Можно ли вылечить сложную дислалию, описание патологии, методы коррекции
Сложная дислалия − это дефекты звукопроизношения, связанные с неправильным развитием фонематического слуха, говорения. К возрасту 4-5 лет заканчивается формирование речи, ребенок произносит большинство распространенных в обиходе слов, умеет складывать их в предложения.
В этот период выявляются первые дефекты в произношении звуков, 30% дошкольников страдают от дислалии. Нарушение не влияет на словарный запас, умение логично высказывать мысль, выстраивать предложения, текст, грамматический строй речи, умственные способности малыша.
При дислалии ребенок неправильно воспринимает на слух звуки, что влияет на говорение. Либо он верно слышит, но произносит искаженно. У 15-20% младших школьников (1-2 классы) диагностируется патология, мешающая ребенку в обучении. Успеваемость снижается по русскому языку, литературной речи, где основным звеном является фонетика. Дефект не связан с нарушением слуха, неправильной работой нервной системы и проводящих путей, связывающих речевой аппарат и ЦНС (центральную нервную систему). Ранняя диагностика сложной дислалии позволяет успешнее преодолеть патологию, повышает результативность коррекции.
Особенность сложной дислалии
Дислалия бывает простой и сложной. В первом случае дефект связан с неправильным воспроизведением определенной группы звуков. Ребенок искаженно воспринимает на слух свистящие (ц, з, с), шипящие (ш, ч, ж, щ), сонорные (л, р, н, м). При произношении данных звуков происходит замена, например, звук Ш на Щ, Р на Л, Ж на Ш. При простой форме в 60% нарушено произношение одного звука, коррекция проходит легче, ребенок за 1-3 месяца работы с логопедом научается правильному говорению.
Сложная дислалия труднее поддается коррекции. При позднем диагностировании патологии не удается полноценно восстановить речевой аппарат. Если родители в дошкольном возрасте замечают у малыша первые признаки подмены звуков, необходимо обращаться за помощью к логопеду, или пробовать собственными силами справиться с дефектом речи. При поступлении в 1 класс, когда начнется фонетика (произношение звуков), школьнику будет труднее помочь. Нарушение речи повлияет на письмо.
Сложная форма отличается искаженным восприятием звуков, входящих в разную фонетическую группу. У ребенка может быть нарушено произношение свистящих, сонорных и шипящих одновременно. Дети путают звонкие и глухие (вместо «шарф» слышат «шарв»).
У малышей до 3 лет рано говорить о дислалии относительно сонорных звуков. Правильное произношение данной группы приходит позже.
Классификация
Существует 2 основные формы сложной дислалии у детей дошкольного возраста − органическая и функциональная. Классификация основана на причинах неправильного звукопроизношения, локализации дефекта. Органическая (механическая) форма связана с повреждением речевого аппарата, функциональная – с неправильным воспроизведением группы звуков при освоении речи. Редко встречается комбинированный тип, когда причиной сложной формы становится органическое нарушение в строении артикуляционного аппарата, недостаточная развитость фонематического слуха.
Механическая форма
Трудно поддается коррекции, ее истоки в неправильном говорении, связанном с органическими дефектами мышечного и костного строения периферического артикуляционного аппарата:
- дефекты в строении нёба;
- маленькая уздечка (находится под языком);
- аномалии прикуса;
- толстые или тонкие губы;
- неправильное расположение зубов (выступы или впадины);
- большой или маленький размер языка.
Нарушения могут быть врожденные или приобретенные. Успешность коррекции во многом зависит от параллельного медицинского воздействия на проблему.
Фонетическая форма
Диагностируется при полном отсутствии органических нарушений со стороны артикуляционного аппарата. Основа патологии − неправильное восприятие речи в раннем детском возрасте.
Уже с первого года у малыша формируется фонетический слух. Рекомендация логопедов: прекратить к данному возрасту детские «лепетания» со стороны взрослых. Следует произносить слова полноценно, так, как положено по правилам русского языка, без уменьшительно-ласкательных и сокращенных приемов.
Причины развития фонетической формы:
- Неправильный пример со стороны родителей (двуязычие в семье, подражание детскому лепету).
- Задержка развития речи.
- Задержка психического развития.
- Соматические болезни.
- Неблагоприятное окружение (взрослые не разговаривают с малышом, имеют речевые нарушения).
