Дизартрия

Дизартрия – это патологическое нарушение речевой функции, спровоцированное ослаблением аппарата артикуляции из-за нарушения иннервации. Такой механизм развития приводит к изменению ритма дыхания при разговоре, человек говорит слишком быстро или с паузами. При таком логопедическом дефекте поражаются подкорковые зоны в головном мозге, нарушается иннервация мышц, присоединяется неврологическая симптоматика. Дизартрия у взрослых является следствием тяжелого перенесенного очагового процесса и будет проявляться вторично. Лечиться необходимо с помощью сочетания классического медикаментозного метода и занятий у логопеда.

В детском возрасте заболевание чаще возникает первично: 70% маленьких пациентов при этом страдают от церебрального паралича. Это состояние не развивается на фоне нормально сформированной речи. Вероятность развития дизартрии прямо пропорциональна степени тяжести нарушений нервной системы.

Почему развивается патология

Причины приобретенной и врожденной дизартрии

При диагностике данной патологии дальнейшие перспективы пациента зависят не только от своевременности начатого лечения, но и от причины отклонения. У взрослых оно вторично, проявляется, как правило, после инсульта, перенесенной травмы головы, органического заболевания головного мозга. К факторам риска относятся:

  • ЧМТ;
  • инсульт;
  • онкология;
  • клещевой энцефалит;
  • операции;
  • сифилитическое поражение мозга;
  • синдром Альцгеймера;
  • болезнь Паркинсона;
  • туберкулез центральной нервной системы;
  • рассеянный склероз.

В детском дошкольном возрасте дизартрия может являться следствием ДЦП на фоне поражения нервной системы. К перинатальным причинам возникновения дефекта можно отнести токсикоз, резус-конфликт, травмы в родах, тяжелую гипоксию плода, недоношенность. В раннем послеродовом периоде в зоне риска дети, перенесшие менингит, средний отит, тяжелые интоксикации.

Разновидности форм

Формы дизартрии

Ярким примером патологии является речь Л. И. Брежнева. Его специфическое произношение было следствием нарушения вертебро-базилярного кровообращения на фоне возрастных изменений в организме.

Классификация по неврологическим признакам и локализации места поражения:

  • Бульбарная форма характеризуется гипотонией, парезом и полной атрофией артикуляционных мышц. Область поражения – это продолговатый отдел головного мозга, в котором находятся ядра двигательных нейронов. Клинически это выражается в замедлении произношения, звук становится назальным.
  • Псевдобульбарный тип возникает после перенесенного поражения мозговых структур, соединяющих ядра черепно-мозговых нервов и кору. В дальнейшем отмечается невнятность при проговаривании свистящих, шипящих и сонорных звуков. Тяжело управлять движениями губ и языка, больной не контролирует глотание слюны.
  • В случае вовлечения в процесс подкорковых узлов возникает еще одна форма. Симптоматически это выражается в непроизвольных движениях мышц лица, спазмах, гортанных криках. Изменяются темповые характеристики и интонация голоса.
  • Мозжечковая форма встречается реже остальных типов. Больной говорит скандировано, его походка становится неустойчивой, шаткой.
  • Корковый вид приводит к нарушению артикуляции, несмотря на правильное произношение слов, отмечаются трудности с воспроизведением слогов. Больной старается выражаться кратко. Функции письма сохраняются.

При возникновении речевого расстройства необходима консультация нескольких специалистов в зависимости от характеристик синдрома. Прогноз зависит от степени выраженности клинических проявлений и сопутствующей патологии. Классификация стадий нарушения по внятности:

  1. выявляется только при обследовании, возможно, развитие стертой формы дизартрии;
  2. речь понятна окружающим, но появляются характерные признаки патологии;
  3. больного понимают только близкие и родственники;
  4. частичное или полное отсутствие речи.

Если человек молчит после перенесенного инсульта или тяжелых травм головы, это называется анартрией.

Анартрия после инсульта

Типы звукового расстройства речи по логопедическим параметрам:

  • звуко-буквенные нарушения – фонемы искажены, но сохранены отличительные признаки;
  • фонетико-апраксическая форма – то же самое, звуки могут опускаться или заменяться на подобные;
  • фонетико-фонематические отклонения протекают на фоне искажения звуков и их замены, нарушения грамматики и синтаксиса.

Медицинская классификация подразделяет нарушение на следующие формы:

  • спастико-паретическую (при нарушении мышечного тонуса);
  • спастическую (в случае поражения нейронов);
  • спастико-ригидную;
  • атактическую (затронут мозжечок);
  • гиперкинетическую;
  • смешанную.

