Функциональная дислалия: понятие, симптомы и коррекция

Нарушение произношения букв, слов или слогов – достаточно распространенная проблема в детском возрасте. Причиной патологии чаще всего является органическое повреждение головного мозга во время родов, беременности или после рождения. Однако функциональная дислалия − это речевое нарушение, при котором в головном мозге отсутствуют структурные изменения. В этом случае возникновение речевого дефекта связано с незрелостью корковых отделов ЦНС. Лечение основывается на комплексном подходе, и обязательно включает в себя работу с логопедом и психологом.

Определение и классификация

Дислалия или дефект произношения

Функциональная дислалия – расстройство речи без дефектов артикуляционного аппарата, проявляющееся искажением или неточностью воспроизведения слов. Дислалия бывает простой − мономорфной, когда ребенок не может выговорить какой-то один звук или звуки из одной группы; полиморфная − сложная, когда нарушается произношение нескольких звуков из разных групп. Формирование лексико-грамматической речи при этом не страдает.

Функциональную дислалию разделяют на основе патогенеза: моторная (отсутствие готовности органов артикуляции к выполнению сложных движений), сенсорная (трудности в узнавании и различении похожих звуков) и смешанная, когда оба механизма затронуты одновременно.

Также специалисты выделяют несколько форм данного речевого нарушения:

  • Артикуляторно-фонематическая – характеризуется заменой некоторых звуков на похожий. Например, «курица-курича», «кошка-коска» и т. д.
  • Акустико-фонематическая – развивается при плохо сформированном слухе, когда дети не могут верно узнавать акустические характеристики звуков. В таких случаях слова выглядят так: «кора-гора», «нора-пора».
  • Артикуляторно-фонетическая – искажение некоторых букв («р», «ш») и пр.

Часто у детей развивается не одна форма болезни, а ее смешанный вариант. В этом случае наблюдается подмена звуков, нарушение твердости и смягчения слов, недостаточное произношение букв: «й», «к», «р», «х» и т. п.

Возникновение патологии

Центры речи в головном мозге

При функциональной дислалии отсутствуют структурные повреждения мозга или артикуляционного аппарата. Ребенок слышит нормально. Большую роль в формировании дефекта играет среда, в которой растет малыш, и нарушения нейродинамических процессов созревания коры головного мозга. Патогенез объясняется несбалансированностью или слабостью нервных процессов в центральной нервной системе. Дисбаланс возбуждающих и тормозных процессов может располагаться в центре Брока, и тогда возникает нарушение воспроизведения слов и звуков; или в зоне Вернике, при этом затрудняется восприятие звуков и ребенок заменяет буквы на похожие по звучанию.

Провоцирующие факторы, способные привести к патологии:

  • слабое физическое здоровье ребенка;
  • частые простудные и инфекционные заболевания;
  • гипо- и авитаминозы;
  • расстройства питания (дистрофии);
  • «сюсюканье» с детьми дошкольного и более старшего возраста, приводящее к неправильному формированию речевых центров;
  • усвоение ребенком дефектов речи взрослых (картавость, неправильное произношение слов);
  • двуязычность в семье, при этом дети переносят звуки свойственные одному языку в другой;
  • позднее обращение к логопеду;
  • неблагоприятная семейная обстановка, частые стрессы;
  • нарушение подвижности языка, губ или нижней челюсти в результате врожденных или приобретенных дефектов;
  • педагогическая запущенность, при которой взрослые не общаются с ребенком и не поправляют неправильное произношение и пр.

Кроме того, на возникновение функциональной дислалии может повлиять и наличие задержки речевого или психического развития при различных патологиях нервной системы. В этом случае, лечение нарушений речи требует длительного и комплексного подхода.

Клинические проявления и осложнения

Каждая из форм нарушения речи имеет свои специфические проявления. Акустико-фонематическая форма объясняется неверным восприятием отдельных звуков в словах, поэтому ребенок заменяет их на похожие или более простые («кочка-точка», «зонт-сонт»). Артикуляторно-фонематический вариант характеризуется двойственным течением: дети используют более простые звуки вместо непонятных и сложных, а при втором варианте ребенок путает положение губ и языка, в связи с чем речь понятна только частями. Заменяются при этом шипящие, свистящие и другие звуки. Артикуляторно-фонетический тип связан с неправильными вариантами произношения звуков, вплоть до полной неузнаваемости фонем.

