Динамическая афазия и методики её коррекции
Нарушения речи часто провоцируются поражением мозга. Динамическая афазия — это расстройство восприятия и произношения слов, вызванное патологией заднелобных отделов коры больших полушарий с левой стороны. При этом задеты и проводящие пути.
Эта зона мозга считается основной по речи. Она относится к третьему блоку функций, который включает в себя активацию, планирование и регуляцию общения. При их нарушении изменяется восприятие, усложняется построение предложений и страдает произношение звуков.
Причины возникновения
Динамическая афазия часто возникает при инсульте.
Из других причин встречаются:
- черепно-мозговые травмы;
- осложнения оперативного вмешательства;
- эпилепсия;
- опухолевый процесс;
- менингиты и энцефалиты;
- болезнь Крейтцфельдта-Якоба.
Кроме основных причин возникновения этого речевого дефекта, существуют предрасполагающие факторы.
В их число входит:
- повышенное давление;
- пожилой возраст;
- транзиторные ишемические кризы;
- наследственность;
- ревматические заболевания и их осложнения на сердце.
Афазия может возникать только при сформировавшейся речи.
Она может быть обусловлена патологией психики, но сама не относится к таковым. У ребёнка диагноз может быть выставлен только после 3-х лет. Иногда афазию путают с алалией. Но эти два состояния различны по своей сути: при афазии нарушается поставленная речь, и её нужно восстанавливать, а при алалии звуки неправильно формируются, и им нужно обучать с нуля.
Симптомы патологии
При динамической афазии нарушаются все уровни речи: письменная, устная, чтение и понимание на слух. Они могут быть неравномерно изменены, но по каждому направлению обнаруживается ухудшение. Наиболее заметна трудность в составлении длинных связанных фраз, что может привести к невозможности внятного изъяснения.
Пациенты могут произносить звуки, говорят слова и небольшие фразы. Но вести связный диалог таким людям не удаётся. Если состояние прогрессирует, появляется спонтанность не только в речи. Такой человек старается повторить звуки и слова, обращённые к нему, а также копирует движения собеседника.
В речи пациента отмечается шаблонность. Если нужное слово кажется слишком трудным для произношения, его заменяют синонимом. Это уменьшает языковое разнообразие. Человек не может построить рассказ по картинке или передать сюжет просмотренного видео. Его фразы отрывочны, не всегда связаны друг с другом.
Также к признакам афазии относятся:
- отсутствие понимания сказанного;
- неправильное произношение звуков не по причине паралича;
- отсутствие возможности сказать о предмете в одном слове;
- употребление существительных преимущественно в форме именительного падежа;
- обилие выдуманных слов в речи;
- нарушение формирования слова;
- замена одной буквы на другую (чаще неудобной для произношения на более простую);
- неправильное употребление форм глаголов, местоимений, предлогов;
- повторы слов или слогов;
- отсутствие возможности повторить сложные словосочетания;
- игнорирование правил грамматики в построении фраз;
- окончание предложения при неполном выражении мысли;
- резкое сокращение лексического запаса;
- непонимание и невыполнение простых просьб.
Письменная речь у больных сохранена. Но одновременно писать и произносить текст они не могут. Нарушаются арифметические функции: выполнять действия с числами и считать от большего к меньшему человек не может, а назвать цифры по порядку способен. Имена знакомых и географические названия пациент сказать затрудняется. Но после подсказки в виде начала слова вспоминает и правильно произносит то, что у него спрашивали.
Диагностика дефекта
Если у пациента обнаружен один или несколько симптомов афазии, его необходимо показать неврологу (для обнаружения причин), нейропсихологу (для исключения психологических проблем) и логопеду (для подбора методики коррекции). При обнаружении очага поражения в мозге, назначаются препараты, которые позволяют улучшить состояние нервной системы. После этого можно приступать к лечению последствий в виде нарушения речи.
Логопед проводит несколько тестов, которые позволяют определить вид афазии и составить коррекционную программу. В их число входит:
- Письмо.
- Разговор.
- Воспроизведение слов по памяти на слух.
- Называние предметов одним словом.
- Конструктивно-пространственное исследование.
Логопед предлагает пациенту описать происходящее по предложенной картинке или серии из них в форме небольшого рассказа. Также проверяется возможность пересказа прочитанного текста и составление небольшого сочинения на выбранную тему. По результатам обследования делается заключение о степени нарушения и подбирается лечение.
Общие принципы коррекционной работы
Лечение подбирается совместно с врачом-неврологом. Исходя из причин расстройства, оно может быть хирургическим (при опухолевом процессе), направленным на устранение сосудистой патологии и её последствий (при инсульте), антибактериальным (при нейроинфекции) или гормональным. На фоне терапии проводится логопедическая коррекция.
