Как преодолеть дислексию, занимаясь по системе Дейвиса
Дислексия (Dyslexia) − речевое нарушение, связанное с недоразвитием высших психических функций, что является причиной затруднений с чтением и письмом. Существуют методики, помогающие преодолеть этот дефект. Самой популярной и эффективной считается методика Дейвиса по устранению дислексии.
Автор, Рональд Д. Дейвис основал Центр исследований проблем чтения. Особенность системы − Дейвис сам является дислексиком и на личном примере доказал эффективность и результативность предложенной им методики. Он считает, что дислексия − не нарушение, а особый дар, которым нужно научиться пользоваться. Это и есть главная цель этой методики.
Люди с дислексией отличаются богатым воображением, нестандартным мышлением, любознательностью. Но, кроме того, у них есть нарушения в речи, трудности с письмом, в усвоении новых навыков. Поэтому нужно составить план коррекционной работы по преодолению этого нарушения с учетом индивидуальных особенностей человека.
Основные аспекты системы
Люди с дислексией обладают богатым воображением, но их способы познания окружающего мира отличаются от общепринятых. Они опираются на дезориентацию, чтобы определить образ предмета и его назначение. Система Дейвиса направлена на устранение дезориентации, путем установления особой точки ориентирования. Благодаря этому воображение дислексиков больше опирается на реалистичные образы предметов.
Преимущество методики − ее можно использовать для коррекции дислексии в любом возрасте. Она состоит из следующих блоков:
- оценка способности к восприятию;
- переключение;
- разрядка и проверка;
- точная настройка;
- координация;
- освоение символов;
- последовательное чтение;
- освоение символов относительно слов.
Количество и время занятий составляют специалисты в зависимости от индивидуальных особенностей человека.
Оценка способности к восприятию
Специалисты определяют, что человека с дислексией волнует больше всего. Чаще всего он переживает из-за трудностей в общении с окружающими и что неумение читать делает его неуспешным в глазах других людей. Затем специалист определяет степень затруднения.
На этом этапе предлагается выполнить упражнение «Умственный глаз» − оно помогает изучить окружающую действительность при помощи ментальных (мысленных) образов. Человек представляет на своей ладони предмет. Специалист задает вопросы о его внешнем виде, тем самым помогая детальнее представить предмет. Задание усложняют, предлагая рассмотреть его с разных сторон. Потом предлагают поменять его внешние параметры, переместить на другую ладонь и т. д. Если пациент справился с упражнением, можно приступать к следующему этапу коррекции.
Переключение
Главный признак дислексии − дезориентация в пространстве, которая затрудняет точное восприятие образов предметов. Поэтому создают особую «точку ориентации», представляющую собой пространство, позволяющее зафиксировать зрение дислексика. Пациенту нужно представить, что он как будто смотрит глазами человека, стоящего за его спиной.
Когда человек научится быстро находить «точку ориентации», то сможет видеть предметы такими какими видят их окружающие. Это становится возможным благодаря тому, что эта точка оказывается расположенной в верхней части мозга, отвечающей за дезориентацию у людей с дислексией. Таким образом, дезориентацию устраняют, а вместе с ней и само нарушение. Специалист следит за тем, чтобы эти упражнения не вызвали переутомление у пациента.
Разрядка и проверка
Попытки устранить дезориентацию и вместе с тем удерживать «умственный глаз» как можно дольше довольно утомительны, поэтому нередко пациенты жалуются на усталость и головные боли. Для расслабления и поддержания концентрации в занятие включают разрядку.
Расслабление осуществляется при помощи визуализации (представлений). Человек представляет себе чувство расслабленности в голове. Благодаря несложному упражнению удается снять мышечное напряжение, а головная боль проходит. После сеанса разрядки нужно проверить, не сместилась ли «точка ориентации». Когда человек освоил этот этап, он может переходить к следующему блоку заданий.
Точная настройка
Когда только начинается коррекционная работа по преодолению дислексии у «точки ориентации» нет еще четко зафиксированного положения, поэтому основная задача − это закрепить ее местоположение. Человеку предлагают мысленно перемещать «умственный глаз», пока он не найдет оптимальное положение. При этом дислексик чувствует облегчение и ему легче удерживать «умственный глаз» в течение длительного времени.
