Ребенку уже 3 года, а он плохо говорит. Как быть?

Речь – это средство общения между родителем и ребенком, между детьми, взрослыми. Рождаясь, маленький человечек постепенно проходит несколько этапов, которые закладывают основы развития речи. Поэтому если ребенок в 3 года плохо говорит, то на это стоит обратить внимание.

Хотя многие современные родители считают, что их сын или дочь рано или поздно заговорит, логопеды «бьют тревогу» − чем позже ребенок начинает говорить, тем хуже будет готов к обучению в школе (путаница в написании, чтении букв, замена слогов и т. д.), тем больше будет отставать в развитии от сверстников.

Современные дети с речевой патологией сильно отличаются от детей, рожденных десять лет назад. В те года преобладающее большинство обращалось к логопедам с проблемой нарушенного звукопроизношения. Сейчас же трудности гораздо серьезнее и требуют значительных усилий как со стороны ребенка, так и со стороны врачей, родителей, учителей-логопедов, дефектологов.

Актуальность

Современная реальность такова, что нарушения речи различной степени тяжести встречаются все чаще. К тому же они могут сопровождаться психической патологией, а зачастую каждый младенец, имеющий неврологическую патологию, начинает говорить поздно, допуская многочисленные ошибки.

Девочка молчит.

Радует тот факт, что за последние несколько лет увеличилось количество обращений родителей к специалистам за консультацией − невропатологам, логопедам, дефектологам − по поводу плохо или совсем не говорящих детей.

Уважаемые родители, обратите внимание на то, что если ваш малыш не заговорил самостоятельно к 3–3,5 годам, то сделать сам он этого уже не сможет – ему необходима помощь соответствующих специалистов!

Статистика

Данные статистики неутешительны – современные дети часто рождаются с патологией речевых центров, поэтому начинают говорить гораздо позже. В лучшем случае это будут нарушения звукопроизношения, в худшем – полное отсутствие речи.

Нормы речи к трехлетнему возрасту

Как уже упоминалось выше, после рождения, малыш проходит несколько стадий, которые позволяют подготовить речевой аппарат к произношению звуков, слогов, а затем слов. Каждая из стадий должна протекать в свое определённое время. Например, отечественный психолог А. Леонтьев выделяет следующие периоды речевого развития:

  • Крик. Малыш, только что родившийся из утробы мамы, извещает ее, весь мир, что он появился на свет, а последующие несколько недель он сигнализирует своим криком, что у него что-то не так – хочет есть, спать, устал. К тому же с помощью крика новорожденный тренирует свою дыхательную, артикуляционную системы, голосовые связки.
  • До 6 месяцев ребеночек гулит, издавая звуки, похожие на музыкальные: агу, муу и др.
  • До года малыш лепечет, произнося отдельные слоги.

Очень важно с ребенком разговаривать, чтобы ему хотелось повторять за своими родителями, и таким образом поддерживать его интерес к произнесению отдельных слогов или слов.

  • После года дошкольник начинает произносить свои первые короткие слова, которые могут объединять в себе значение похожих слов: машиной будет весь проезжающий транспорт, едой – все съедобные продукты.
  • Полтора года – растет словарный запас, кроха уже произносит двух или трехсловные предложения, не используя пока что предлоги.
  • К трем годам в речи появляются предлоги. Их произнесение может быть еще неправильным, они могут не согласовываться со словами, но, как правило, после нескольких исправлений взрослым, малыш понимает, запоминает, как говорить правильно. К сожалению, дети, которые имеют повреждения в речевых центрах головного мозга, на этих исправлениях внимание не акцентируют и продолжают говорить, как привыкли – неправильно.

