ОНР 2 уровня: характеристика, особенности и отличие от других диагнозов
Изучением речи и ее формированием занимается множество специалистов. Каждое нарушение требует комплексной помощи. Общее недоразвитие речи (ОНР) встречается довольно часто. Коррекционная работа ОНР 2 уровня ведется по нескольким направлениям.
Особенность этого нарушения заключается в том, что нарушаются все компоненты речи. При дизартрии страдает только звукопроизношение и просодика. В случае с ОНР — грамматика, лексика, звукопроизношение, фонетика, фонематика. Для лучшего понимания развития дефекта было выделено 3 уровня (некоторые специалисты, например, Филичева выделяли еще 4 уровень). Каждый из них имеет характерные особенности.
Причины появления
Среди специалистов нет единого мнения по поводу возникновения ОНР. Кто-то считает недуг следствием других болезней, кто-то всего лишь симптомом других патологий.
Выделяют социальные причины развития нарушения:
- отсутствие правильных условий формирования речи в семье (мало общения со взрослыми, глухие родители и т. п.);
- недостаток общения в специальных учреждениях (детские дома);
- билингвизм (семья общается на одном языке, в детском саду используется другой);
- неблагоприятные условия для воспитания ребенка.
Во время беременности плод уязвим перед многими вредными веществами. Инфекционные болезни, лекарства, алкоголь и многое другое плохо сказываются на его развитии.
Особенно опасно это во второй половине срока, так как в это время происходит становление ЦНС, в частности головного мозга.
Е. М. Мастюкова в ходе своих научных исследований отмечала, что в четвертый месяц развития плода происходит разделение нервных клеток и в этот период формируется лобная доля мозга. Именно она отвечает за речевую функцию. Тяжелые роды, длительные по сроку, чреваты асфиксией и гипоксией для младенца. Нехватка кислорода приводит к гибели нервных клеток.
Мастюкова делила всех детей с ОНР на несколько групп. В первой были дошкольники со слабовыраженными патологиями ЦНС. У них отмечались некритичные проблемы с тонкими движениями рук, небольшие колебания эмоционального фона.
У второй группы проблемы с речью идут вместе с патологиями по части неврологии и психиатрии. Это и повышенное внутричерепное давление, и проблемы с узнаванием и предметной деятельностью, двигательные расстройства и многое другое. У таких детей плохая мелкая моторика и невысокий уровень работоспособности. Третья группа включает пациентов с серьезными поражениями головного мозга.
Особенности развития речи
Для того чтобы понять степень тяжести дефекта необходимо проанализировать его возникновение. У ребенка с ОНР будут свои особенности развития. У него плохо формируются представления об окружающем мире, и он испытывает недостаток жизненного опыта.
Дошкольник испытывает сложности в общении и поэтому он избегает контактов со взрослыми и сверстниками. Взаимодействие с другими людьми важный инструмент познания. Без него мышление развивается слабо.
В своей работе логопед не только учит правильно произносить детей слова, но и обобщать предметы, исключать из них лишние. Он помогает формировать представления об окружающем мире.
При неправильном развитии речи необходимо начинать с работы над ее пониманием. Для этого детей учат названиям разных явлений, предметов, событий. В этом деле участвуют не только родители, но и воспитатели.
Со временем появляется связь между словом и предметом. Слуховое восприятие у детей плохо развито и поэтому необходимо его тренировать. Они должны хорошо на слух выделять звуки из общего шума.
Для успешного преодоления ОНР необходима работа над всеми компонентами речи. При своевременном начале работы прогноз благоприятный: больше 80% детей идут в обычную школу.
Характеристика детей
Каждое нарушение речи сопровождается небольшими изменениями в личности ребенка. Все части психики работают вместе и сбой одного участка вызывает проблемы в другом.
Чаще всего такие дети начинают говорить поздно – в три года и позже. Их словарь состоит из нескольких простых слов. С точки зрения клинической характеристики, это дошкольники с алалией, задержкой речевого развития и другими патологиями головного мозга. Иногда это следствие соматической слабости организма.
Наблюдаются небольшие проблемы с двигательной сферой. Это плохая координация и ловкость, неконтролируемость скорости. Затруднение вызывает просьба выполнить движения по инструкции.
Характерная особенность нарушения – понимание обращенной речи при отсутствии или недостаточном развитии активной речи. Без специального обучения интерес к общению у дошкольников с ОНР быстро пропадает.
