Дислексия у взрослых и способы её коррекции
Трудности с чтением чаще возникают у детей. Дислексия у взрослых встречается реже, но приносит гораздо больше неудобств. У таких людей возникают проблемы на работе и при письменном общении.
Эту патологию тяжело диагностировать. Проблемы с устной речью более заметны окружающим, поэтому с ними чаще приходят к логопеду. Особенности чтения и письма могут восприниматься как обычная безграмотность, из-за чего люди не обращаются за помощью.
Особенности заболевания
Дислексия (греч. dyslexia — нарушение речи) относится к патологиям письменной части. Такие пациенты знают числа и буквы, могут читать, но им трудно отличать схожие символы друг от друга. При этом интеллектуальное развитие не страдает, а в головном мозге отсутствуют патологические очаги.
Устная речь пациентов не имеет особенностей. А на письме люди могут не различать схожие символы (6 и 9) или путать цифры и буквы (Е и 3). Возможность поставить диагноз есть только у взрослых людей. У детей это часто путают с невнимательностью или недостатком знаний по правописанию, а у подростков с рассеянностью и безалаберностью.
Причиной оптической дислексии становится недостаточное развитие зрительного анализа, познания, синтеза и ориентации в пространстве. Кроме замены букв и цифр на схожие символы, может наблюдаться зеркальное письмо. Также пациенты в строчном тексте способны пропускать элементы на стыке.
Состояние обостряется при недостатке витаминов, цинка, аминокислот и лецитина. Современные комплексы содержат их в достаточном количестве, чтобы поддерживать их концентрацию в организме на оптимальном уровне. Также стоит следить за количеством употребляемой жидкости, чтобы избежать обезвоживания.
Симптомом заболевания можно считать стойкое нежелание человека составлять письменные обращения даже при необходимости. Пациенты испытывают неловкость и стараются перепоручить задачу другому человеку. Это может выдать дислексика и стать причиной пристального внимания руководства к сотруднику.
План коррекции
Дислексия относится к заболеваниям, сопровождающимся нарушениями по нескольким направлениям. Коррекцию стоит проводить по каждому из них:
- увеличение зрительной памяти;
- улучшение восприятия картинки глазами, разобщения цветов, размеров и геометрических форм;
- формирование способности к синтезу и анализу при помощи зрения;
- улучшение ориентации в пространстве.
Кроме совершенствования работы зрительного анализатора, упор на занятиях делается на когнитивные функции. Для расширения лексического запаса и лучшего понимания слов существует упражнение со словарём:
- Человек выбирает слово и ищет его значение.
- Внимательно изучается транскрипция.
- Первый смысл слова читается вслух, включая транскрипцию и приводимый пример.
- Самостоятельно составляется несколько фраз или цельных предложений, подходящих под прочитанное определение слова.
- Из пластилина или глины изображается суть прочитанного (если это предлог, то нужно слепить функцию, которую он обозначает).
- Используя тот же материал, сделать все буквы, из которых состоит слово, и свериться со словарём на предмет возможных ошибок.
- Мысленно представить смысл пройденного слова.
- Вслух повторить определение изученного.
Если выполнение упражнения вызывает сложности на одном из этапов, его нужно продолжить выполнять до развития автоматизма. Затем можно переходить к изучению следующего слова. В результате не только расширится лексический запас, но и тренируется память и правописание.
Улучшить запоминание при помощи зрения можно и другими упражнениями. К наиболее эффективным относятся:
- «Что пропало?» − на ровную поверхность кладут несколько предметов или изображений (обычно не более 6), которые предлагается запомнить. Затем человек отворачивается, а второй убирает часть вещей. Пациент должен назвать спрятанные предметы.
- «Найди знакомых» − больному показывают несколько изображений или символов (до 6), а затем перемешивают с другими. Пациент должен выбрать те, которые он видел в начале.
- «Какие изменения?» − в ряд устанавливаются фигурки, буквы или картинки (не более 6) и пациент запоминает последовательность. Потом положение вещей меняется, а задачей больного становится вернуть их в изначальный порядок.
Эти упражнения помогут развить память, грамотность и увеличить словарный запас. Пациенты, регулярно выполняющие такие задания, начинают лучше писать и допускают меньше ошибок. Их мозг начинает работать так же, как у обычных людей.
Содержание логопедических занятий
Кроме пополнения лексической составляющей речи, лечение направлено на развитие понимания цветов, форм и размеров. Для этого используют набор различных геометрических фигур. Пациенту предлагается разбить их на группы по одинаковым признакам — форма, цвет, размер, и их комбинации. А затем то же самое проделать, разделяя их по тем же характеристикам.
