Особенности клинико-психолого-педагогической характеристики детей с дизартрией
Коррекция того или иного нарушения речи не такое простое дело. Психологические особенности детей с дизартрией нужны для составления полного представления о дефекте. Часто такой категории дошкольников недостаточно помощи только логопеда.
Для успешного преодоления проблемы необходимо воздействие медицинское, психологическое и педагогическое. Только комплексный подход позволит полностью справиться с нарушением.
Общая информация
При дизартрии нарушается работа двигательных нервов. Из-за этого речь ребенка сложно переключается между звуками, она малоразборчива и звучит смазано. Могут отмечаться проблемы с дыханием, интонацией.
В основе дефекта всегда лежат проблемы с нервной системой. Чаще всего они возникают вследствие неблагоприятного течения беременности и родов. Небольшая нехватка кислорода негативно сказывается на работе головного мозга.
В первый год жизни детский организм очень чувствителен к разного рода инфекциям и травмам. Любое подобное воздействие может привести к гибели нервных клеток и развитию патологий.
Чаще всего дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу. Но ее легкие формы отмечаются и у дошкольников без этих патологий. Проявления дефекта могут иметь разную степень выраженности.
Особенность этого нарушения в том, что дошкольник не чувствует мышцы ротовой полости – ни напряжение, ни расслабление. Именно это затрудняет переключаемость органов с одного звука на другой звук.
Могут возникать сложности с формированием связи между движениями органов артикуляции и услышанного звука. У детей есть проблемы с моторикой, часто они неуклюжие и неловкие.
Физические проявления
Многие исследователи занимались изучением детей с дизартрией. Это позволило выделить важную особенность: данная категория не отличается однородностью.
Это значит, что любые формы, вплоть до самых тяжелых, могут отмечаться у детей с нормальным интеллектом, в то время как легкие проявляются у дошкольников с нарушениями интеллекта.
Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией позволяет составить полное представление об индивидуальных особенностях и потребностях группы. Только на ее основе можно составить правильный план работы.
Благодаря исследованиям специалистов удалось выяснить, что нет зависимости между тяжестью дефекта и выраженностью патологии.
Чаще всего подобное нарушение отмечается у детей:
- нормального развития;
- с задержкой психического развития (ЗПР);
- с умственной отсталостью;
- с гидроцефалией.
В последние годы выделяют еще одну категорию детей – с минимальными мозговыми дисфункциями (ММД). Для нее характерны не только проблемы с речью, но и нарушения высших психических функции (ВПФ).
В физическом развитии могут отмечаться некритичные задержки. Ребенок чуть позже поползет, сядет, встанет. Отставание не будет серьезным. Будут небольшие сложности с манипулированием предметами и тонкими движениями пальцев.
В большинстве случае не наблюдаются серьезные проблемы с общей и мелкой моторикой. Отмечается некоторая нескоординированность движений, неловкость в выполнении заданий. Тяжело осваивают навыки самообслуживания. Сложно дается выполнение гигиенических действий. Например, набрать в рот воды и прополоскать не так просто.
В дошкольном возрасте с трудом застегивают пуговицы, завязывают шнурки и т. п. В подвижных играх уступают сверстникам в ловкости и скорости реакции.
Особенности психологии
Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией позволяет правильно выстраивать работу специалистов. В ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) с ребенком будет заниматься не только логопед, но и психолог.
По проявлениям категория неоднородная. У некоторых отмечается плохая приспосабливаемость к изменяющимся условиям среды. Они будут бояться всего нового и отказываться к нему привыкать. При столкновении с трудностями предпочитают избегать их, а не решать.
Другая группа в психологических проявлениях будет отличаться кардинально. У них быстро истощается нервная система, отмечается чувствительность к погоде и высокий уровень возбудимости. Для них характерен плохой аппетит и сон.