Точная настройка − это важное упражнение в системе Дейвиса, потому что под воздействием различных факторов точка может менять положение. Поэтому умение точно ее настраивать позволяет избежать дезориентации.
Координация
У людей с дислексией нарушена координация и трудности с определением правой и левой сторон. Поэтому в коррекционную работу включают упражнения на координацию. Это позволяет человеку справиться с неуклюжестью и трудностями в определении сторон.
Перед заданиями на координацию проверяют, насколько точно зафиксирован «умственный глаз». Затем человеку предлагают встать на одну ногу и удерживать равновесие. Когда пациент сможет удерживать баланс, ему бросают мячики, которые он ловит правой и левой рукой поочередно, а потом одновременно.
Задание усложняют: мячики кидают с небольшим отклонением в стороны, чтобы человек выходил за пределы оси равновесия с целью поймать мяч. Если дислексик будет регулярно выполнять это упражнение, его координация заметно улучшится. Эти задания можно использовать как динамические паузы.
Освоение символов
Особенность воображения людей с дислексией − это восприятие трехмерного изображения, а остальные люди воспринимают двухмерные печатные изображения. Поэтому работа с печатными изданиями затрудняет процесс обучения у людей с дислексией. Чтобы человек усвоил букву или алфавит, он воспроизводит ее самостоятельно в трехмерном воображении и сопоставляет ее с двухмерным печатным изображением. Для моделирования лучше всего использовать пластилин.
Нужно не только смоделировать нужную букву или число, но и запомнить ее положение в алфавите или числовом ряду. После того как человек усвоил элемент, переходите к изучению следующего, вызывающего затруднения. Людям с дислексией сложнее всего усвоить знаки препинания или знаки арифметических действий. Нужно учить не только сопоставлять изображение, но и объяснять смысл выбора того или иного знака. Поэтому человека просят приводить примеры с постановкой символа.
Последовательное чтение
Во время чтения дислексики воспринимают слово единым целым, а не последовательно по буквам. Поэтому, читая слово, человек пытается понять его значение. На начальных этапах коррекции у пациента формируют навык последовательного чтения с выделением отдельных букв или слогов. При этом не нужно требовать понимания прочитанного.
Подберите простую книгу и тренируйтесь в последовательном чтении. При этом периодически проверяйте положение «точки ориентации». Затем человека просят повторить прочитанное слово. Если у него не получается, то ему предлагают прочитать его несколько раз и объяснить его значение.
Следующий этап − умение понимать смысл предложений. Вначале специалист объясняет значение, а потом предлагает смоделировать ситуацию в воображении.
Освоение символов применительно к словам
Обязательно нужно объяснять значение слова при помощи толкового словаря. Кроме того, людям с дислексией нужно сразу осваивать правильное звукопроизношение слова, поэтому во время изучения слов делают их транскрипцию. Чтобы пациент усвоил новое слово, изучают его определение, составляют с ним предложения и представляют ситуации в воображении.
Облегчить усвоение нового слова можно при помощи моделирования ситуации с использованием пластилина. Кроме того, моделируют изучаемые буквы и числа, чтобы упростить их понимание. Человеку с дислексией проще будет представить эти модели в своем воображении. Чтобы закрепить новое слово его нужно повторить вслух несколько раз.
В коррекционной работе учитывайте, что скорость мышления у дислексиков высокая, поэтому нужно научить их читать неспешно и последовательно. Тогда человек сможет понимать смысл прочитанного. Это нужно, чтобы не закрепился навык механического чтения.
Эффективность занятий по методике Дейвиса высокая, потому что позволяет задействовать особенности, способствующие освоению навыка чтения. Продолжительность процесса коррекции зависит от индивидуальных особенностей пациента, но иногда специалисты советуют увеличить интенсивность занятий, что помогает за небольшой промежуток времени достичь высоких результатов. Уникальность методики Дейвиса в подходе к людям с дислексией: само определение, что это дар создает благоприятную атмосферу, которая благотворно влияет на процесс обучения.