Что должно насторожить родителей

  • Новорожденный в 3 месяца не поворачивается на голос взрослых.
  • В 6 месяцев не реагирует на эмоционально окрашенный фактор, при этом не ищет источник звука.
  • Отсутствие в лепетных звуках «м», «п», «б».
  • К году никак не реагирует на свое имя, не понимает часто употребляемые взрослыми простые слова. А для того чтобы привлечь внимание мамы, использует крик.
  • К 2 годам не может на картинках показать таких животных, как, кошка, заяц, мишка.
  • В 3 года ребенок почти не говорит. Также к 3 годам испытывает трудности при понимании двусоставных конструкций: «Возьми машинку и принеси маме». Часто использует указательные жесты, предпочитает мычать, давая возможность родителям угадывать, что он хочет.
  • К 4 годам не может ответить на простые вопросы: «Как тебя зовут?», имеются многочисленные искажения звукопроизношения, в речи использует простые короткие фразы.

Причины и механизмы физиологического и патологического отклонения

Основная причина – недоразвитие и (или) повреждение центральной нервной системы. Нарушения могут возникнуть в любой момент – начиная от момента зачатия, внутриутробного развития, момента родов, а также в течение первого года жизни. Почему так происходит?

Девочка плохо говорит.

К преобладающим причинам относят:

  • Внутриутробная патология, вызванная инфекцией или токсическим воздействием.
  • Резус-конфликт матери и ребенка.
  • Травма во время родов.
  • Обвитие пуповиной, что вызывает кислородное голодание и повреждение клеток головного мозга.
  • Возможные проблемы со слухом.
  • Черепно-мозговые травмы (ЧМТ), нейроинфекции.
  • Наследственный фактор.
  • Социальные факторы – педагогическая запущенность, плохие условия воспитания, негативная эмоциональная среда, в которой находится дитя.

Хотелось бы отметить, что достаточно всего одного фактора, чтобы вызвать определённые нарушения. Однако, как правило, негативно воздействовать могут сразу несколько причин.

Логопедическая диагностика

На первый взгляд может показаться, что плохоговорящий и не говорящий трехлетний малыш − это практически одно и то же. Только обратившись к логопеду можно понять, что такой дошкольник может иметь различные трудности:

  • Моторная алалия. Он понимает обращенную к нему речь, однако, в силу того, что поражены нервные клетки, позволяющие осуществить речевой акт, не может ничего произнести.
  • Сенсорная алалия. Теоретически малыш может произносить отдельные звуки и слова, но он не понимает того, что говорит. Следовательно, собственная речь не актуальна и не формируется.
  • Дизартрия. Речь сохранна, она активно формируется, однако, в силу пораженного артикуляционного аппарата (волчья пасть – отсутствует перегородка между ротовой и носовой полостью; заячья губа – присутствует расщелина губы; в результате этих врожденных дефектов нарушена работа губ и языка) слоги и слова произносятся нечетко, неразборчиво и непонятно. Речь дизартрика напоминает словесную «кашу».
  • Афазия. До определенного момента младенец рос и развивался нормально, речевое развитие соответствовало возрастным нормам, но в результате травмы головного мозга, начался распад речи и малыш забыл все, что знал. При данном дефекте слух сохранен, губы и язык функционируют правильно.
  • Задержка речевого развития (ЗРР). Существует мнение, что до 5 лет еще можно надеяться на то, что структуры головного мозга, ответственные за речь, дозреют и ребенок заговорит.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). На фоне нарушения звукопроизношения возникают трудности с чтением и письмом (дети пишут, как слышат и др.).

Таким образом, только специалист (в данном случае логопед) сможет определить, какие именно трудности скрываются за общим понятием «неговорящий ребенок» и наметить программу коррекционного воздействия. Также невропатолог или детский психиатр могут уже в 2-3 года поставить диагноз раннего детского аутизма, который проявляется в том, что ребенок не только плохо говорит, но и отличается необычным поведением, отсутствием эмоций.

Вывод

Для того чтобы начать заниматься с плохо говорящим малышом, необходимо сначала выявить все имеющиеся трудности, прояснить непонятные моменты, а также найти хорошего специалиста своего дела.

