Общее недоразвитие речи 4 уровня

По статистике, на долю общего недоразвития речи (ОНР) приходится 40% от всех дисфункций речевой деятельности. Чаще диагноз ставят детям, начавшим говорить с опозданием, – от 2-х до 3-х лет. 4 уровень ОНР характеризуется незначительными лексическими ошибками, неправильной морфологией и синтаксисом предложений. Родители могут даже не обратить внимание на пробелы в функции языкового аппарата.

При обнаружении патологии логопедом в детском саду ребенку рекомендовано исправление недоразвития речи. Задача специалиста заключается в коррекции патологического отклонения в частных и домашних условиях. Своевременная диагностика и лечение предотвращают появление комплексов и трудностей в общении с другими детьми. Общий прогноз нарушения речевой функции 4 степени положительный.

Описание

Нарушение компонентов речевой системы при ОНР

На устранении дисфункций речевого аппарата, а также предупреждении их развития специализируется логопедия. ОНР 4 уровня диагностируют на основании недостаточного словарного запаса, сложностей с подбором антонимов. Ребенок не умеет склонять по падежам словосочетания для связывания их по смыслу. Особенно, это касается родительного и винительного. Но если предложить выбрать из двух вариантов, он сделает это правильно.

Подробно описала 4 уровень речевого развития профессор Филичева Т.Б., защитившая докторскую диссертацию по педагогике. Характеристика 4 уровня ОНР выглядит следующим образом:

  • речь нечеткая, у ребенка возникают трудности с произношением Л, Щ, Р, Ц, С; он сознательно пропускает их или слоги с ними, чтобы облегчить себе задачу (например, молоток – моток);
  • также отмечается произвольная перестановка слогов (велосипедист − весилопедист, динозавр − дизинавр);
  • неумение правильно использовать прилагательные для характеристики признаков (толстый − худой, добрый − злой);
  • добавление ненужных звуков (пояс – пояст, груша – игруша);
  • особое затруднение при проговаривании суффиксов (собачий − собаковый);
  • нарушение грамматики при составлении предложений (ходили за хлебам в магазины).

Также малышу сложно согласовывать между собой существительные с числительными. Пересказывая текст, он путает главные события со второстепенными. Неумение использовать сложные предлоги и конструкции речи приводит к образованию большого количества повторов. Описание по картинке тоже осуществляется с нарушением логической последовательности.

Общее впечатление при общении с детьми ОНР 4 уровня заключается в том, что говорят они медленно и бессвязно, как бы нехотя и кратко. Их неумение использовать антонимы и характеризовать предметы по признакам может выглядеть так, что они не понимают разницы между понятиями овальный и круглый, мяч и клубок и т. д. Также они не воспринимают дифференциацию на мужской и женский род. Сложнее всего даются прилагательные и существительные с уменьшительными суффиксами.

Этиология и патогенез

Причины возникновения ОНР

Причины, способствующие развитию отклонения, подразделяются на биологические, социальные и смешанного характера. Повреждение участка коры может произойти до и после родов. К факторам риска относятся:

  • инфекционные заболевания во время беременности;
  • токсикоз;
  • резус-конфликт матери и ребенка;
  • кислородное голодание;
  • желтушка новорожденных.

Также к нарушениям речевого развития могут привести травмы головного мозга, эпилепсия и энцефалопатия. Относительным образом может повлиять и генетическая наследственность. В зависимости от причин развития заболевание может характеризоваться неврологическими симптомами.

Дети с ОНР 4 степени с трудом ведут диалог, хотя и понимают речь, поэтому они малообщительны. Из-за рассеянного внимания у них слабое логическое мышление, им трудно запомнить последовательность действий. Нарушения речи могут вызывать психические отклонения: у ребенка повышается тревожность, он впадает в агрессию. В связи с этим ему проще находиться в одиночестве, чем общаться со сверстниками.

Отдельно следует обратить внимание на влияние обстановки в семье и ближайшего окружения на формирование артикуляционного аппарата. При этом отсутствуют органические повреждения головного мозга.

Не только недостаток внимания, отсутствие общения с ребенком могут вызвать подобное отклонение. Гиперопека также отрицательно влияет на тренировку речи, малыш не успевает сформулировать просьбу, все его желания предугадываются.

Диагностика

Для постановки диагноза требуется осмотр педиатра и детского невролога. Необходима дифференциация с другими отклонениями в речевом развитии: алалией, ринолалией, аутизмом, дизартрией, органическими поражениями мозга и детским церебральным параличом.

Сюжетные картинки

Серия картинок для составления рассказа

В ходе комплексного обследования ребенка консультирует логопед. С помощью специальных логопедических методов оценивают связную речь при пересказе, грамматику, словарный запас, амплитуду движений артикуляционного аппарата, особенности произношения звуков. Проверяют способность выделять и воспроизводить образы. В заключении педагог указывает информацию о типе ОНР, его клинические симптомы.

Коррекция состояния

Чтобы достичь нормального уровня развития речи, способности к усвоению школьного материала, адаптировать ребенка к социуму, посещению ДОУ используют комплексный подход. Схема коррекции детей с ОНР 4 включает следующие занятия:

  • нормализацию воспроизведения губных звуков;
  • тренировку сочетания нескольких согласных подряд;
  • генерацию звуков;
  • повышение грамотности речи и письма.

В процессе коррекционной работы используют дидактические карточки с буквами, из которых складывают слова, короткие предложения. В игровой форме дети обучаются с помощью заданий «Поле чудес», «Волшебное дерево», заполняя пустые поля, решая ребусы.

Методики основаны на расширении словарного запаса, изучении понятия антонимов, умении обозначать признаки предметов. Постепенно ребенка учат использовать сложные приставки и суффиксы. Кроме того, логопед занимается коррекцией грамматики речи.

Прогноз при ОНР 4 степени положительный, поскольку отсутствует грубое нарушение фонематического восприятия. На занятиях отрабатывают связную речь, закономерности языка.

Рекомендации

Опыт, накопленный логопедами, свидетельствует о том, что необходимо улучшать речевое развитие, для этого детям требуется мотивация. Несмотря на то что лексические и грамматические ошибки несущественны, впоследствии у ребенка наблюдаются сложности с процессом обучения. По сравнению со сверстниками он слабее запоминает новый материал, не усваивает грамматические правила. Чтобы избавиться от замкнутости и стеснительности, ребенка погружают в социальные ситуации с помощью игр. Их сложность увеличивают постепенно, индивидуально в отношении каждого пациента.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Прочитали! Пожалуйста, оцените статью!
(Пока оценок нет)
Оставьте свой комментарий
Поделитесь своим мнением о статье. Что показалось вам особенно полезным, как данная информация помогла в решении проблемы?




ВНИМАНИЕ! Информация, опубликованная на сайте, носит информационный характер, не является рекомендацией к применению и представлена исключительно в ознакомительных целях. Любое практическое использование возможно только после консультации с логопедом!
Наверх