Речевые дефекты у детей и взрослых

Речевые нарушения − одна из самых распространенных проблем у детей. У взрослых такие дефекты диагностируются реже, потому что обращаются к логопеду в дошкольном и школьном возрасте. Иногда, чтобы справиться с нарушением, нужна помощь не только логопеда, но и других специалистов − все зависит от тяжести дефекта. Специалисты отмечают, что у взрослых процесс коррекции проходит сложнее, потому что навык неправильного произношения автоматизировался в течение длительного времени. Но при правильном определении структуры дефекта, специалист составит план коррекционной работы.

Психолого-педагогический подход к классификации

Речевые нарушения входящие в психолого-педагогическую классификацию

В данную классификацию входят нарушения речи, связанные с использованием средств выразительности и нарушением коммуникативной функции:

  • Нарушение средств общения − в эту группу входит неправильное звукопроизношение, в контексте ребенка его называют ФНР (фонематическое недоразвитие речи). Также сюда относится недоразвитие фонетико-фонематических процессов, или ФФНР. У человека возникают трудности в различении звуков и овладении звуко-буквенным анализом. Более тяжелый дефект − это когда нарушены все компоненты речи. Такой дефект известен как ОНР (общее недоразвитие речи).
  • Нарушено использование средств общения − в эту группу входит заикание. У человека сформированы все средства для общения, но из-за патологического состояния органов артикуляционного аппарата, он не может ими пользоваться.

Психолого-педагогическую классификацию используют для определения структуры дефекта.

Клинический подход

Эта классификация основана на медицинских показателях. Она гораздо обширнее вышеописанной.

Первая обширная группа − это нарушения произносительной стороны речи. Сюда входят нарушения голосообразования:

  • Дисфония − это нарушение произношения из-за изменений в голосовом аппарате.
  • Ринофония − нарушение тембра голоса, проявляющееся в виде носового звучания.
  • При фонастении нарушена сила голоса, характеризующаяся периодами нормального звука голоса и его ослабления.
  • При афонии человек может общаться только шепотом. Этот дефект возникает из-за патологического состояния голосового аппарата.

Причинами возникновения перечисленных дефектов являются патологические изменения голосового аппарата и поражение речевых центров.

Клиническая классификация нарушений речи

Также к этому блоку относятся и нарушения темпо-ритмической стороны речи:

  • Брадилалия − человек говорит слишком медленно, заторможено.
  • Тахилалия − при данном дефекте человек говорит настолько быстро, что окружающие его не понимают.

И самые распространенные речевые дефекты звукопроизносительной стороны речи:

  • Дислалия − у ребенка нарушено звукопроизношение при нормальном физическом слухе и работе артикуляционного аппарата.
  • Ринолалия − нарушение речевого развития обусловлено анатомо-физиологическими патологиями органов артикуляции.
  • Дизартрия − причиной недоразвития произносительной стороны речи является органическое поражение нервной системы.

Следующий блок нарушений со стороны клинического подхода − это нарушение всех компонентов речи:

  • Алалия − это частичное или полное отсутствие речи, обусловленное поражением речевых зон головного мозга. Появляется до трех лет.
  • Афазия − распад речи из-за поражения речевых областей головного мозга, возникшее после трех лет.

Это одни из самых тяжелых и малоизученных речевых дефектов. Если при остальных речевых нарушениях прогноз преодоления дефекта благоприятный, то алалия и афазия гораздо сложнее поддаются коррекции.

Третий блок в клинической классификации − нарушения чтения и письма, или дислексия и дисграфия. Они характеризуются разнообразными стойкими ошибками, осложняющими освоение навыков чтения и письма.

Во взрослом возрасте могут быть следующие дефекты речи:

  • Афазия.
  • Заикание.
  • Дизартрия.
  • Дислексия.
  • Дисграфия.

Нарушения голосообразования и темпо-ритмической стороны речи.

И у детей, и у взрослых главный принцип коррекционной работы − чем раньше она начата, тем проще будет преодолеть дефект и ввести человека в нормальную речевую среду.