Акустико-фонематический и артикуляторно-фонематический вариант не только приводит к речевому дефекту, но и затрудняет процесс письма и чтения. Дети ошибаются при написании текстов под диктовку, при самостоятельных занятиях, что значительно осложняет обучение гуманитарным предметам. Кроме того, проблемы с речью обуславливают дезадаптацию в обществе, замкнутость и отчуждение от коллектива.

Диагностические мероприятия

Для постановки верного диагноза и дифференцировки органической патологии от функциональной, необходимы консультации нескольких специалистов – детского невролога, логопеда, психолога, оториноларинголога и педиатра. На приеме врач использует следующие диагностические подходы:

  • Сбор жалоб и анамнеза речевых нарушений. Родителей подробно опрашивают, когда начались затруднения речи, чем сопровождались, имеет ли ребенок заболевания нервной системы, как протекала беременность у матери и т. п.
  • Осмотр ротовой полости.
  • Исследование речевых навыков ребенка: выполнение особых упражнений – открывание и закрывание рта, вытягивание губ в трубочку, улыбка, изменение позиций языка (широкий, узкий, дудочка). При таких манипуляциях врач отмечает тонус мышц артикуляционного аппарата и может выявить его нарушения.
  • Оценка звукопроизношения – ребенка просят назвать предметы, изображенные на картинках. Задания подобраны таким образом, что предъявляемый звук находится в разных позициях – начале, конце или середине слова. После окончания исследования можно узнать характер дефекта – пропуск, замена, искажение или смешение звуков.
  • Логопед проводит анализирует фонематический слух – повтор слогов за специалистом, чтение по слогам с изображений.
  • Дополнительные методы инструментальной диагностики – электроэнцефалография, магнитно-резонансная томография головного мозга при подозрениях на органическую патологию.

После окончания диагностики специалисты ставят диагноз и назначают необходимое лечение индивидуально для каждого ребенка.

Методы коррекции

Коррекция дислалии должна быть комплексной

Терапия характеризуется комплексным подходом и включает в себя: медикаментозное лечение, занятия с логопедом, консультации психолога или детского психотерапевта, общие оздоравливающие мероприятия. В качестве лекарственной терапии используют витамины группы В, положительно воздействующие на нервную систему; ноотропные препараты (Фенотропил, Пикамилон), улучшающие оксигенацию тканей (Актовегин).

Медикаменты назначаются только после консультации лечащего врача, так как лекарственные средства имеют определенные противопоказания.

Специальные занятия заключаются в упражнениях для развития отдельных частей артикуляционного аппарата и для тренировки произношения трудных звуков и слов. Для этого специалисты назначают логопедическую гимнастику и массаж, затем переходят к звукопостановке, разделению и усвоению звуков.

Параллельно с развитием речевого навыка занимаются совершенствованием фонематического слуха. Формируют слуховое внимание, объясняют различие фонем, используют игры на звукоподражание и узнавание звуков. Часто занятия с логопедом проводятся в группах, где дети могут контактировать друг с другом, таким образом, уменьшается их стеснительность и замкнутость. Консультации детского психолога или психотерапевта позволяют ребенку преодолеть комплекс неправильной речи, перестать бояться говорить и улучшить его адаптацию в обществе.

Большое внимание уделяется домашним занятиям: родители также помогают детям тренировать правильную речь, учат небольшие стихотворения и песенки, повторяют логопедическую гимнастику и дыхательные упражнения. Только комплексно воздействуя на нарушение, удается добиться положительного результата.

Профилактика

Выполнение домашних заданий логопеда с мамой

К профилактическим мероприятиям относится контроль над правильным произношением в домашних условиях, помощь ребенку в развитии речи, выполнение рекомендаций логопеда и других специалистов, полноценное витаминизированное питание и активный образ жизни. При выявлении проблем с речью, родителям сразу следует обращаться к логопеду и педиатру, а не ждать их самостоятельной коррекции.

Функциональная дислалия не является органической патологией, связанной с повреждением структур головного мозга. В связи с этим, используемые логопедические и медицинские мероприятия позволяют восстановить речевое развитие и добиться правильной, грамотной речи.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Прочитали! Пожалуйста, оцените статью!
(Пока оценок нет)
Оставьте свой комментарий
Поделитесь своим мнением о статье. Что показалось вам особенно полезным, как данная информация помогла в решении проблемы?




ВНИМАНИЕ! Информация, опубликованная на сайте, носит информационный характер, не является рекомендацией к применению и представлена исключительно в ознакомительных целях. Любое практическое использование возможно только после консультации с логопедом!
Наверх