Что такое стертая дизартрия: классификация, симптомы, причины, прогноз и профилактика

Стертая дизартрия − нарушение речи, проявляющиеся в расстройстве произношения, темпа, тембра, ритма, неправильной постановки ударения (просодического компонента). Последние исследования показали, более 40% детей от 4 до 6 лет имеют логопедические отклонения, 10% из них − стертая дизартрия. Этиология болезни − микроорганические поражения головного мозга. Учитывая распространенность дефекта, совершенствуются методы коррекции и диагностики патологии.

Описание патологии, отличие стертого вида

Стертая форма дизартрии – распространенная патология

Заболевание свойственно для дошкольников. Проводились исследования в специальных логопедических группах дошкольных учреждений, где выявлен дизартрический компонент у 50% детей с ОНР (общим недоразвитием речи) и 35% с ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие). Изучением болезни занимались многие логопеды-дефектологи: Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова, О. В. Правдина, Р. И. Мартынова, Е. Ф. Соботович. Термин «стертая дизартрия» был изменен в послесоветское время на МДР (минимальное дизартрическое расстройство).

Органы артикуляционного аппарата оснащены нервными волокнами, клетками, передающими или принимающими сенсорные импульсы, за счет чего происходит правильное произношение звука. При дизартрии иннервация ослаблена, недостаточна для четкого говорения. Патология имеет несколько видов, отличающихся по степени тяжести, вовлеченности органов речевого аппарата.

Вид дизартрии Основные отличия
Стертая Нарушено движение артикуляционных органов, недоразвита мелкая и общая речевая моторика, дефекты произношения нечетки, имеют стертую форму.
Выраженная Нарушения проявляются в произношении, построении, осмыслении речи. Изменен голос, тембр, ритм, интонационная выразительность отсутствует. Трудно понять, о чем говорит малыш.
Анартрия Происходит паралич речевых органов: языка, гортани, губ, глотки, что сказывается на возможности говорения. Ребенку трудно произнести звук. Редко отмечается нарушение глотания.

В зависимости от локализации поражения, выделяют несколько форм патологии:

  • Псевдобульбарная. Нарушается из-за врожденных или перенесенных в детстве инфекционных поражений головного мозга. Заметить патологию можно с грудного возраста: малыш плохо берет соску, не может сосать грудное молоко, амимия лица, нарушено глотание, повышено слюноотделение. В дошкольном и школьном возрасте псевдобульбарная форма характеризуется нарушением речевого дыхания, непроизвольными движениями, неровностью голоса, монотонной речью, язык напряжен, отодвинут кзади. Выделяют легкую, среднюю и тяжелую форму.
  • Корковая. Нарушена моторика артикуляционного аппарата. Детям трудно переключиться с одного звука на другой. При отдельном произношении речь четкая, в потоке возникают замены, трудности в сочетании согласных. Схожа патология с дислалией.
  • Мозжечковая. Наблюдается у малышей нечасто, характеризуется отрывистыми звуками, скандированием (выкриком) отдельных звуков.
  • Подкорковая. Характерны гиперкинезы (непроизвольность движений мышечной мускулатуры лица, речевого аппарата), нарушение мышечного тонуса.  Связана с поражением подкорковых узлов головного мозга. У детей с подкорковой дизартрией развито говорение, малыш может играть, произносить слова, предложения. Внезапно в результате артикуляционного спазма малыш замолкает, не может ничего сказать. Язык становится напряженным, при попытках говорить прорываются гортанные звуки.
  • Бульбарная. Название связано с очагом болезни − продолговатым мозгом, имеющим луковичный вид (bulbus − луковица). Причина в травматическом, опухолевом или воспалительном процессе. В результате у человека повреждается несколько нервов, отвечающих за говорение: подъязычного, блуждающего, языкоглоточного, реже − лицевого, тройничного. Отличительным признаком является затрудненное глотание жидкой, пережевывание твердой пищи, паралич мышц.

Стертая дизартрия − легкий вид нарушения речи. Родители не всегда замечают патологию в дошкольном возрасте. Нередко ребенок ничем не отличается от сверстников, пока не начнет обучаться в школе, где возникают проблемы с четким произношением звуков.

Формы дизартрии

Как проявляется патология

Симптомы стертой дизартрии зачастую ярко не проявляются у дошкольника. В современной школе, в каждом классе можно встретить ребенка с патологией, который нечетко говорит, плохо ест в столовой. Логопеды-дефектологи утверждают, распознать болезнь можно до поступления в детский сад. Если с раннего возраста малыш не любит пережевывать пищу, отрицательно относится к грубой еде: яблоко, морковь, капуста, мясо, хлеб, стоит насторожиться. Необходимо постепенно приучать ребенка к твердым продуктам, давать небольшое количество на начальном этапе. Потакание (готовка только жидких блюд, перетирание пищи) приводит к задержке развития артикуляционного аппарата.

Логопеды указывают на ряд специфических признаков стертой формы дизартрии у детей, распознать которые можно в возрасте 5-6 лет.