У каждого вида присутствуют обособленные проявления. Для гиперкинетической и спастико-паретической формы характерна сдавленность голоса, подтекание слюны из приоткрытого рта, звук «в нос», непослушный язык, трудность проглатывания пищи. Спастическая дизартрия проявляется назальной и протяжной речью, заторможенностью, неоднородным темпом. Иногда возникает вследствие рассеянного или амиотрофического склероза. При спастико-ригидной патологии больной дублирует звукосочетания и слова, в разговоре паузы. Человек с атактическим типом нарушения речи напоминает пьяного из-за локализации поражения в мозжечке.

У некоторых детей симптомы дизартрии слабо выражены − стертая форма. Симптомы стертой дизартрии в отношении общей моторики: ограниченность движений, неловкость, быстрое утомление мышц при физической нагрузке. Таким больным сложно стоять и прыгать на одной ноге, удерживать равновесие. На уроках физкультуры или музыки отмечается нарушение ритма движений, сложность переключения с одного вида деятельности на другой. В отношении речевой активности клиника совпадает с остальными формами патологии. При разговоре губы не участвуют в артикуляции. Язык неуклюжий, малоподвижный. При логопедическом тестировании он дрожит, может посинеть. Ребенку сложно удержать его вне полости рта из-за тремора.

Проявления болезни

Для заболевания характерны нечеткость и невнятность речи. Симптомы отличаются в зависимости от стадии развития патологии: от нарушений произношения отдельных звуков до их пропусков. Наиболее тяжело протекает болезнь, сопровождающаяся параличом мышц речевого аппарата.

Тонус мышц лица может быть пониженным или повышенным. В зависимости от этого органы артикуляции напрягаются или становятся вялыми, отмечается обильное слюнотечение. Среди сопутствующих отклонений искажается восприятие речи на слух, ухудшается общее развитие ребенка. Дизартрический компонент сочетается с нарушением мелкой моторики рук.

Даже при стертой форме лицо ребенка может быть асимметричным, рот приоткрыт, тонус языка снижен.

При дизартрии страдает моторная функция органов речи. Часто регистрируется смешанная форма: например, язык может быть спастичным, а губы вялыми. Отличительные характеристики в сравнении с другими нарушениями речи:

  • стойкие изменения произношения фонем, сложность в их освоении;
  • свистящие произносятся неправильным образом;
  • трудная автоматизация звуков;
  • искажение гласных и согласных;
  • звонкие фонемы произносятся тихо, твердые мягко;
  • дефект более выражен при ускорении темпа речи.

Дыхание может быть недостаточно глубоким, учащенным. Голос больного становится тихим, слабым, а тембр хриплым и прерывистым. Всегда страдает голосовая модуляция: речь звучит монотонно, немодулированно. Для маленьких детей свойственно появление в словах дополнительных ударений.

Для дизартрического расстройства характерно звуковое искажение. В простонародье о таких больных говорят, что у них как будто «каша во рту».

Невнятная речь при дизартрии

При появлении избыточной выработки слюны следует подозревать неврологическую симптоматику заболевания. Могут присоединяться вегетативные расстройства: гиперемия или бледность кожи, повышенное потоотделение. Из-за гипотонуса глотки и органов ротовой полости во время еды возникает захлебывание и поперхивание пищей, больному трудно проглатывать еду, может возникать рвотный рефлекс.

Диагностика дизартрии

Постановка диагноза начинается с неврологического обследования, консультации логопеда и сдачи лабораторных анализов. К инструментальным методам обследования относятся:

  • МРТ головного мозга;
  • оценка биоэлектрической активности головного мозга (ЭЭГ);
  • обследование мышц и периферических нервов (ЭНМГ).

Логопед после осмотра и беседы с пациентом оценивает тонус мышц лица, дыхание. Кроме того, он может попросить больного записать текст под диктовку, прочесть его. Так специалист отметит тембр, интонацию и темповые характеристики речи.

Также специалист сравнивает работу речевого аппарата с общими двигательными нарушениями: способность ребенка удерживать голову, поворачивать ее в разные стороны, стоять, сидеть и ходить. Отдельно оценивается мелкая моторика рук (захват предметов ладонью и пальцами, согласованность действий).

Во время обследования ребенок должен чувствовать себя комфортно, не нервничать. При испуге может повыситься тонус мышц, что затруднит постановку диагноза. При двигательных нарушениях пациента укладывают в горизонтальное положение на спину, на бок или живот.