Другой способ развития восприятия заключается в том, чтобы под геометрические фигуры подбирать похожие по форме предметы. Затем даётся задание на поиск вещей того же цвета. Это помогает не только научиться дифференцировать предметы по признакам, но и подключает воображение.
Следующее направление в занятиях заключается в формировании ощущения пространства и своего тела. Человек сначала усваивает соотношение сторон относительно себя, а затем переносит это на предметы. Поэтому упражнения первично строятся на просьбах определить положение предмета по правую и левую руку. А затем одной вещи или картинки относительно другой.
После отработки задания на предметах и картинках, можно переходить к буквам и цифрам. На листе бумаги проводят линию и просят написать определённый символ слева или справа от неё. В следующем упражнении нужно поставить точку, под ней крестик, а справа от неё кружок. Затем человеку предлагается назвать, как нарисованные фигуры расположены относительно друг друга.
Развивать также следует зрительный гнозис.
Это можно сделать несколькими способами:
- перечислить, контуры каких предметов изображены на картинке, и назвать, какие из них перечёркнуты;
- среди множества контуров определить те, что наложены один на другой.
После успешно пройденных заданий на предметы, стоит перейти на упражнения с буквами. В число наиболее простых и эффективных входят:
- найти ошибки в словах, связанные с расположением букв;
- вставить пропущенный символ;
- обнаружить нужную букву среди других;
- обвести контуры заданного символа;
- сопоставить одинаковые строчные и прописные буквы;
- озвучить или переписать перечёркнутые символы;
- дифференцировать наложенные одна на другую буквы.
За этапом работы с гнозисом следует тренировка зрительного анализатора на предмет различия и сходства между буквами. Для этого используют несколько приёмов:
- поиск буквы среди похожих;
- после быстрой демонстрации буквы нарисовать её по памяти;
- составить из счётных палочек по рисунку фигуру или символ;
- сложить букву из её частей;
- дорисовать символ по памяти;
- найти правильное изображение буквы между её реальным написанием и зеркальной проекцией;
- сделать из одной буквы другую (из К в Ж, Л в А, Г в Б, З в В);
- найти пары символам, состоящим из схожих частей (Р и Ь, П и Н, И и П, Г и Т);
- определить буквы с минимальными различиями (Р и В, З и В, С и О).
Чтобы символы перестали смешиваться, каждому придумывают характеристику по схожести с предметом или животным, название которого начинается на этот же звук — У-уши, З-змей, П-перекладина, О-обруч и т. п. В некоторых случаях эффективно использование рельефных изображений. После того как упражнения отработаны на отдельных буквах, переходят к слогам, словам, фразам и предложениям.
Упражнения для развития чтения
Человеку с дислексией нужно исправлять не только зрительное восприятие отдельных объектов, но и работать над навыком чтения. Для этого разработан комплекс упражнений:
- Синхронное чтение — двое людей читают одновременно то вслух, то молча. Задача — начать вместе после тихого отрывка.
- Опять 25 — засекается 60 с, за которые человек читает определённый отрывок текста и отмечает место, на котором закончил. Затем снова возвращается в начало и за тот же промежуток времени успевает изучить большее количество текста. Максимально упражнение повторяют трижды. Оно создаёт положительную мотивацию, так как довольно лёгкое в исполнении.
- Стоп — поехали — это упражнение тоже относится к группе интервального чтения. Человек озвучивает текст, но по команде прекращает и поднимает взгляд от книги, держа паузу с закрытыми глазами. Затем снова опускает голову и продолжает чтение с момента, на котором прекратил. Задание выполняется не дольше 5-ти минут.
- Спринтер — отрывок читать нужно быстро, но чётко. На это упражнение отводится полминуты.
- Молния — начало в комфортном темпе и вслух, продолжение на максимальной скорости молча. Интервалы длятся от 20 секунд на начальном этапе до 2-х минут при достаточном владении упражнением.
- Актёрское чтение — отрывок текста произносится вслух первый раз, затем второй с большим выражением, после чего человек не останавливается на знакомой части, а продолжает читать дальше. При этом темп и выразительность речи сохраняются на какое-то время и на неизвестном тексте.
Выполнять упражнения можно под руководством логопеда или самостоятельно, попросив о помощи у близких для контроля. Но нужно понимать, что лечить дислексию стоит под контролем специалиста. Поэтому его стоит посещать минимум раз в 3 месяца для контроля состояния.
Дислексия встречается часто, и выявляется у людей разного возраста. Она может длительное время существовать скрыто, но при обнаружении доставит массу неудобств. Поэтому не стоит отказываться от коррекции, ведь это способно улучшить качество жизни и наладить рабочие отношения.