Из-за проблем с речью страдает восприятие, интеллект и воля. Внимание плохо распределяется и обладает низким уровнем развития. Слуховая память отличается бедностью, затруднено запоминание – это выражается в сложности выполнения многоступенчатой инструкции и последовательности выполнения заданий.
Ключевое отличие ОНР состоит в том, что психическое развитие детей проходит без особых проблем. Да, наблюдаются небольшие сложности, но они некритичные.
Характеристика ОНР 2 уровня позволяет точно представить состояние ребенка на конкретный момент времени. Речь становится фразовой, но все еще неправильной в фонетическом и грамматическом оформлении.
Активный словарь расширяется разными частями речи. Дети пытаются использовать словоизменения. Отчетливо слышны проблемы со звукопроизношением, дошкольники не могут отличить схожие по звучанию звуки. Грубо нарушена слоговая структура, нет возможностей для анализа и синтеза.
Нарушения речи могут характеризоваться разными проявлениями. Поэтому требуется детальная диагностика.
Разграничение диагнозов
Правильная постановка заключения позволяет грамотно строить работу. ОНР легко спутать с другими нарушениями. Из-за ошибок в диагностике страдает выстраивание коррекционной работы.
Для точной оценки состояния конкретного дошкольника требуются консультации нескольких специалистов. Если выявлены проблемы с интеллектом (задержка психического развития или умственная отсталость), то первую помощь оказывает олигофренопедагог и только потом требуется логопед.
При проблемах с речью ставится диагноз СНР (системное недоразвитие речи). Такое заключение требует особого построения коррекционной работы.
Сегодня выделяется около тридцати разновидностей аутистического расстройства и сам аутизм. При данной проблеме можно решить, что ребенок отказывается общаться. Ключевое отличие от ОНР заключается в том, что при аутистической проблеме дошкольник может разговаривать, но не хочет. При данном нарушении ребенок не будет идти на контакт. При проблемах только с речью – пойдет.
В таком случае ему требуется помощь психолога и только потом логопеда. Заключение специалиста – СНР. При аутизме ребенок не будет идти на контакт.
Не всегда видна разница между двумя диагнозами. Необходимость уточнения структуры дефекта продиктована тем, что будет по-разному строиться работа.
При нарушениях слуха устная речь серьезно страдает, так как без обратной связи в виде «слышать свою и чужую речь» не формируется пассивный и активный словарь. Проблема необязательно носит серьезный характер (полная глухота), но даже небольшое снижение остроты слуха ухудшает восприятие звуков.
При проблемах со слухом требуется помощь сурдолога, сурдопедагога. При необходимости делают кохлеарную имплантацию либо подбирают слуховой аппарат. После чего сурдопедагог занимается развитием устной речи.
Коррекционная помощь
Не каждый родитель представляет, что делать при постановке ОНР. Необходимо пройти ряд специалистов (невролога, психиатра, сурдолога и др.) для уточнения диагноза.
Лучший вариант помощи – это логокоррекционный детский сад. В нем создаются все условия для лечения дошкольников. Это и физиотерапия, и массаж, и бассейн, занятия со специалистами. Родителям стоит приготовиться к долгой работе. Только при выполнении всех необходимых заданий дома можно добиться прогресса.
Логопедические занятия проводятся в виде игры в средней, старшей и подготовительной группе. Средняя длительность коррекции занимает от года до трех лет. В тяжелых случаях она продолжается и в школе.
Нельзя лечить ОНР только таблетками. Лекарства стимулируют работу головного мозга, но остальную работу выполняет логопед. Курс, длительность и конкретные названия препаратов подбирает невролог.
Инвалидность при данном диагнозе не дают, но лечиться можно в обычной поликлинике. В некоторых садах есть свой кабинет для физиотерапии и медсестра.
Общее недоразвитие речи 2 уровня успешно преодолевается при комплексном подходе. Необходима помощь врача, логопеда, психолога. Последний специалист занимается развитием высших психических функций (памяти, мышления, восприятия).
Для того чтобы попасть в специальный детсад требуется пройти комиссию – психолого-педагогическую. Она состоит из нескольких специалистов, которые оценивают уровень развития ребенка и дают рекомендации по обучению.
Коррекция ОНР 2 уровня в школе требует особых условий. Поэтому проводить ее лучше всего в рамках специального образовательного учреждения. Из-за того, что упущено благоприятное время дефект вряд ли удастся преодолеть.
Любое речевое нарушение может быть преодолено. Для этого необходимо своевременно определить проблему и обратиться к специалистам. Логопед не только исправляет звуки, но и развивает лексику, грамматику и другие компоненты речи.