Обязательно проверяют мышление, концентрацию, память, зрительное восприятие. Родственникам больного необходимо будет предоставить информацию о своевременности психического развития. Оценивают пассивные движения и при разговоре. Для этого ребенка просят выполнить различные задания по подражанию. При умеренной дизартрии проверяют пассивный и активный словарный запас, у неговорящих детей – понимание смысла слов и действий, использование мимики и жестов. Также выявляют вид отклонения: что пропускается или заменяется, искажается.

При слабовыраженных симптомах дети могут посещать обычное образовательное учреждение, в остальных случаях нуждаются в обучении в специализированном учебном заведении. Лечить проявления отклонения необходимо в любом случае, самостоятельно они не пройдут. Для получения положительного результата, занятия нужно проводить регулярно до закрепления речевых навыков и восстановления функций артикуляционного аппарата.

Способы терапии

Комплексное лечение дизартрии

Коррекция включает в себя комплексное лечение с помощью медикаментов, занятий у логопеда, физиопроцедур. Монотерапия лекарственными препаратами не исправит ситуацию, в лучшем случае только купирует симптомы. Положительным терапевтическим эффектом обладают массаж, иглоукалывание, принятие лечебных ванн. Среди нестандартных методов: дельфинотерапия, рисование, лепка, игры с песком.

Лечение на первых этапах должно проводиться под контролем специалиста (логопед, невролог), в дальнейшем после закрепления положительного эффекта можно продолжать заниматься в домашних условиях. Можно самостоятельно проводить пощипывание и поглаживание щек, языка. Работая перед зеркалом, вы научите больного контролировать свою мимику.

Артикуляционная гимнастика, как одно из средств логопедии, включает движения на открывание и закрытие рта, фиксацию челюсти, сворачивание губ трубочкой. Совсем маленькому пациенту понравится игра с конфеткой на палочке. Он должен удерживать ее одними губами, а родители будут стараться вытянуть ее изо рта. Для развития мелкой моторики можно использовать как специальные игрушки, так и подручные средства. Основной принцип терапии – системность и комплексный подход.

Медикаментозно лечат только по рекомендации врача. Назначают лекарственные препараты для улучшения мозгового кровообращения и процессов метаболизма. У взрослых при возникновении дизартрии вследствие инсульта или инфекционного заболевания первоначально устраняют причину. Восстановление речи после инфаркта мозга является прерогативой афазиолога. Терапия может длиться длительное время, так как потребуется создание новых связей между нервными клетками вместо погибших вследствие кровоизлияния или ишемии.

Помните, что нет универсального лекарства, восстанавливающего речь и нормализующего состояние человека. Оно должно назначаться исключительно специалистом. Поэтому больному и его родственникам необходим положительный настрой и терпение.

Прогноз и профилактика

По статистическим данным, полученным при обследовании детей в дошкольных учреждениях, у 40-60% из них имеются те или иные отклонения в речевом развитии. Чаще встречаются дислалия, ринофония, неправильное произношение и ошибки фонетического характера, стертая форма дизартрии. В то же время на долю стертой дизартрии выпадает до 35% нарушений. В большинстве случаев отклонения являются излечимыми и корректируются в младшем школьном возрасте.

Профилактика дизартрии

Для тренировки мышц, предупреждения их атрофии нужно обучать детей езде на велосипеде, полезной будет любая двигательная активность (игра в прятки, скакалка, теннис и бадминтон, катание на коньках или роликах). Мелкую моторику развивают на уроках рисования, лепки, при собирании конструктора. В школьном возрасте необходимо тренировать письменную речь, рисовать по очереди левой и правой рукой, читать книги и пересказывать их. Чтобы разрабатывать речевой аппарат, не бойтесь давать ребенку пищу, которую нужно пережевывать.

Исход течения заболевания зависит от своевременной диагностики и начатого лечения. Полное восстановление функций речи возможно при легкой или стертой форме дизартрии. В тяжелых случаях − только частичное улучшение состояния. Важное значение имеет социальная адаптация человека, он не должен чувствовать себя обделенным, особенно в кругу своих близких.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Прочитали! Пожалуйста, оцените статью!
(Пока оценок нет)
Оставьте свой комментарий
Поделитесь своим мнением о статье. Что показалось вам особенно полезным, как данная информация помогла в решении проблемы?




ВНИМАНИЕ! Информация, опубликованная на сайте, носит информационный характер, не является рекомендацией к применению и представлена исключительно в ознакомительных целях. Любое практическое использование возможно только после консультации с логопедом!
Наверх