Постановка, артикуляция и автоматизация звука Щ

Нарушения звукопроизношения наблюдаются у большого процента детей в возрасте от 4-х до 6-ти лет. Чаще всего группы «проблемных» звуков − это свистящие, сонорные (р-л), шипящие. В частности, более подробно рассмотрим последнюю из них, а именно, нарушение «Щ». Постановка звука Щ необходима детям, страдающим проблемами в произношении данного звука.

Логопедическая работа по устранению недостатка в произношении Щ

Этапы логопедической работы

Традиционно вся логопедическая работа по устранению дефекта в произносительной стороне речи проводится поэтапно следующим образом:

  • I этап – постановочный;
  • II этап – автоматизация;
  • III этап – дифференциация Щ.

На каждый этап может быть затрачено различное количество занятий, так как к каждому ребенку подход должен быть индивидуальным. Для работы с детьми логопед подбирает материал в зависимости от возраста, способности усваивать новые знания и применять их, от уровня нарушения в звукопроизношении и множества других факторов.

Причины расстройства в произношении звука Щ

Фактором, играющим главную роль в возникновении дефекта, является недостаток формирования речи. Если ребенок не произносит один и более звуков, могут поставить диагноз дислалия или дизартрия (в более легком варианте − дизартрический компонент).

Дизартрия является «двигательным» расстройством речи. Это нарушение артикуляции в целом. Оно вызвано повреждением ЦНС (центральной нервной системы). Проблема затрагивает не только артикуляцию отдельных звуков, но также проявляется в виде нарушения дыхания, голоса, мелодичности и ритма речи.

Причины нарушения произношения звука щ

Причинами дизартрии являются повреждения головного мозга:

  • При беременности − например, кровоизлияние в мозг ребенка с дефицитом витамина К, несовместимостью резус-факторов ребенка и матери.
  • Во время тяжелых родов − ребенок с избыточным весом, длительные (затяжные) роды, заражение крови, асфиксия плода (недостаток кислорода).
  • В первые месяцы жизни − воспаление мозга и оболочек (менингит, энцефалит), интоксикация.
  • В более позднем возрасте − различные травмы головы, опухоли, цереброваскулярные заболевания, дегенеративные и токсические повреждения нервной системы.

При дислалии у ребенка слух в норме и сохранна иннервация артикуляционных органов. Причинами нарушения «Щ» в этом случае, могут быть:

  • слабая иннервация мышц языка;
  • проблемы с фонетико-фонематическим слухом;
  • подражание неправильной речи взрослых.

Работа при дислалии ведется эффективнее и может быть, в зависимости от причины, устранена достаточно быстро. При дизартрии же без посещения коррекционной группы и систематических занятий с логопедом не обойтись.

Артикуляция «Щ»

Артикуляционный уклад звука щ

Прежде чем приступить к проведению коррекционной работы по постановке звука, логопед уточняет правильное ли артикуляционное положение. В случае с постановкой Щ артикуляция включает в себя следующую позицию речевых органов:

  • Зубы сомкнуты, либо между ними остается небольшое пространство, при этом губы, как и при произнесении «Ш», в улыбке, немного округлены и выдвинуты.
  • Голосовые складки не задействованы, звук глухой.
  • Кончик языка чуть изогнут, приподнят вверх и направлен к передней части верхнего неба, тянется к передним зубам; боковые части языка при этом упираются в зубы верхней челюсти, спинка языка немного выгнута, образуя вместе с передней частью языка как бы желобок, по которому будет идти воздушная струя.
  • Воздух, полученный на выдохе с произнесением звука Щ, теплый, щеки при этом не раздуваются.

Постановка «Щ»

Постановка звука проводится при помощи логопедических зондов, либо заменяющего их оборудования. Иногда логопеды используют самодельные зонды, одноразовые ватные палочки. Звук «Щ» механически ставится от схожего ему артикуляционного положения звука «Ш». Если ребенок не произносит оба этих звука, то сначала ставится «Ш», а от него уже затем проводится постановка «Щ».

Главное отличие между этими двумя звуками заключается в расположении спинки языка во время произнесения. Чтобы получился Щ, нужно попросить ребенка пошипеть (говорим, как змея: ш-ш-ш), и в это время зондом (допускается даже пальцем, предварительно продезинфицировав руки и надев перчатки) выгнуть спинку языка и постараться ее приподнять к верхнему небу.

Логопедический зонд для постановки звука щ

Основная цель постановочного этапа – закрепить правильное положение органов артикуляции в изолированном произношении звука. Для того чтобы эта ступень коррекционной работы была пройдена беспрепятственно, перед каждым занятием ребенок прорабатывает со специалистом комплекс артикуляционной гимнастики, способствующей укреплению иннервации языка. Вот несколько упражнений, которые можно использовать не только на уроках с логопедом, но и дома:

  1. «Улыбка» − «хоботок»: эти два упражнения хорошо чередовать друг за другом, притом можно начинать медленно выполнять с задержкой на статическое положение в 5-7 секунд, затем ускоряясь, но не забывая о правильности выполнения (в улыбке – зубы сомкнуты, губы растянуты; «хоботок» − губы тянем вперед, округляя, как при произношении звука «У»).
  2. «Качели» − рот открыт, кончик языка движется то вверх, то вниз, касаясь верхней, затем нижней губы.
  3. «Грибочек» − передней и средней частью языка ребенок присасывается к верхнему небу, затем, не отрывая языка, начинает потихоньку открывать как можно шире рот. Таким образом, происходит натяжение подъязычной уздечки и укрепление мышц языка.

Автоматизация «Щ»

Автоматизация звука выполняется различными способами как во время индивидуальных занятий, так и групповых. Этот этап подразумевает включение звука в связную речь, доведение его до автоматизма за счет повторения и закрепления в слогах, словах, предложениях, а затем при чтении стихотворений, текстов, скороговорок:

  • Сначала вводятся слоги: прямые «ща-що(ё)-ще-щу-щи) и обратные (ащ-ущ-ыщ-ыщ-о-щ-ищ).
  • Затем слова, в которых звук находится в начале (щука, щенок, щетка), после в середине (удилище, роща, пища) и в конце (клещ, плащ, помощь).

Логопед использует в своей работе чистоговорки со звуком Щ, например:

  • Ща-ща-ща – кто хотел борща.
  • Щу-щу-щу – я тебя ищу.
  • Щи-щи-щи – мама варит щи.

Чистоговорки на звук щ

После чистоговорок хорошо давать чтение или составление предложений. К примеру, можно предложить ребенку составить рассказ по сюжетным картинкам, либо прочитать предложение с заменой некоторых слов на рисунки. Заключительной частью на этапе автоматизации будет заучивание стихотворений, поговорок и скороговорок.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Прочитали! Пожалуйста, оцените статью!
(Пока оценок нет)
Оставьте свой комментарий
Поделитесь своим мнением о статье. Что показалось вам особенно полезным, как данная информация помогла в решении проблемы?




ВНИМАНИЕ! Информация, опубликованная на сайте, носит информационный характер, не является рекомендацией к применению и представлена исключительно в ознакомительных целях. Любое практическое использование возможно только после консультации с логопедом!
Наверх