Работа с логопедом продолжается 2-3 года, а затем переходит во встречи раз в 6 месяцев для контроля состояния. Длительность занятия начинают с 15 минут в сутки, постепенно доводя до часа. Встречи должны быть ежедневными, чтобы речь восстановилась полностью и не возникали «откаты» до прежнего уровня из-за перерывов.
Начинать коррекционную работу стоит с первых дней обнаружения патологии. При серьёзном поражении мозга возможно пассивное участие больного. Для этого используют приёмы, направленные на снятие тормозного влияния нервной системы на центры речи. Такая тактика позволяет избежать формирования автоматизма речи. Занятия помогают восстановить письмо, понимание слов, экспрессивную окраску и способность к чтению.
Для пациента важно найти мотивацию к занятиям и обеспечить самоконтроль за речью и правильностью выполнения упражнений. При динамической афазии используют методику внешних опор, которая позволяет вернуть способность составлять развёрнутые фразы при помощи специальных фишек. В результате связная речь возвращается.
Занятия по восстановлению речи
Для успешной коррекции состояния у пациента должна быть сформирована высокая мотивация к занятиям. Важно учитывать уровень утомляемости больных, поэтому начинать стоит с 15-ти минут в день. Если потребуется, устраивают дополнительные перерывы и паузы между упражнениями, чтобы дать время на восстановление.
Занятие должно быть разбито на несколько блоков.
В их число входит:
- Обозначение цели урока.
- Проверка упражнений на письменную речь с комментариями и исправлениями.
- Повторение пройденного.
- Введение новых упражнений.
- Практическая работа по новой теме.
- Самостоятельное выполнение упражнений.
- Итоги урока.
Такая схема позволяет пациенту легче ориентироваться и справляться с задачами. Если пациент устал, а все пункты занятия ещё не пройдены, стоит сделать перерыв перед выполнением следующего блока.
Для эффективной работы на уроке потребуются дополнительные материалы:
- зеркало;
- предметы ежедневного пользования (бумага, посуда, письменные принадлежности, спички, несколько коробок различного размера, тетрадь, ключи, набор ниток, книги, ткань, салфетка, конверт и др.);
- карточки и картинки (с действиями, серия для составления рассказа, тематические картины, карточки с предметами);
- плакаты для изучения семантики текста;
- буквы в печатном и письменном виде;
- плакаты с поговорками и пословицами, лёгкими к запоминанию и чтению;
- карточки со слогами;
- плакаты с небольшими текстами (печатный и письменный шрифты);
- цифры, арифметические знаки, задачи и примеры;
- головоломки и конструкторы по Кузнецову;
- плакаты со слогами и ударением;
- кубики Кооса;
- палочки для счёта, в том числе объединённые по 10 штук;
- монеты различного номинала;
- пары картинок с одинаковым изображением и с незначительными различиями;
- пластилин, глина;
- муляж часов.
Все рабочие материалы должны быть удобны больному. Плакаты рекомендуется делать на листах А4, чтобы ими было удобно пользоваться и держать в руках.
С помощью пособий больному предлагается выполнить несколько упражнений:
- составить рассказ по нескольким сюжетным картинкам;
- включать в словосочетания слова, обозначающие последовательность действий;
- неречевые задачи, улучшающие мелкую моторику (рисование, лепка, конструирование и проч.);
- ответы на вопросы по прослушанному тексту;
- вставка пропущенных букв в словах;
- выполнение и озвучивание простых просьб;
- группировка слов по категориям (картинками и устно);
- написание отдельных букв и цифр на слух;
- указание на озвученный предмет в комнате, на себе или на картинке;
- изменение формы предложенного слова по падежам и количеству;
- раскладывание картинок согласно сюжетной линии;
- закончить озвученную фразу подходящим словом в нужной форме;
- симуляция простых диалогов с бытовыми сюжетами;
- складывание слов из отдельных букв;
- сопоставление надписи и предложенной картинки;
- написание отдельных слов и небольших фраз на слух.
Если занятия будут систематическими и плодотворными, шанс на восстановление речевой функции у пациента стремится к 90%. Чем дольше пациент посещает логопеда, тем устойчивее положительные изменения. Патология может возвращаться в том случае, когда она появилась и была исправлена в детстве. Тогда при сильном стрессе во взрослом возрасте могут снова возникать нарушения.
Коррекция афазии успешна в большинстве случаев обращения к логопедам. Сложность представляют лишь пожилые пациенты из-за большого количества сопутствующих патологий. В детском возрасте стойкое восстановление речи наблюдается у абсолютного большинства обратившихся за терапией.