Общая моторика

При нагрузках дети быстро устают, объем активных движений ограничен. Возникает неловкость в двигательной сфере на танцевальных, музыкальных занятиях. Ребенок не может повторить четко за взрослым имитацию: как летит самолет, как режут капусту, как марширует солдат и т. д. Трудно даются игры на ускорение темпа, малыш отстает, производит неверные действия, сложно переключается с одного движения на другое. На физкультурных занятиях детям не удается простоять на одной ноге, пробежать или пройтись по мостику, перекладине.

Мелкая моторика рук

У детей с данным диагнозом в 80% случаев после рождения ставят гипертонус рук, ног, что связано с общим напряжением мышц. Им сложнее сверстников дается застегивать пуговицы, завязывать шнурки, развязывать шарф, держать столовые приборы, карандаш. На занятиях по рисованию тяжело лепить, создавать аппликацию, работать с мелкими предметами.

Выявить патологию поможет простое домашнее упражнение − игра для рук. Необходимо показывать ребенку фигуры из сложения пальцев: замок, колечки, очки, горка. Малышу трудно овладеть руками, скопировать движения взрослого. Дома и в детском саду ребенок не проявляет интереса к игре в конструкторы, собиранию пазлов, мозаики, кубиков, всему, что состоит из мелких деталей. У школьника заболевание приводит к сложностям в овладении чтением, письмом. Ученик может путать звуки, неверно писать буквы, заменять их в словах.

Общее речевое развитие

По общему развитию речи малышей с МДР можно разделить на 3 группы. В первую входят ребята с неправильной просодикой и звукопроизношением. Симптоматика схожа с дислалией, что усложняет логопедическую диагностику без дополнительного медицинского обследования ребенка. Подтвердить или опровергнуть диагноз может невролог. При нарушенном произношении и просодике малышу трудно сказать сложное слово или состоящее из нескольких согласных, чередующихся подряд: сковорода, спрятался, пуговица, спотыкается и т. д.

Во вторую группу входят дети с дополнительным нарушением фонематического слуха. В речи встречаются замены и повторения букв, слогов, нарушение грамматики и лексики. Словарный запас отстает от возраста, начиная с дошкольного возраста. Дети с ФФН и стертой дизартрией направляются в специальный детский сад с логопедическим уклоном.

Логопедическая группа в детском саду

Третья группа схожа со второй по комплексу нарушений (просодика, звукопроизношение, фонетика), но отличается тяжестью протекания. У детей отмечается стойкое нарушение иннервации, минимальный словарный запас, несвязное высказывание мыслей, ошибки в грамматическом строе речи. Малышу трудно правильно услышать и воспроизвести звуки.

Если ребенку поставили первую, вторую или третью группу ОНР в связи со стертой дизартрией, необходимо пройти медико-психолого-педагогическую комиссию. По ее заключению ребенок направляется в специальное дошкольное учреждение, где присутствуют логопедические группы различной сложности.

Просодика

Просодикой называют оформление речи − тембр, интонация, ритм, темп, выразительность. У детей со стертой дизартрией она резко снижена. Темп говорения замедлен, содержит паузы, либо стремителен. В последнем случае скороговорение связано с укороченным выходом, когда ребенок говорит на вдохе. Чтобы понять, имеется ли нарушение просодики, родителям стоит поиграть с малышом в игру «Как говорят животные». Речь будет монотонна, не окрашена эмоционально, без повышения или понижения голоса при смене животных.

Звукопроизношение

В логопедии имеются смежные диагнозы, которые трудно дифференцировать. Дислалия и дизартрия относятся к таковым. На начальном этапе дефектологи нередко приступают к коррекции первого и, не наблюдая положительной динамики, обнаруживают вторую патологию. У ребенка при диагностировании заболевания есть выраженное искажение звуков, смешение, замена. Отличить от дислалии болезнь можно по просодике, которая не нарушена в первом случае. При стертой дизартрии ребенку трудно говорить сложные слова, характерно проявление межзубного произношения.

Отличия дислалии от стертой дизартрии

Логопеды разработали для родителей специальный список симптомов, характерных именно для стертой дизартрии:

  • нарушение письменной речи в школе: пропуск букв, окончаний, замена;
  • недостаточно четкая артикуляция звуков наряду с напряжением мышц речевого аппарата;
  • замедленное или слишком быстрое говорение;
  • просодическое расстройство;
  • сложности в постановке смыслового ударения;
  • гипертонус мышц артикуляционного аппарата.

Причины патологии

Логопеды и неврологи насчитывают множество скрытых и явно выраженных причин, способствующих развитию заболевания. Механизм возникновения нарушения связан в 60% случаев с инфекционным поражением головного мозга в перинатальный или послеродовой период. Не исключен фактор наследственности, если мама или папа страдали данной патологией в детстве.

К распространённым факторам, стимулирующим развитие дизартрии, относят:

  • неправильное развитие плаценты;
  • токсикоз в период вынашивания малыша;
  • инфекционные поражения мозга у новорожденного;
  • стремительные или длительные роды;
  • перенесенное вирусное заболевание во время беременности;
  • несовместимость резус-фактора.

