Акустико-фонематическая дислалия: причины, симптомы, лечение

 

В соответствии с классификацией, составленной Б. Гриншпуном, выделяют три вида дислалии: акустико-фонематическую, артикуляторно-фонетическую и артикуляторно-фонематическую. Причина акустико-фонематической дислалии – выборочная несформированность механизма усвоения звуков, что снижает акустическое восприятие речи других людей.

Детям с такой проблемой сложно выделить и распознать особенность произношения сложных фонем. Особенно в звуках, противопоставленных друг другу. Поэтому, слыша чужую речь, малыш, основываясь на общности признаков, путает звуки.

Акустико-фонематическая дислалия – определение

Формы дислалии

Дислалия с греческого переводится, как «речь и нарушение». Акустико фонематическая дислалия развивается при нарушении (несформированности) фонематического слуха, а именно:

  • неумении распознавать и узнавать звуки;
  • неспособности дифференцировать звуки смежных фонетических групп.

Данный дефект не связан с патологиями слухового аппарата. В основе акустико фонематической дислалии лежат избирательные нарушения способности различать фонемы в устной речи и воспроизводить звуки правильно.

У пациентов с фонематическим расстройством возникают сложности с различением звуков и их правильным распознаванием. Состав фонем при таком дефекте образуется не полностью. Поскольку малыш неверно распознает звук, он неправильно понимает все слово. Пример: малыш не понимает разницы между словами «нора» и «кора», «жук» и «сук».

Характеристика дефекта

При диагностировании акустико-фонематической дислалии выделяют три формы нарушений произношения фонем:

  • Пропуск звука. Например, «дом – ом». Малыш пропускает первый слог, поскольку его не слышит. Такая форма нарушения встречается редко.
  • Замена фонем. При этом артикуляция у ребенка правильная, все звуки произносятся четко. Пример такой подмены: «рис» – «лис», «бил» – «пил». При этом замена может быть избирательной, когда ребенок заменяет только шипящие (ж – ш) или сонорные (л – р) согласные. Такое нарушение свидетельствует о неправильном формировании фонетико-фонематической системы.
  • Путаница в звуках. Ребенок различает фонемы, однако, произнося их, подменяет одну другой, выбирая из близких по артикуляции фонетических групп.

Замена одного звука другим при дислалии

У детей с дислалией возникают трудности при общении. Малыш неправильно проговаривает слова, поэтому окружающим его сложно понять, а вдобавок ему не всегда удается верно распознать чужую устную речь.

В письменной речи дефект проявляется не всегда. Дети могут без ошибок писать диктанты, однако допускать их в творческих (сочинения, изложения) работах.

Причины нарушения и механизм развития

Провоцируют появление дефекта:

  • Физиологически неправильное формирование челюстно-лицевой системы, рта и носоглотки. Анатомические аномалии приводят к неправильной артикуляции целых групп звуков. У малышей с передним прикусом возникают проблемы при произношении свистящих согласных, поскольку сложно удержать язык за зубным рядом.
  • При нормальных физиологических показателях слуха у детей с акустико-фонематической дислалией не сформировано сенсорное понимание устной речи. Отсутствует функция распознавания, сличения общих и различных признаков фонем, вследствие чего ребенок неправильно воспринимает слова.

Главная причина такого речевого нарушения – несформированность фонематического слуха.

Ребенок не различает звуки, поэтому подменяет один другим при произношении. Обычно происходит замещение звуков одной акустической группы: сонорных, свистящих, шипящих, звонких или глухих.

К кому обращаться

На осмотре у невролога

Главное условие успешности диагностики и устранения речевого нарушения – согласованная работа невролога и логопеда-дефектолога. Врач и логопед оценивают специфику мелкой моторики, функциональность суставов пальцев рук. Если причина нарушения – неврологическая патология, то при планировании коррекционных занятий дефектолог опирается на заключение невролога.

Чтобы диагноз был поставлен верно, важно успокоить ребенка. Поскольку нервозность, плач или испуг усиливают тонус мышц, что искажает информацию о речевых и двигательных способностях малыша.

Правила диагностики

Для выявления речевого дефекта проводится изучение:

  • мимики лица;
  • работы артикуляционных мышц: языка, неба, губ, нижней челюсти.

Для этого ребенка просят несколько раз максимально широко открыть рот. Затем улыбнуться, сложить губы трубочкой (эти задания чередуют), высунуть язык вперед, опустив его на нижнюю губу («лопатой»), затем сделать язычок максимально узким («иголочкой»). Чередуют задания для языка. Отрывисто и четко произнести «а», затем зевнуть, максимально открыв рот. Повторить.

Коррекция дефекта

Логопедическая работа направлена на формирование у ребенка навыков правильной артикуляции фонем. Для этого специалист обучает малыша навыкам восприятия устной речи, отрабатывает умение верно произносить фонемы и закрепляет знания в свободном общении.

Коррекция акустико-фонематической дислалии включает:

  • групповые и индивидуальные занятия с логопедом;
  • выполнение специальных упражнений с воспитателем для закрепления полученных навыков;
  • закрепление умений во время игр и свободного общения с родителями.

Дефектолог учит ребенка распознавать фонему, с которой возникают сложности. Вначале от фонем из разных акустических групп, а затем из одной. В дальнейшем малыш сможет отличить звук и от различных вариантов его искаженного произношения. Для этого, кроме развития фонематического слуха, отрабатывается мелкая моторика рук и артикуляция.

Для устранения речевого расстройства логопеду важно заинтересовать ребенка в правильном произношении. Специалист сразу учит малыша распознавать слова, поскольку фонемы не существуют вне слов. Услышав заданный звук, он сигнализирует об этом либо раскладывает картинки со смежными фонемами на две стопочки, причем дефектолог называет изображение, четко проговаривая сложную фонему.

Логопед обучает правильной артикуляции только тех звуков, которые ребенок научился распознавать.

Во время коррекции речевого расстройства следует исключить неправильное произношение сложной фонемы до тех пор, пока артикуляция не сформируется.

Эффективен для устранения речевого нарушения фонетический разбор слова. Для этого малышей просят назвать место звука в слогах, подобрать слова, содержащие нужную фонему в начале, середине или в конце. Подобные задания выполняют только с сохранными фонемами, поскольку малыш должен правильно произносить речевой материал.

Логопедическая карточка

Важную роль играет артикуляционная гимнастика. Она проводится в игровой форме. Детям предлагают выполнить упражнения для губ, языка и нижней челюсти: «улыбочка», «хоботок», «лопатка», «иголочка», «открытый дом». Благодаря таким занятиям ребенок учится фиксировать речевой аппарат в разных артикуляционных положениях.

То есть коррекционная работа логопеда при акустико-фонематическом расстройстве проводится по двум направлениям:

  • обучение пониманию чужой устной речи, различению сложных фонем;
  • отработка правильной артикуляции звуков смежных фонетических групп.

Поскольку акустико-фонематическая дислалия не связана с органическими поражениями слуха, она хорошо поддается коррекции. Главное, своевременно выявить и устранить дефект.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Прочитали! Пожалуйста, оцените статью!
(Пока оценок нет)
Оставьте свой комментарий
Поделитесь своим мнением о статье. Что показалось вам особенно полезным, как данная информация помогла в решении проблемы?




ВНИМАНИЕ! Информация, опубликованная на сайте, носит информационный характер, не является рекомендацией к применению и представлена исключительно в ознакомительных целях. Любое практическое использование возможно только после консультации с логопедом!
Наверх