Особенности логопедической помощи при нарушениях голосообразования

Коррекцией этих дефектов занимается не просто логопед, а фонопед. Этот специалист работает с певцами и людьми, часто выступающими на публике. Причинами нарушения голосообразования могут быть:

  • анатомические особенности строения голосового аппарата;
  • заболевания голосовых связок;
  • вредные привычки.

Человеку назначают массаж шеи, физиопроцедуры, составляют особый «голосовой» режим. Иногда могут предложить и медикаментозное лечение. На логопедических занятиях проводят работу по формированию речевого дыхания, голосоподачи.

Постановка голо­са

Включают пропевки и чтение стихотворений или отрывков из разных произведений с различной высотой голоса. Таким образом человек учится управлять своим голосом. Обязательно используют артикуляционные упражнения и дыхательную гимнастику. Человеку не нужно напрягать свои голосовые связки, стараясь говорить выше. Если занятия будут регулярными и все рекомендации будут соблюдаться, постепенно человек укрепит свои голосовые связки и сможет управлять силой и высотой голоса.

Особенности коррекционной работы по преодолению нарушений темпо-ритмической стороны речи

Брадилалия и тахилалия могут появиться из-за неправильного речевого дыхания. У ребенка или взрослого оно поверхностное, вдох недостаточно глубокий, а выдох сильный. Поэтому и происходит нарушение речевого темпа. Также причиной могут быть особенности нервной системы. В этом случае нужна консультация невролога, который выпишет нужное лекарство.

Ведущее направление в логопедической работе по преодолению брадилалии и тахилалии − тренировка речевого дыхания, формирование плавной речи и улучшение дикции. Для этого используют чистоговорки, скороговорки. Их подбирают в зависимости от автоматизируемого звука в речи. Если ваша цель − замедление темпа речи, произносите речевой материал медленно, четко проговаривая каждый звук. Если вы корректируете тахилалию, то все чистоговорки и скороговорки произносите с постепенным ускорением и четким проговариванием звуков.

Включите в занятия пропевание гласных с постепенным увеличением их количества, песни. Обязательно делайте дыхательную гимнастику, так вы сформируете сильный и плавный выдох, который нужен для формирования нормального темпа речи.

Пропевание звуков

Особенности логопедической помощи по коррекции дислалии

Дислалия успешно поддается коррекции, продолжительность занятий составляет примерно 6 месяцев. Она не может быть у взрослого человека, потому что не обусловлена органическими поражениями нервной системы и речевых областей. Нарушаются звукопроизношение и фонетико-фонематические процессы.

Поэтому логопедическая работа строится на основе этих направлений. На подготовительном этапе занимаются формированием артикуляционной базы, дают упражнения на развитие фонематического слуха и формирование основ звуко-буквенного анализа. Потом идет этап постановки звука, его автоматизации и, при необходимости, проводят дифференциацию звуков.

Особенности коррекционной работы при дизартрии

Дизартрия − распространенное речевое нарушение, которое встречается у детей и взрослых. Проявляется она не только в нарушении произносительной стороны речи, но и в моторной и личностной сфере. Это связано с тем, что причина дизартрии − это органическое поражение центральной нервной системы. Поэтому для ее успешной коррекции необходима помощь невролога, который назначит нужные препараты.

Логопедическая работа проводится по следующим направлениям:

  • коррекция звукопроизношения;
  • коррекция моторной сферы;
  • работа над словарем и грамматическим строем;
  • коррекция высших психических функций;
  • формирование связной речи.

Обычно за помощью логопеда обращаются в детском и школьном возрасте. Но иногда дизартрия встречается и у взрослых. Чаще всего она проявляется у них в стойком нарушении произношения какого-либо звука − шипящего, свистящего. Но самый распространенный дефект − это картавость.

Скорректировать звукопроизношение во взрослом возрасте сложнее, потому что неправильная фонема автоматизировалась. Принципы работы со взрослыми при коррекции дизартрии такие же, как и с детьми.