Часто в детском возрасте дизартрия сопровождается тревожностью. Ребенок редко находит причину своей неудачи. Игра отличается примитивностью и стереотипностью.
В психологическом плане появляются проблемы со сферой мотивации. Особенно ярко это видно в школьном возрасте. В некоторых ситуациях протест выражается истериками.
Дети могут отказываться посещать уроки, выполнять задания дома, игнорировать требования учителя и т. п. Все это связано с острым переживанием дефекта и ощущением личной несостоятельности.
Педагогическая характеристика
Логопедия включает в себя не только нарушения устной речи, но еще и письменной. При несвоевременной помощи или при тяжелом дефекте проблемы будут с письмом и чтением.
В дошкольном возрасте отмечается позднее формирование интереса к рисованию. Дети с трудом овладевают карандашами, ручками, ножницами. Не регулируют силу надавливания на письменную принадлежность, тяжело заштриховывают область.
В педагогическом плане им тяжелее всего дается физкультура и музыка. Это связано с неразвитостью двигательной сферы. Не даются прыжки на одной ноге, смена поз, движения под музыку.
Из-за проблем с памятью и вниманием плохо учатся. При отсутствии понимания со стороны учителя у детей формируется негативизм и появляются психологические проблемы.
На занятиях в садике и на уроках часто суетливы, непослушны и раздражительны. Могут быть грубыми со старшими.
При отсутствии первичного нарушения интеллекта, дизартрики способны усваивать стандартные образовательные программы. Они могут быть любознательными, но из-за быстрой утомляемости плохо усваивают большие объемы информации.
Иногда могут возникать проблемы с определенным типом восприятия, например, зрительным. В таком случае ребенку тяжело дается различение схожих оттенков или сравнение двух предметов по размеру.
Может не слушать задание воспитателя, перебивать его, кричать и легко отвлекаться. Заставить его что-то делать долгое время невозможно. Любой раздражитель быстро переключает его внимание на что-то иное. Поэтому в кабинете для занятий не должно быть ярких картинок, игрушек или другого оборудования. Они будут только отвлекать.
В школьное время желательно размещать таких детей на 1-2 парту. Это позволит памяти хорошо работать и усваивать материал.
Формирование речи
Дизартрия – это логопедический диагноз, поэтому роль специалиста ведущая. Основа нарушения — это проблемы со звуками. Они могут искаженно произноситься, отсутствовать, заменяться.
Часто наблюдается смягчение твердых звуков и озвончение глухих.
Отмечается вялость речи, отсутствие интонации, быстрая утомляемость приводит к медленному темпу. В некоторых случаях детям тяжело выразительно прочитать стишок.
В речевом плане дизартрия проявляется в разной степени. При анартрии речь отсутствует полностью.
Типичные нарушения:
- страдает группа свистящих звуков;
- межзубное произношение;
- плохое различение звуков на слух.
Часто проблема сопровождается повышенным слюноотделением, слабым дыханием и плохой переключаемостью позиции органов речи. В ходе обследования логопед проверяет состояние всех компонентов речи. При дизартрии лексика и грамматика страдают редко.
Во время осмотра можно увидеть состояние мышечных органов, например, языка и губ. При повышенном тонусе они будут напряжёнными. Например, язык будет не спокойно лежать в полости, а располагаться в виде горки, кома. При низком тонусе будет обратная ситуация: язык будет распластан, с трудом подниматься.
Несмотря на нормальное состояние слуха, ребенок практически не будет выделять конкретный звук из потока речи. Подобные задания почти невыполнимы для него.
Для правильной коррекции нарушения необходима комплексная работа специалистов нескольких профилей — врачебного, психологического и педагогического. Только при таком подходе удастся полностью искоренить проблему.
Родителям не стоит затягивать с визитами к специалистам, так как с возрастом дефект будет сложно устранить. В школьном возрасте это вызовет проблемы с письмом и чтением, в подростковом возникнут вторичные личностные нарушения.