Почему малыш в 2-2,5 года плохо говорит, методики диагностики и терапии

 

Многие родители жалуются на то, что ребенок в 2 года плохо говорит. Сегодня речевое развитие у большинства детей немного затруднено по причине вхождения в нашу жизнь информационных технологий, рекламы. В городах жизнь очень активная, поэтому дети сильно отвлекаются на суету, различные гаджеты.

Родители больше заняты работой, телевизором, компьютерами, телефонами, планшетами. Занятия с детьми в некоторых семьях сведены к минимуму, так как родителям проще научить детей играть на планшете или телефоне, включить мультики, чем постоянно читать книжки и играть с ребенком. Эти факторы провоцируют задержку речевого развития (ЗРР), которая может повлиять на речевую и интеллектуальную функцию ребенка.

Нормальное развитие речевой функции у малыша в 2-2,5 года

Речевое развитие ребенка является длительным процессом. Дети учатся говорить на родном языке постепенно. Сначала появляется гуление, затем слоги. В 1 годик из слогов ребенок начинает составлять слова. После формирования слов малыш начинает говорить словосочетаниями и предложениями. В 2,5 года у ребенка достаточно большой словарный запас: 200-300 слов. Ребенок должен уметь составлять словосочетания и небольшие предложения. В таком возрасте малыш способен выполнить какую-то просьбу окружающих: выбрать и принести игрушку, карандаш, сходить помыть руки и другое.

Следует обратиться к доктору, если малыш в 2,5 года не говорит предложениями, состоящими из 3-4 слов.

Пациент в 2-2,5 года может строить небольшие предложения: «мама пойдем кушать», «хочу к маме», «мама пойдем гулять». До трехлетнего возраста допустимо искажение некоторых слов, которые не получается правильно произнести. Ребенок года хорошо проговаривает все звуковые единицы, кроме «Р», «Л». Это является нормой, поэтому родителям переживать не следует. Малыш начнет проговаривать эти звуки четко только к 5-7 годам.

Женщина обнимает ребенка.

Дети в 2,5 года должны различать игрушки, животных, предметы обихода. Ребенок до 3-летнего возраста хорошо знает основные цвета, а также может отличить предметы по размеру, температуре, характеристикам. Пример: большой, горячий, теплый, маленький, холодный, красивый. Характерными и распространенными вопросами малыша этого возраста считаются: где? почему? куда?

Ребенок в два года хорошо различает папу, маму, бабушку, дедушку и других родственников, может изобразить голосом основных животных, подражать взрослым. Отклонения от нормы допускаются на 2-3 месяца в худшую или лучшую сторону. Если у ребенка отставание по речи более 3 месяцев, то врач может поставить задержку речевого развития.

В норме речевая функция развивается только благодаря совместной работе обоих полушарий мозга. Они постоянно обмениваются информацией, которая объединяется и способствует формированию речи. У девочек речевая функция развивается быстрее, чем у мальчиков. Развитие мальчиков обычно немного запаздывает на 4-5 месяца. У девочек обменные процессы в центральной нервной системе происходят быстрее. У мальчиков информация обрабатывается медленнее, что приводит к физиологической задержке речевой функции.

Малыш в 3 года обязательно должен уметь высказывать собственные мысли. Когда маленький пациент только копирует предложения из мультфильмов, то это говорит о нарушении речевой функции. Если родители заметили такие проявления, следует прийти на прием к доктору.

Понятие ЗРР и ЗПР

Задержка речевого развития (ЗРР) проявляется отставанием в развитии речевой функции, при этом интеллектуально и психически малыш развивается нормально. Обычно ЗРР характеризуется хорошим пониманием речи окружающих, выполнением просьб, но плохой речевой функцией (количество фраз и слов небольшое, слова нечеткие, непонятные для родственников). Такое состояние обычно легко корректируется. Задержка психоречевого развития (ЗПРР) характеризуется нарушением речевой функции и интеллектуальных способностей малыша.

ЗРР и ЗПРР не возникают самостоятельно. Такие отклонения появляются вследствие генетических поломок, тяжелого течения беременности, инфекционных заболеваний (во время беременности, после рождения), психических патологий.

Задержка речевого развития.

Часто задержка развития у детей появляется по причине тяжелого течения беременности. ЗПРР и ЗРР могут появляться после перенесенной гипоксии во время беременности или родов из-за угрозы прерывания, отслойки плаценты, обвития пуповины. Недоразвитие речи провоцируют стремительная родовая деятельность, слишком затяжные роды, асфиксия плода, длительный период после излития околоплодных вод.

Задержке развития речевой функции способствует использование акушерских щипцов, вакуум-экстрактора, нажатие на живот при слабой родовой деятельности. Умственная и речевая функция снижается у детей с гидроцефальным синдромом. При гидроцефалии ликвор сдавливает мозговую ткань, что ведет к ее повреждению. Недостаточность речевой функции может возникнуть при использовании смесей в период новорожденности или до 6-месячного возраста.

Шестимесячная девочка.

