Понятие, проявления и лечение псевдобульбарной дизартрии
Нарушения речи значительно затрудняют контакт человека с другими людьми, что приводит к снижению качества жизни и к другим негативным последствиям. Причины речевых дефектов разнообразны − начиная с врожденных аномалий развития коры больших полушарий, заканчивая приобретенными травмами головного мозга.
Псевдобульбарная дизартрия − патология, характеризующаяся нарушением речи в результате повреждения артикуляционного аппарата.
Общая информация
Псевдобульбарная дизартрия − это речевое нарушение, характеризующиеся расстройством иннервации артикуляционного аппарата: языка, щек, губ и гортани, в результате повреждения кортико-бульбарных путей, соединяющих кору и ядра черепных нервов.
Как правило, страдают проводящие пути блуждающего, языкоглоточного и подъязычного нервов. Чаще всего такая патология наблюдается у лиц пожилого возраста (по причине нарушения мозгового кровообращения) и у детей, которые страдают детским церебральным параличом или другими неврологическими заболеваниями.
Классификация
В неврологической практике выделяют несколько форм псевдобульбарной дизартрии: спастическая (развитие спазма мышц языка и других частей речевого аппарата), паретическую (характеризуется неподвижностью мышц), смешанную, сочетающую в себе две формы, и стертую (когда клинические проявления неяркие и больной может долгое время не обращаться в лечебное учреждение).
Кроме того, заболевание разделяется на стадии, которые отражают степень нарушения речевой функции:
- Легкая стадия проявляется небольшими речевыми нарушениями. Больному сложно произносить шипящие и рычащие звуки, при попытке написать слова, он может менять некоторые буквы местами.
- Средняя степень характеризуется амимией (отсутствием мимических движений) во время разговора, затруднением пережевывания пищи и глотания, невнятной речью, отсутствием нескольких звуков в словах при написании и произношении.
- Характеристика тяжелого состояния описывается анартрией, то есть полной неподвижностью речевых мышц. Наблюдается отвисание нижней челюсти, обездвиженный язык, единичные нечленораздельные звуки и нарушение мышления.
Запомните! Определение степени тяжести состояния пациента проводится специалистами. С помощью различных психологических и неврологических тестов врач выставляет диагноз и подбирает терапию.
Причины и механизмы развития
Существует ряд предрасполагающих факторов и причин для развития псевдобульбарной дизартрии.
Основные этиологические факторы в детском возрасте:
- врожденные патологии нервной системы: детский церебральный паралич и олигофрения;
- инфекционное поражение плода во время родов или беременности (нейросифилис, грипп, герпесвирусная инфекция, краснуха или корь);
- тяжелые роды;
- травмы при рождении (повреждение шейного отдела позвоночника в родах);
- гидроцефалия;
- асфиксия при рождении.
Причины, встречающиеся у взрослых: острое нарушение мозгового кровообращения, черепно-мозговая травма, энцефалит или менингит, опухоли мозга, гнойный отит, рассеянный склероз, болезнь Альцгеймера или Паркинсона, атеросклероз церебральных сосудов. Факторы, способствующие развитию болезни: пожилой или старческий возраст, родовая травма, ожирение, системный атеросклероз, гипертоническая болезнь, нарушения работы сердца, сахарный диабет.
Под воздействием вышеописанных факторов происходит повреждение проводящих путей, в результате чего нарушается иннервация мышц артикуляционного аппарата. Развивается гипертонус, что обусловливает симптоматику болезни.
Клинические проявления
В каждом возрастном периоде заболевание имеет свои особые симптомы. При псевдобульбарной дизартрии у детей наблюдаются: обильное слюноотделение, подтекание молока или смеси во время кормления, слабый сосательный рефлекс, тихий крик малыша, снижение или усиление двигательной активности мышц лица. Рот ребенка часто находится в открытом состоянии, отмечается нарушение глотания, ребенок часто поперхивается пищей.
Из-за медленного движения языка речь тихая и маловыраженная. Ребенок не может надувать щеки и вытягивать губы трубочкой. Наличие дефекта речи выясняется только на 2-3 году жизни в связи с заметным отставанием в речевом развитии от сверстников.