У дошкольников дислалия может быть вызвана дизартрическим компонентом, когда неправильное говорение связано с нарушенным тонусом мышц речевого аппарата. Чрезмерное напряжение или слабость языка, губ, щек приводят к искаженному произношению. Диагностировать расстройство можно самостоятельно при внимательном наблюдении за ребенком. У малыша часто открыт рот, свыше нормы текут слюнки, язык выглядывает наружу (вялость мышц). Ребенку трудно высунуть язык вперед, губы напряжены, плотно сомкнуты (повышенный тонус).
Сложную дислалию делят на подвиды:
- Артикуляторно-фонетическая. Проявляется в виде неверно усвоенных звуковых позиций, малыш неправильно располагает язык, губы, зубы во время произношения определённого звука.
- Артикуляторно-фонематическая. Ребенок верно воспринимает звуки на слух, но не может правильно управлять речевым аппаратом. В результате происходит неправильное произношение.
- Акустико-фонематическая. Дефекты звукового оформления речи, связанные с неверной интерпретацией звука и последующим неправильным говорением. Ребенок слышит вместо Р звук Л, в речевом аппарате дается команда на произношение последнего звука, в результате вместо «рыба» произносится «лыба».
В зависимости от дефекта говорения, относящегося к определённой группе звуков, выделяют следующие виды:
- Ротацизм (дефекты в произношении звука Р).
- Сигматизм (распространённый тип искажения шипящих звуков: с, з, ц, ш, ж, щ,ч).
- Ламбдацизм (нарушено произношение звука Л).
- Йотацизм (неверно проговаривается Й).
- Хитизм (неправильно говорится звук Х).
- Гаммацизм (нарушено произношение звука Г).
- Каппацизм (К).
Диагностика
Диагностика сложной дислалии включает несколько этапов.
- Сбор анамнеза (сведений) начиная с перинатального развития ребенка. Логопеда интересуют наличие или отсутствие патологий во время вынашивания малыша, неврологические диагнозы в раннем возрасте, травмы опорно-двигательного аппарата.
- С помощью дидактического материала (карточки с предметами, животными, для детей школьного возраста буквы) выявляют дефекты произношения. Логопедический материал позволяет понять, какая группа звуков нарушена при говорении.
- Школьнику предлагается прочитать и прослушать 2 разных текста. Задание необходимо для выявления формы патологии. Логопед понимает, нарушен ли фонетический слух.
В логопедическом диагнозе прописывается название нарушения (сложная или простая дислалия), вид (акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая, артикуляторно-фонематическая) и форма дислалии (органическая или функциональная), разновидность дефекта.
Методы коррекции
Лечением сложной дислалии занимается логопед, иногда требуется совместное ведение пациента с медицинским работником. Логопедическая коррекция при патологии имеет не только задачу восстановления естественного звукопроизношения. Педагог занимается развитием коммуникабельности, психических процессов, учит отличать группы звуков.
Работа ведется по 3 направлениям в зависимости от причин развития сложной дислалии:
- Если стимулирующим фактором стала функциональная форма, логопед развивает процессы фонетики, речевую моторику. При механической форме коррекция планируется после оперативного устранения причины. Ребенок проходит лечение у ортодонта, хирурга, стоматолога.
- С помощью логопедических упражнений, приспособлений, педагог учит малыша осваивать проблемные звуки, правильность произношения, ставит артикуляционный аппарат. Упражнения проводятся с использованием зеркала, чтобы ребенок мог наблюдать за движениями языка, губ, щек при подражании логопеду.
- Логопед добивается закрепления правильного произношения звуков в обыденной речи. Строятся предложения с использованием проблемных фраз, составляются словосочетания, читаются скороговорки. Важно определить, что ребенок способен не только верно читать и воспроизводить, но и слышать произнесенный звук.
Курс лечения длится от полугода, рекомендуется 3 занятия с педагогом в неделю.
Профилактика, советы родителям
Для предупреждения дислалии необходимо постоянно заниматься речевым развитием малыша. С малых лет разговаривать с крохой, объяснять, как называются предметы, играть в игры, подразумевающие произношение сложных звуков (например, как «говорят» животные). Правильный и здоровый образ жизни с рождения стимулирует активную деятельность всего организма, в том числе артикуляции. Закаливание, массаж, упражнения, подвижные игры будут одной из тактик профилактики нарушений развития речи.
Родителям нужно помнить:
- малышам необходимо читать сказки;
- рассказывать о собственных действиях;
- пояснять явления природы, непонятные слова и выражения;
- проводить с малышом с ранних лет артикуляционную гимнастику;
- со школьником можно заучивать скороговорки наизусть;
- при первых признаках расстройства речи обращаться к логопеду.
Сложная дислалия, несмотря на серьезность патологии, поддается лечению. Процесс восстановления речи будет зависеть от своевременности терапии.