Диагностика

На консультации у невролога

Сложность в постановке диагноза заключается в его дифференцировании. Необходимо отличить дизартрию от дислалии и афазии, имеющих схожую симптоматику. Логопеды могут поставить точный диагноз малышу от 2 лет, когда можно говорить об отставании в развитии речи, патологии процесса говорения. До 2 лет следует показать ребенка неврологу, пройти ряд диагностических процедур при подозрении на дизартрию. В комплекс обследования могут включить:

  • МРТ головного мозга;
  • электронейрографию;
  • электромиографию;
  • электроэнцефалографию.

Неврологи выделили ряд признаков, характерных для ранней дизартрии. Родители могут самостоятельно заподозрить болезнь по перечню симптомов.

Неврологи ставят до года диагноз «стертая дизартрия», если:

  • ребенок плохо сглатывает слюну, не умеет пережевывать пищу;
  • малыш не умеет сосать грудное молоко, отсутствует сосательный рефлекс;
  • при рождении и после у крохи нет крика, или он выражен незначительно.

Р. И. Мартынова советовала проводить диагностику на основании наработанных годами наблюдений за маленькими пациентами. Обращать внимание стоит на физический, неврологический, психический статус малыша. У детей наблюдается сниженная физическая активность, маленький рост (зачастую), узкая грудная клетка. С неврологической стороны выявляют изменение тонуса мышц, нарушение функций вегетативной системы, гиперкинезы, повышенную потливость, слюноотделение, невыраженные парезы. Психиатры отмечают неустойчивое, рассеянное внимание, ослабление мыслительной деятельности, затруднения в запоминании.

Коррекция и лечение

Вылечить самостоятельно заболевание не получится, нужна помощь медиков и логопеда-дефектолога. Коррекция нарушения включает прием медикаментов, если речь идет об органических поражениях мозга, нервных расстройствах. Большую роль играют занятия с логопедом, направленные на правильную постановку речи.

Прием лекарств

Ноотропные препараты

Медикаментозную терапию может назначать только врач на основе лабораторной диагностики. Лекарства назначаются, как правило, при поражении головного мозга. В остальных случаях требуется коррекция со стороны логопеда-дефектолога, лечение и наблюдение у невролога. Специалисты должны работать слаженно, параллельно, чтобы достичь хорошего результата.

При стертой дизартрии неврологи назначают медикаменты из группы ноотропов, применять которые нельзя без назначения доктора:

  • Глицин;
  • Энцефабол;
  • Пантогам;
  • Кортексин;
  • Семакс;
  • Фенибут.

Терапия при стертой дизартрии комплексная, включает несколько методов. Проводят лечение на дому с посещением необходимых специалистов. Главная задача − помочь малышу освоить правильную речь, письмо и чтение, общаться без страха.

Логопедическая коррекция

Лечить стертую дизартрию непросто, терапия занимает длительное время, зависит от тяжести поражения. Логопедом-дефектологом проводится специальная подготовка, заключающаяся в подборе упражнений, игр для отдельного ребенка. Составляется речевая карта, где указываются данные диагностики, результаты коррекции. Могут использоваться современные компьютерные программы, тренажеры для устранения проблемы.

Артикуляционная гимнастика

Логопедическая коррекция включает несколько этапов:

  • всестороннее развитие речи малыша;
  • массаж для разработки и стимуляции лицевых мышц;
  • автоматизация при звукопроизношении;
  • закрепление правильного говорения.

Реализуются задачи через пальчиковые игры, развитие общей и мелкой моторики рук, дыхательной гимнастики, голосовых упражнений, оптимизации речевой моторики.

Логопед совместно с неврологом может посоветовать посещать ряд процедур:

  • ЛФК;
  • гирудотерапию;
  • различные виды массажа;
  • иглоукалывание;
  • акупрессуру.

Занятие ЛФК

Перечисленные методы не нашли исследовательского точного подтверждения об эффективности относительно речевых расстройств. Могут использоваться, как дополнительные, по совету доктора и желанию родителей.

Прогноз

Стертая форма болезни является легкой, что облегчает процесс коррекции и лечения. Важно вовремя обратиться за помощью к неврологу, логопеду, пройти курс терапии. Более 80% родителей отмечают явные улучшения в речи детей после работы специалистов. Скорректировать дизартрию по времени быстрее и проще в дошкольном возрасте, когда малыш не поступил в школу. В 70% случаев удаётся полностью устранить внешние проявления болезни, сделать процесс обучения и общения для ребенка увлекательным и легким.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Прочитали! Пожалуйста, оцените статью!
(Пока оценок нет)
Оставьте свой комментарий
Поделитесь своим мнением о статье. Что показалось вам особенно полезным, как данная информация помогла в решении проблемы?




ВНИМАНИЕ! Информация, опубликованная на сайте, носит информационный характер, не является рекомендацией к применению и представлена исключительно в ознакомительных целях. Любое практическое использование возможно только после консультации с логопедом!
Наверх