Особенности работы с ринолалией

Расщелина верхней губы и неба, открытая врожденная ринолалия

Ринолалия обусловлена анатомо-физиологическими дефектами артикуляционного аппарата. Это расщелины губы, неба. Эти патологии исправляют хирургическим путем еще в младенческом возрасте, но у малыша все равно оказываются нарушенными дыхание, глотание, что приводит к нарушению речи.

С такими детьми логопед и дефектолог занимаются с раннего возраста. Ведется работа по исправлению звукопроизношения, формирование артикуляционной базы и речевого дыхания, работа над моторикой, импрессивной и экспрессивной сторонами речи. Логопед включает в занятия массаж органов артикуляции, чтобы нормализовать их мышечный тонус.

У детей с ринолалией прогноз зависит от типа проведенной операции. Если анатомические дефекты удалось максимально скорректировать, то он будет благоприятным. Если же, например, небо осталось длинным, то с такими детьми нужно работать в большем объеме для достижения высоких результатов.

Особенности работы с людьми с заиканием

Заикание − часто встречающееся речевое нарушение у взрослых людей. Этот дефект сложный не только из-за судорог в артикуляционном аппарате, но и с психологической точки зрения. Люди с заиканием остро переживают свой дефект, поэтому болезненно реагируют на неудачи. Поэтому с ними работают логопед, невролог, нейропсихолог, психотерапевт, дефектолог.

Успех коррекционной работы зависит от настроя самого пациента и от того, насколько точно он будет соблюдать все необходимые режимы, направленные на снятие напряжения с артикуляционного аппарата и нервной системы в целом. Особое внимание в коррекционной работе уделяют расслаблению и нормализации мышечного тонуса (это можно сделать при помощи массажа, физиопроцедур, логоритмических упражнений), формированию диафрагмального дыхания и плавной речи.

Формирование правильного речевого дыхания

Людям с заиканием часто рекомендуют заниматься пением, плаванием. Логопед обыгрывает с ними речевые ситуации, чтобы свести появление судорог к минимуму. Очень важно, чтобы человек был настроен оптимистично и понимал важность соблюдения рекомендаций специалистов.

Рекомендации по работе с алалией и афазией

Это тяжелые речевые дефекты, при которых люди теряют возможность общаться и познавать окружающий мир при помощи речи. Если алалия возникает в результате патологий во внутриутробном, родовом и послеродовом периодах, то афазия чаще всего после инсульта. Людей с такими дефектами учат пользоваться речевыми средствами, создают ситуации, побуждающие к общению.

Начинают работать с простых слов, потом переходя к все более сложному речевому материалу. Людей с этими дефектами учат строить фразы и предложения, общаться при помощи их с окружающими. Проводится работа по всем направлениям, как и при дизартрии. Кроме логопеда, с пациентами работает нейропсихолог, дефектолог, психолог и невролог.

Советы по преодолению дислексии и дисграфии

Эти речевые нарушения диагностируют только в школьном возрасте. Часто ошибки на чтении и письме путают с физиологическими, которые являются естественными для ребенка, начинающего овладевать грамотой. У таких детей нарушена ориентация в пространстве, поэтому логопед предлагает задания по определению сторон, верха и низа и т. д.

Пример дисграфии

Взрослый выкладывает с ребенком буквы из счетных палочек, подробно показывает, как пишется буква, то есть проводит работу по закреплению образа буквы при помощи зрительного анализатора и моторного навыка. Школьника учат не просто читать, а понимать прочитанное. Для этого сначала просят соотнести слово с изображением и т. д.

Дислексия и дисграфия успешно поддаются коррекции. Но бывает, что эти дефекты встречаются и у взрослых. Принципы и направления работы такие же, как и с детьми.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Прочитали! Пожалуйста, оцените статью!
(Пока оценок нет)
Оставьте свой комментарий
Поделитесь своим мнением о статье. Что показалось вам особенно полезным, как данная информация помогла в решении проблемы?




ВНИМАНИЕ! Информация, опубликованная на сайте, носит информационный характер, не является рекомендацией к применению и представлена исключительно в ознакомительных целях. Любое практическое использование возможно только после консультации с логопедом!
Наверх