Профилактические мероприятиия дисграфии у дошкольников
Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи. Дисграфическое нарушение имеет стойкий характер, однако не зависит от умственного развития школьника или дошкольника, и не связано с его плохой обучаемостью и недостатком знаний. Причина ошибок при написании слов – нарушение формирования высших психических функций, задействованных в устной и письменной речи.
Дисграфия в большинстве случаев диагностируется одновременно с дислексией, поскольку механизм развития указанных речевых расстройств идентичен.
Количество детей дошкольного и младшего школьного возраста, страдающих дисграфией, постоянно растет. А проблемы с чтением и письмом делают невозможным дальнейшее обучение в школе.
Кроме того, речевое расстройство негативно сказывается на характере малыша. Он становится неуравновешенным. В психологии это называют аффективным наслоением. Поэтому маленькому пациенту требуется помощь логопеда. А вот предупредить нарушение под силу родителям. Профилактика дисграфии у дошкольников потребует значительно меньше времени и усилий, чем ее коррекция после поступления в школу.
Характеристика нарушения
Дисграфия основывается на недоразвитии способностей различать и сопоставлять предметы, ориентироваться в пространстве, проводить анализ и синтез. В результате ребенок подменяет буквы или пишет их неправильно. Таким образом, причина дисграфического расстройства – нарушение зрительного гнозиса или его несформированность.
Русские буквы содержат общий набор элементов, включающий палочки, крючки и круги, а также несколько особенных. Комбинация этих элементов формирует различные буквенные символы.
Дети с расстройством письменной речи не видят разницы в написании букв, что ведет к проблеме с их написанием и распознаванием.
Чаще всего при написании букв наблюдаются такие ошибки:
- Пропуск составных элементов буквенного символа (недостающее количество крючков или палочек). Например, «и» вместо «ш» или «п» вместо «т».
- Прибавление несуществующих элементов. В результате ребенок путает «ж» и «х», «щ» и «ш», «м» и «л».
- Пропуск соединительного звена в буквах «ю», «а».
- Зеркальное написание букв. Особенно страдают «з» и «э».
Если сложности с письмом и чтением своевременно не выявлены, а родители не могут или не хотят помочь ребенку, это вызывает трудности с дальнейшим школьным обучением и приводит к эмоциональным переживаниям. У детей появляется немотивированная агрессия (вербальная или физическая), они не хотят делать уроки или выполняют задания только под угрозой наказания.
Состояние аффекта – результат скрываемой тревожности и снижения самооценки. Такие изменения характера могут стать необратимыми. Вот почему предупреждение дисграфии стоит начинать не после поступления в школу, а в дошкольном возрасте до начала обучения грамоте.
Правила профилактики дисграфии
Главное условие успешности превентивных занятий – ранее выявление симптоматики нарушения речи. Коррекционная работа организовывается в зависимости от механизма и причин расстройства.
В 3-4 года малыша обязательно проверяют на способность различать фонемы на слух. Если возникают сложности, следует работать над развитием навыков дифференциации звуков. Важно завершить коррекцию до начала обучения письму.
С дошкольниками отрабатывают правильную артикуляцию сложных фонем, предупреждая подмену звуков другими из схожих фонетических групп, формируют образное восприятие чужой речи. Если малыш пропускает слоги или меняет их местами, это свидетельствует о предпосылках развития дислексии и дисграфии в более старшем возрасте.
Логопед в детском саду проводит углубленное исследование свободной речи дошкольников. Коррекционные упражнения направлены на создание четких стереотипов произношения слов. Это помогает малышу овладеть не только устной, но и письменной речью. Воспитатель проводит занятия по развитию способностей пространственного и образного мышления. По окончании коррекционной работы малышей повторно тестируют для определения уровня сформированности речи.
Как и любое нарушение, дисграфию легче предупредить, чем затем скорректировать. Поскольку обычного школьного обучения грамоте недостаточно для устранения расстройства речи. Логопедическая работа направлена на формирование высших психических функций, которые требуются для овладения навыками чтения и письма. Для этого проводят коррекционные занятия, включающие дидактические игры и выполнение специальных упражнений. Направлены логопедические занятия на развитие у дошкольников:
- понятий о геометрической форме предмета, его цвете и размере;
- зрительной памяти (для этого ребенка просят назвать, какой предмет пропал или нарисовать увиденную картинку по памяти).
Для развития ориентации в пространстве, а также способностей выразить словами пространственные отношения, малышей учат использовать предлоги, а также понимать их смысловое значение (вверх, вниз, слева, справа, за или перед (чем-то)).