К кому и куда идти в том или ином случае

В настоящее время за профессиональной помощью обращаются не только к логопедам, так как нарушения речи могут сопровождаться целым «букетом» проблем.

Дефектолог – помогает преодолеть трудности в когнитивной (познавательная деятельность, включающая сознание) сфере, развивая и расширяя познавательные возможности дошкольника.

Занятие с дефектологом

Психолог – помогает устранить негативные эмоции, изменить мотивационную составляющую, повысить самооценку.

Нейропсихолог – развивает психические познавательные процессы у тех детей, которые не имеют неврологической патологии, однако речь которых значительно отстает от их возрастной категории.

Коррекция и лечение (педагог, психолог, медицина, родители)

Коррекцией имеющихся трудностей занимаются педагоги, логопеды, в этом им активно помогают родители. Лечение органической патологии назначают врачи.

  • Медикаментозное лечение. Невропатолог назначает препараты в зависимости от жалоб родителей, часто это могут быть нейротропные средства, стимулирующие созревание нервных клеток, витамины, тонизирующие или успокаивающие лекарства, улучшающие мозговое кровообращение.
  • Логопед. Система коррекционных занятий предусматривает стимуляцию активной речи у дошкольника (начинают упражнения с изучения членов семьи, частей собственного тела и др., постепенно задания усложняют и тем самым ребенок учится и запоминает информацию с помощью логопеда). Используется артикуляционная гимнастика, различные игры, а также по показаниям проводится логопедический массаж.
  • Психолог. Развивает высшие психические функции, обогащает двигательную сферу, развивает мелкую моторику.
  • ЛФК. Лечебная физкультура помогает не только логопедам, но и психологам. Ее можно использовать в различных целях, а главное – научить ребенка новым двигательным навыкам.
  • Массаж. Показан детям с нарушенным мышечным тонусом – расслабляет или, наоборот, тонизирует различные группы мышц.
  • Активная позиция родителей.

Прогноз

Чем раньше выявлена какая-либо патология, выяснены (по возможности) причины ее возникновения, тем скорее можно начать коррекционную, реабилитационную, развивающую работу, и тем благоприятнее будет прогноз.

Профилактика

Очень трудно говорить о профилактике, когда на возникновение речевых дефектов оказывает влияние огромное количество факторов. Профилактические мероприятия плавно вытекают из нижеперечисленных рекомендаций.

Рекомендации

Молодой женщине, девушке:

  • Прежде всего, нужно беречь себя и свое здоровье.
  • Стараться исключать любые контакты с инфекционными больными, избегать травм, негативных эмоций – меньше нервничать и минимизировать стрессовые ситуации.
  • Питаться экологически чистыми продуктами, без всякой химии и консервантов.
  • Вести правильный образ жизни, включающий не только правильное питание, но и комфортный режим.
  • Проходить тщательное обследование перед тем, как планировать рождение ребенка, желательно выяснить есть ли в роду какие-либо генетические или наследственные заболевания, которые могут передаться будущему малышу.
  • По любому возникающему вопросу обращаться к своему лечащему врачу, ведущему беременность.
  • Отдавать предпочтение естественным родам.

Такие профилактические мероприятия сведут к минимуму риск повреждения нервной системы у ребенка и помогут избежать проблем с речью в будущем. Если же родители замечают у ребенка отклонения в развитии, то нужно как можно раньше обращаться к специалисту (педиатру, логопеду, неврологу).

Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Прочитали! Пожалуйста, оцените статью!
(Пока оценок нет)
Оставьте свой комментарий
Поделитесь своим мнением о статье. Что показалось вам особенно полезным, как данная информация помогла в решении проблемы?




ВНИМАНИЕ! Информация, опубликованная на сайте, носит информационный характер, не является рекомендацией к применению и представлена исключительно в ознакомительных целях. Любое практическое использование возможно только после консультации с логопедом!
Наверх