Понятие, причины и коррекция амнестической афазии
Нарушения речи у детей и взрослых могут быть связаны с различными состояниями: наследственные дефекты, родовая травма, ЧМТ, заболевания головного мозга и пр. Например, амнестическая афазия наблюдается при поражении нижних или задних отделов височной и теменной доли. Болезнь характеризуется тем, что человек начинает забывать названия различных предметов, что затрудняет его коммуникацию с окружающими людьми. Вопросами диагностики и лечения подобного состояния занимается невролог или психиатр.
Определение и классификация
Амнестическая афазия − это разновидность нейропсихологического расстройства речи, при котором наблюдается забывание названий предметов или имен. Основной фактор, обуславливающий развитие данного расстройства – это органическое повреждение, локализующееся в височной и теменной доле больших полушарий головного мозга. В такой ситуации пациент понимает, какой объект находится перед ним и знает, зачем он нужен, однако не может назвать его. Чаще всего пациенты во время разговора описывают функции предмета, дают ему характеристику по форме и цвету, но вспомнить название не могут.
Врачи выделяют еще один подтип подобного расстройства речи − оптико-мнестическую афазию, которая развивается при преимущественном повреждении коры височной доли. К афазии присоединяется невозможность рисовать объекты по памяти, только видя предмет перед собой. Больные могут описать его характеристики, но не изобразить или назвать.
Причины возникновения
Патология характеризуется повреждением серого и прилежащего белого вещества височной и теменной доли, что объясняет нарушения связей между группами нервных клеток. Причины, приводящие к поражению мозга следующие:
- инфекционно-воспалительные заболевания бактериальной, вирусной или грибковой этиологии: энцефалит, менингит, абсцесс тканей головного мозга;
- токсическое поражение коры при отравлении алкоголем, лекарственными препаратами или нейротоксичными ядами;
- травмы: аварии, удары тупыми предметами, ушибы или сотрясения, разрыв нейронных связей в височной доле;
- последствия оперативного лечения патологий ЦНС;
- опухолевые образования;
- острое нарушение кровообращения головного мозга;
- хроническая недостаточность кровообращения в тканях мозга (транзиторно-ишемические атаки);
- болезнь Альцгеймера или Пика.
Кроме прямых причин, существуют факторы риска, приводящие к подобным болезням: старческий или пожилой возраст, метаболические нарушения в организме, ожирение и атеросклероз, курение и алкоголизм, малоактивный образ жизни, генетическая предрасположенность, ишемическая болезнь сердца, гипертония и др.
Клинические проявления
Невозможность назвать предмет − основной симптом патологии, однако, выявить это при обычном общении очень сложно. Но болезнь проявляется не только афазией. Симптомы включают в себя следующие проявления:
- Частое повторение одних и тех же слов или словосочетаний.
- Замедленность речи с выраженными паузами между словами или, наоборот, больные начинают говорить очень быстро и нелогично.
- Речь приобретает описательный характер, то есть пациент пропускает существительные, а говорит только с помощью прилагательных или глаголов.
- Человек легко описывает предмет и говорит о его функциях, однако не может вспомнить название объекта.
- Когда больному подсказывают первую букву или слог названия предмета, он с легкостью вспоминает все слово.
- Психические нарушения развиваются на фоне повреждения других областей головного мозга и могут характеризоваться частой сменой настроения, агрессией, замкнутостью, дурашливостью, депрессией, апатией, парезами или параличами, забывчивостью и др.
Несмотря на речевые нарушения, другие функции головного мозга, связанные с произнесением слов, не страдают. Пациент может писать, читать, что отличает болезнь от алалии.
Постановка диагноза
Так как патология связана с повреждением головного мозга, то больному рекомендуют записаться на прием к неврологу или психиатру. Специалисты данного профиля смогут провести необходимые исследования и подобрать лечение.
Во время первичной консультации у специалиста врач проводит комплексную диагностику. Она включает в себя следующие действия:
- Сбор жалоб и анамнеза заболевания. Необходимо знать время появления симптомов, на каком фоне они развились и какие хронические заболевания есть у пациента.
- Оценка неврологического статуса. Исследуется походка, равновесие, когнитивные навыки, проводится оценка эмоционально-волевой сферы, тест на узнавание предметов, пробы для оценки функциональной активности речевого аппарата и отдельных компонентов речи − лексики, фонетики и грамматики.
- Лабораторные анализы (клинический и биохимический анализы крови, общее исследование мочи, по показаниям ликвора).
- Рентгенограмма черепа.
- Ультразвуковое исследование сосудов шеи с допплером.
- Компьютерная, магнитно-резонансная или позитронно-эмиссионная томография головного мозга для выявления органических заболеваний ЦНС.
Перечень используемых для диагностики процедур зависит от имеющихся у человека симптомов и сопутствующих болезней. Ни в коем случае не стоит самостоятельно ставить диагноз, так как это часто приводит к прогрессированию основной патологии.
Коррекция нарушений
Комплексная диагностика позволяет поставить однозначный диагноз. На основе результатов исследований, возраста пациента и его психического состояния лечащий врач подбирает схему лечения. Терапия всегда носит комплексный характер.
Если афазия вызвана травмой головного мозга, инсультом или опухолью, то пациент срочно нуждается в оперативном лечении. Только после устранения непосредственной причины состояния можно переходить к восстановлению речи больного.
После проведения экстренной терапии, врачи рекомендуют начинать реабилитацию. На первом этапе с больным занимается психолог и логопед. Они обучают пациента адекватно воспринимать предметы и образно мыслить. Постепенно количество картинок и визуальных рядов увеличивается, тем самым формируется словарный запас. Второй этап характеризуется адаптацией к разговорной речи, уменьшением пауз между словами и фразами. Заключительная ступень логопедической коррекции заключается в увеличении речевого запаса, улучшении способности к восприятию большего количества информации.
Прогноз и профилактика
При комплексном подходе к терапии и выполнении реабилитационных мероприятий пациентам удается восстановить речь. Со временем запоминаются названия предметов, снижается заторможенность речи, повышается способность поддерживать разговор. В ситуациях с обширными повреждениями тканей головного мозга говорить о положительном прогнозе сложно. В этом случае эффективность лечения зависит от степени повреждения, сроков его начала и наличия у пациента сопутствующих болезней ЦНС.
Врачи выделяют ряд рекомендаций, направленных на предупреждение появления и прогрессирования патологии. Они включают в себя следующие пункты:
- регулярные физические упражнения (растяжка, гимнастика, йога, занятия в тренажерном зале);
- следование методам лечения, назначенным лечащим врачом;
- своевременное лечение хронических заболеваний;
- контроль над индексом массы тела;
- рациональное питание: прием витаминов и микроэлементов, обогащение рациона зеленью и овощами, употребление фруктов и кисломолочных продуктов, нежирного мяса; необходимо снизить потребление красного мяса, жирного и жареного, острого и соленого, сладкого, мучного;
- длительные занятия с логопедом;
- консультации психотерапевта;
- соблюдение режима труда и отдыха.
Профилактические советы не требуют финансовых затрат и не вызывают дискомфорт у человека.
Амнестическая афазия возникает на фоне повреждения структур головного мозга. При первых признаках основного заболевания или афазии необходимо обратиться к врачу. Терапия на раннем этапе поможет достичь более успешных результатов и добиться быстрого выздоровления. Если же длительное время заниматься самолечением, возможно формирование стойкого речевого дефекта.