Упражнения для профилактики дисграфии у дошкольников
Все упражнения направлены на достижение конкретной задачи. Для повышения внимательности, умения концентрироваться:
- просят малыша назвать, что нарисовано на картинке;
- разделить карточки по группам – «мебель», «домашние животные», «одежда»;
- найти предмет нужной геометрической формы;
- выбрать ряды с одинаковыми фигурами;
- найти одинаковые предметы на черно-белых и цветных изображениях;
- угадать контур чего изображен на картинке;
- найти силуэт к каждому изображению;
- на время отыскать 5, 6 или 10 отличий на картинках;
- назвать предметы, нарисованные друг на друге;
- выбрать лишнее изображение в ряду (оно не соответствует остальным по форме, размеру, групповой принадлежности);
- отыскать одинаковые изображения, расположенные в разных частях картинки;
- отгадать, что хотели изобразить на незаконченной картинке;
- найти ошибки на рисунке;
- отыскать «спрятанные» изображения;
- сопоставить форму изображения с геометрической фигурой;
- соединить части одной картинки или фотографии (пазлы, разрезанное изображение);
- узнать, что нарисовано по деталям;
- ответить, какая картинка или предмет исчезли;
- правильно найти выход из лабиринта.
Улучшить зрительное восприятие и запоминание помогают такие упражнения:
- посмотреть, как расположены игрушки и по памяти выстроить их так же;
- посмотрев несколько секунд на нарисованные геометрические фигуры, изобразить их, не подглядывая, сохранив порядок и цвет;
- найти картинке пару;
- запомнить порядок расположения картинок и повторить его;
- найти отличия в двух похожих изображениях;
- запомнить фигуру, сложенную из счетных палочек или спичек и восстановить ее по памяти (на запоминание выделяется 10-15 секунд).
Для развития образного мышления, пространственного восприятия, умения ориентироваться на местности детей просят:
- показать и правильно назвать верхние части тела человека на картинке, затем свои: вначале ребенок делает это, смотрясь в зеркало, затем без подсказок;
- показать и назвать, что находится выше (или ниже) указанной вещи;
- вспомнить, назвать и продемонстрировать, что можно сделать верхними (а затем нижними) частями тела: повороты, наклоны, махи, вращения, приседания, наклоны;
- указать (сначала на зеркальном отражении или на другом ребенке, затем самостоятельно) и сказать названия частей тела, которые находятся сзади (спереди, слева или справа);
- выполнять заданные логопедом или воспитателем движения только в одном направлении (вперед, назад, влево, вправо): наклоны головы или туловища, прыжки на одной или двух ногах, ходьба;
- продемонстрировать и проговорить названия частей тела, расположенных с левой (правой) стороны;
- дотянуться левой рукой до носка правой ноги, правой рукой до мочки левого уха и т. д.;
- назвать все предметы, расположенные впереди от того места, где стоит ребенок;
- не изменяя своего положения, называть, что находится ниже всего (выше всего, дальше или ближе всего);
- без ошибок выполнять задания на движения: шаг вправо, два шага вперед, три – назад и четыре вправо;
- нарисовать на бумаге или на доске геометрические фигуры с определенным расположением: в центре ромб, справа от него круг, в правом нижнем углу – квадрат, в левом нижнем – овал, справа от овала – треугольник;
- карандашом прочертить линию, соединив два рисунка;
- прописать крючки, овалы, палочки до конца строки, согласно данному образцу.
Также на групповых занятиях отрабатывают навыки употребления пространственных предлогов (за, над, под, перед, около, на, в, из-за) и понимания слов с противоположным значением (антонимов).
Чтобы дети смогли различать буквы, имеющие схожие элементы, зрительное восприятие графических символов должно быть доведено до автоматизма. Для этого малышей учат:
- распознавать, называть буквы и пары букв;
- искать и узнавать буквы, написанные с ошибкой;
- дописывать недостающий элемент и называть получившиеся буквы;
- искать заданную букву в тексте, вычеркивая ее;
- находить слоги или слова в печатном тексте;
- составлять слово из предложенных букв;
- вставлять в слово пропущенную букву (слог).
Перечисленные упражнения направлены на развитие и закрепление умений распознавать буквы, что предшествует обучению чтению и письму. Логопед старается заинтересовать ребенка, поэтому занятия проводятся в игровой форме, с использованием дидактических картинок. При этом результат достигается незаметно, но полученные навыки закрепляются навсегда.