У взрослых патология проявляется различными неврологическими нарушениями: медленные движения языком и губами, спазм или парез речевой мускулатуры, затрудненное произношение звуков, тремор, гипертонус мышц, обильное слюноотделение, слабая мимическая активность, проблемы с координацией, головные боли, насильственный смех или плач, когнитивные расстройства и пр. При выявлении симптомов у взрослых, необходимо проводить дифференциальную диагностику с истерическими приступами и нарушениями речи другой причинной обусловленности.
Диагностические мероприятия
Чаще всего за помощью обращаются к врачу-педиатру, если патология была выявлена у ребенка. Специалист проводит первичный осмотр и выявляет показания для консультации детского невролога и логопеда. Взрослые люди могут записываться на прием к терапевту, который осмотрит больного и определится с дальнейшей диагностической тактикой.
Для того чтобы поставить верный клинический диагноз и правильно подобрать терапию, врачи проводят диагностику, включающую в себя следующие этапы:
- Сбор жалоб и анамнеза заболевания. При тяжелых нарушениях речи врачи беседуют с родственниками пациента и спрашивают, когда начались речевые затруднения, чем они сопровождались, ухудшается ли симптоматика в последнее время и что делали для устранения симптомов.
- Осмотр полости рта, проведение тестов для определения степени тяжести речевых нарушений, оценка мимики и артикуляционной моторики. Данные исследования проводят два специалиста – невролог и логопед, что позволяет повысить качество диагностики.
- Лабораторные методы: клинический, биохимический анализы крови и общий анализ мочи.
- Оценка состава ликвора при подозрении на нейроинфекцию.
- Электроэнцефалограмма, позволяющая исследовать функциональную активность участков головного мозга.
- Церебральное дуплексное сканирование для определения состояния кровообращения в мозговых структурах.
- Электромиография для определения иннервации и активности мышц лица, языка и глотки.
- Магнитно-резонансная или позитронно-эмиссионная томография при подозрении на органическое поражение головного мозга, например, в результате роста опухоли или инсульта.
Интерпретировать результаты должен только врач, так как при неправильной постановке диагноза возможно прогрессирование основной патологии и усиление дизартрии.
Методы коррекции
Терапия всегда подбирается комплексно и индивидуально для каждого человека. Лечение включает в себя несколько подходов: этиопатогенетические методы, логопедическая коррекция и реабилитационные мероприятия. Этиопатогенетическое лечение применяется для устранения причины заболевания и предупреждения прогрессирования болезни. Например, при нейроинфекции назначаются противовирусные или антибактериальные препараты; при опухолях мозга проводят оперативное вмешательство и т. д.
Логопедические занятия помогают пациенту развивать речевой аппарат, нормализовать тонус артикуляционных мышц, отработать интонации и сформировать правильную фонетику. После этого логопед занимается с пациентом над сохранением плавности и эмоциональности речи. Как правило, подобные занятия продолжаются на протяжении нескольких месяцев до получения стойкого лечебного эффекта.
Реабилитационные мероприятия включают в себя лечебную физкультуру и гимнастику, иглорефлексотерапию, физиолечение (магнитотерапия, лекарственный электрофорез, парафинолечение), массаж всего тела, плавание в бассейне, занятия для восстановления мелкой моторики, санаторно-курортное лечение. Кроме того, пациенту назначается медикаментозная терапия – ноотропные препараты (Пирацетам, Фенотропил), витамины группы В, нейропротективные средства (Глицин) и лекарства, улучшающие кровообращение в сосудах мозга (Актовегин, Церебролизин).
Профилактика
Профилактические мероприятия включают в себя: отказ от вредных привычек, рациональное питание, контроль над массой тела, активный образ жизни, здоровый сон и своевременное лечение хронических болезней. Будущим родителям врачи советуют готовиться к беременности, посещать консультации генетика, акушера-гинеколога и терапевта, принимать курс витаминов и фолиевой кислоты перед беременностью. Кроме того, после рождения малыша необходимо тщательно следить за его развитием, не допускать травм, вовремя посещать педиатра и проходить все исследования, рекомендуемые специалистами.
Псевдобульбарная дизартрия развивается при повреждении структур головного мозга − кортико-бульбарных проводящих трактов. Причины зависят от возраста человека и наличия сопутствующих патологий. При ранней диагностике заболевания, лечении и реабилитации врачи говорят о благоприятном прогнозе для большинства больных.