его со столовыми предметами, можно не только называть их, но и характеризовать по признакам.
Во-вторых, обязательно читайте книги. Важно не рассказывать сказки и истории, а именно читать. Так обогащается словарный запас малыша. Сопровождайте свою речь жестами, мимикой, ваш кроха будет их копировать и так познавать мир, знакомиться с эмоциями.
Ни в коем случае не сюсюкайте с ребенком, недопустимо смешивать нормальные звуки и невнятное уменьшительно-ласкательное обращение. Мелодичность, пение на родном языке будут полезны в любом возрасте.
На что стоит обратить внимание
Речевое развитие у каждого человека протекает индивидуально. Если в 2 года малыш не говорит, но может выполнить двойную просьбу взять предмет и принести его, это является вариантом нормы. Значит, пассивный словарь сформирован, но не наступила еще активная фаза развития. Убедитесь, что нет проблем со слухом, если кроха не заговорил до трех лет. Врач-отоларинголог не только проверит слуховой аппарат с помощью аудиограммы, но и выявит анатомические особенности артикуляционного аппарата.
Почему вреден телевизор? Для формирования мышления необходим коммуникативный элемент, которым при общении с родителями является мама или папа. Они обозначают связь между предметом и действием. Картинка на гаджете, какой бы красочной ни была, не выполняет эту функцию. Специалисты не рекомендуют просмотр телевизора до 3-х лет. Недостаточно просмотра передач или мультфильмов, хотя это один из элементов знакомства со звуками, алфавитом.
Часто дети копируют слова главных героев мультипликационных фильмов, но это происходит неосознанно. Они могут запомнить названия предметов, но при просьбе показать их или принести, не смогут этого сделать.
Материнской любви всегда в избытке, но гиперопека в данном случае может навредить. Ребенок, которому преподносят все на подносе, не будет утруждать себя разговорами. Зачем, ведь и так все у него прекрасно. Из-за того, что с ним не говорят, как со взрослым, он может сокращать слова до слогов ма-, па- и т. д. Ошибка родителей в том, что они не уделяют внимания и не воспринимают ребенка, как личность.
Еще один тезис Комаровского состоит в том, что не существует «волшебных» таблеток от задержки речи. Медикаментозным путем преодолевают органические сопутствующие причины при их наличии. В остальном, они ничего не меняют кардинальным образом.
Принимать лекарства необходимо только по назначению врача, а не наслушавшись советов других родителей. Чтобы избежать осложнений во время курса терапии, наблюдайте за реакцией детского организма на препараты.
Не стоит зацикливаться на быстром темпе развития речи, сравнивая собственное дитя с его ровесниками. Подумайте, может быть это свойственно его темпераменту или вы проводите с ним недостаточно времени. При появлении явных признаков задержки речи обратитесь к педиатру, неврологу, которые помогут диагностировать недуг при его наличии. Раннее выявление отставания в формировании речевых навыков в большинстве случаев успешно устраняется с помощью комплексной терапии.