Сниженный слух является весомой причиной для появления речевых нарушений. Ребенок плохо слышит речь окружающих, поэтому затрудняется воспроизводить звуки самостоятельно. Травмы головы, сотрясения, инфекционные заболевания с повреждением структур мозга (менингиты, менингоэнцефалиты) могут способствовать недоразвитию речевой функции.

Стресс часто способствует торможению развития речи. При наличии у родителей частых ссор, ребенок не будет стремиться научиться говорить. В этом случае он просто замкнется.

Если ребёнок мало говорит в 2 года, то не нужно ждать 5-летнего возраста. Нельзя слушать советов окружающих, обращаться к врачу следует в максимально ранние сроки.

Диагностические мероприятия

При появлении у ребенка двух с половиной лет признаков задержки речевой функции, следует прийти на прием к врачу. В зависимости от причин родителям и их ребенку нужно обратиться к неврологу, психиатру, психологу, психотерапевту, логопеду. Перед тем как попасть к узкому специалисту, нужно обратиться к педиатру (детскому врачу). Врач соберет анамнестические данные: течение беременности и родов, грудное вскармливание, травмы, стрессы, употребление родственниками алкоголя и наркотиков, инфекционные хронические заболевания. После сбора анамнеза доктор назначит необходимое обследование, которое подтвердит или исключит диагноз (заболевание).

Диагностические методики:

  • Анализ крови, мочи, ликвора, биохимическое исследование (делают в зависимости от болезни).
  • Магнитно-резонансная томография, компьютерная томография, рентгенография.
  • Консультация ЛОР-врача, отоларингологическое обследование.
  • Электроэнцефалограмма.
  • Электрокардиография.
  • Нейросонография и другие обследования.

По результатам обследования у большинства малышей находят то или иное заболевание. Часто детям с ЗПРР, ЗРР назначаются медикаментозная терапия, а также логопедические занятия. Лечение начинают как можно раньше, так как промедление опасно сильными нарушениями в развитии в дальнейшем, затруднении обучения в школе, а также реализации и адаптации в социальной среде.

На приеме у невролога.

Невропатологи могут проводить терапию уже с 1 года, при необходимости раньше. Дефектолог работает с малышами с 2-летнего возраста. Логопеды занимаются с детьми с 4-5-летнего возраста.

Терапия задержки речевой функции

Перед логопедическими занятиями ребенку проводят терапию основного заболевания (медикаментозная терапия, физиотерапия, хирургическая коррекция и другие виды лечения). Для повышения кровотока мозга и улучшения питания нейронов детям с задержкой речевой функции показаны ноотропные и метаболические лекарства: Кортексин, Пантогам, Актовегин, Глицин.

Пантогам считается эффективным препаратом для терапии речевых нарушений. Для усиления эффекта терапии его сочетают с Глицином. Курсовая терапия составляет 1-6 месяцев в зависимости от тяжести патологии. Кортексин тоже хорошо зарекомендовал себя как детский ноотропный препарат. Он относительно безопасен и эффективен. Улучшают работу мозга витамины группы В.

Ноотропы должен назначать только невролог или психиатр. Самостоятельно препараты принимать не следует. Ноотропы нужно пить только курсами. Между курсовой терапией должен быть перерыв 1-2 месяца. Не следует использовать одновременно больше 2-х ноотропных средств. Это может навредить малышу.

После или во время курса лечения проводят логопедические занятия. Во время приема у логопеда специалист изучает историю болезни, осуществляет логопедическую диагностику. Логопед при помощи специальных карточек или книг определяет, какие звуки ребенок не может воспроизвести. По окончании исследования специалист пишет план занятий.

Терапия задержки речевой функции.

Ребенок может быть направлен в специализированный детский сад по коррекции речи, если имеются очень серьезные нарушения речевой функции. Занятия по коррекции речи могут проходить на дому, в садах. Уроки проводят как индивидуальные, так и групповые. На занятиях используют книги, карточки с рисунками, игры, которые облегчают обучение нормальной речи. Главным аспектом коррекции считается домашняя работа с родителями. Ребёнок повторяет то, что изучил на уроке, активно разговаривает с близкими.

Заключение

При обнаружении ЗРР у ребенка нужно сразу идти на прием к специалистам. Своевременное обращение, раннее начало коррекции речи дает возможность максимально повысить качество речевой функции. Не следует надеяться только на врачей и логопеда. С ребенком с задержкой речи обязательно должны заниматься еще и родители. Это ускорит речевое развитие малыша, предупредит дальнейшие трудности с обучением в школе.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Прочитали! Пожалуйста, оцените статью!
(Пока оценок нет)
Оставьте свой комментарий
Поделитесь своим мнением о статье. Что показалось вам особенно полезным, как данная информация помогла в решении проблемы?




ВНИМАНИЕ! Информация, опубликованная на сайте, носит информационный характер, не является рекомендацией к применению и представлена исключительно в ознакомительных целях. Любое практическое использование возможно только после консультации с логопедом!
Наверх